Применение изречений Навои в развитии письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (37) февраль 2012 г.

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Парпиев, О. О. Применение изречений Навои в развитии письменной речи / О. О. Парпиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 292-293. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4257/ (дата обращения: 24.04.2024).

Использование изречений Навои имеет огромное образовательное и воспитательное значение в повышении навыков письменной речи учащихся это:

  1. Способствует глубоко и полноценно понять произведения Навои;

  2. Облегчает представление практического значения, жизненного содержания изречений Навои;

  3. Выполняет функцию важного источника при усовершенствовании общих речевых навыков и умений учащихся.

Здесь мы будем говорить только о методах использование изречений Навои.

Известно, что изречения Навои можно встретить и в отдельных произведениях («Махбуб ул-кулуб», «Арбаъин»), и в составе других произведений (газель, рубаи, поэма «Хамса»)

В начальном периоде учитель сам может читать или писать на доске, а также может применять наглядные пособия, технические (пособия) средства, компьютерную технологию. А после найти их в процессе работы, полноценно использовать их по желанию и инициативе учащихся.

На уроках родного языка для выбора девиза уроках учащимся даётся изречения Навои. В младших классах может использоваться повествовательное изложение.

Крестьянин, посеявший овес, не может собрать пшеницу

Благовоспитанные люди достигают плода счастья.

Неуместное старание хуже безделья.

Если народ тебя не защищает -

Ищи причину в себе

Что надо говори, а что не надо – промолчи

Вода льдом, еда с солью, человек словом прекрасен.

При выборе эпиграфа к письменной, творческой, домашней и классной работам применения изречений Навои уместны. Конечно, при этом надо исходить из темы творческих работ.

Пир Навои, сколько пирующих людей

Но в единстве совесть и нрав милей

Что за птица из благородства крыло

Не низок уважение к отчизне было

Не мало вне земли ищущих цветов

Много цветов на земле и цветущих краев.

Мы на практике применили задание «Комментарий изречений Навоий». Для этого выбирается один из изречений Навои, связанное с темой даётся комментарий изречений. При этом даётся возможность свободному мышлению на основе своего мировоззрения и представления. Объём письменной работы может состояться из маленького текста ( в объёме 3-4 предложений), до пол страницы и одной полной страницы. При этом указывается и на ограничении времени (например, 5,10,15 минут). Только после составления текста даётся грамматическое задание (например, объясните значение производных и непроизводных существительных в тексте, распространите предложение однородными членами; определите чем выражено дополнение)

Игра «Восстановим изречения Навои» не только развивает устную и письменную речь учащихся, но и способствует творческому мышлению». Для это берётся изречение Навои и места слов меняются. Учащимся даётся задание восстановить фразу. Обратим внимание на строку из «Фархада и Ширин»

Трав сто тысяч гибнут в цветущих садах, но

Красивый стан мишь стоит сто лет свободно.

Учащимся даётся это в следующих формах:

  1. Вариант лёгкий. При этом в фразе меняется места 1 и 2 слов. В качестве помощи учащимся на местах остаются рифмующие слова:

Тысяч сто трав гибнут в цветущих садах, но

Стоит лишь красивый стан сто лет свободно.

2) Средне-сложный вариант. При этом желательно оставить рифмующие слова на месте. Только количество меняемых слов увеличивается:

Сто тысяч трав гибнут цветущи в садах, но

Лишь красивый стан стоит сто лет свободно.

  1. Сложный вариант. При этом меняется места не только рифмующих слов, но и фраз. Но такие задания выполняются только после специальной подготовке, сформулированных навыков и умений учащихся.

Такие занятия можно считать умственной гимнастикой. Они приближают учащихся к творчеству Навои, что развивает самостоятельный и творческий интеллект, наряду с этим выполняет функцию источника устную и письменную речь.

Страница неписаная правды есть

Всяк люд должен эту страницу учесть.

Будь далёк от делов «Брать чтобы дать».

Не лучше ли не брать дабы отдать.


Литература:
  1. Алишер Навоий. «Махбуб ул-кулуб». – Ташкент:1983.

  2. Алишер Навоий. Сборник. 20 томов. Ташкент: 1998.

  3. Алишер Навоий. «Фархад и Ширин». Ташкент: 1989.

3


Основные термины (генерируются автоматически): изречение Навои, красивый стан, использование изречений Навои, комментарий изречений, письменная речь учащихся, слово, умение учащихся.


Похожие статьи

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, иностранный язык, устная речь, вид работы, письмо, слово, том, умение.

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык. Применение изречений Навои в...

Возможности межпредметной взаимосвязи в развитии устной...

Применение изречений Навои в развитии письменной речи.

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы).

Lesson Study: «Как через использование различных приемов...»

Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи школьников сегодня остается значимой проблемой.

Объектом исследования стала устная монологическая речь учащихся N-го класса.

Формирование речевых умений младших школьников при...

В ходе такой работы у учащихся развивается умение точно подбирать слова, верно строить предложения на заданную тему.

7. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.

Социальные комментарии Cackle.

Применение изречений Навои в развитии письменной речи

Библиографическое описание: Парпиев О. О. Применение изречений Навои в развитии письменной речи // Молодой ученый.

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Ключевые слова: выразительность речи, средства развития выразительности речи, критерии оценки

Проблема развития выразительности речи учащихся младших классов приобретает сегодня

Поэтому развитие умений связно излагать мысли в устном и письменном виде...

Текст-рассуждение как форма обучения студентов...

Текст-рассуждение для учащихся и студентов является наиболее трудно осваиваемой формой речи.

б) слово бег относится к мужскому роду: быстрый бег, красивый бег и др.

2. Золотова Л. М. Обучение устной монологической русской речи.

Текст как основа обучения подготовленному монологическому...

Умения устной монологической речи на основе текста приобретают на этом этапе, наряду с большей автоматизированностью составляющих его навыков, комплексный характер, что проявляется в использовании в отдельных

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Похожие статьи

Обучение письменной речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): письменная речь, иностранный язык, устная речь, вид работы, письмо, слово, том, умение.

Совершенствование умений и навыков письменной речи у студентов, изучающих английский язык. Применение изречений Навои в...

Возможности межпредметной взаимосвязи в развитии устной...

Применение изречений Навои в развитии письменной речи.

Бланковая методика как средство развития устной и письменной речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы).

Lesson Study: «Как через использование различных приемов...»

Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи школьников сегодня остается значимой проблемой.

Объектом исследования стала устная монологическая речь учащихся N-го класса.

Формирование речевых умений младших школьников при...

В ходе такой работы у учащихся развивается умение точно подбирать слова, верно строить предложения на заданную тему.

7. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся.

Социальные комментарии Cackle.

Применение изречений Навои в развитии письменной речи

Библиографическое описание: Парпиев О. О. Применение изречений Навои в развитии письменной речи // Молодой ученый.

К проблеме развития выразительности речи младших школьников

Ключевые слова: выразительность речи, средства развития выразительности речи, критерии оценки

Проблема развития выразительности речи учащихся младших классов приобретает сегодня

Поэтому развитие умений связно излагать мысли в устном и письменном виде...

Текст-рассуждение как форма обучения студентов...

Текст-рассуждение для учащихся и студентов является наиболее трудно осваиваемой формой речи.

б) слово бег относится к мужскому роду: быстрый бег, красивый бег и др.

2. Золотова Л. М. Обучение устной монологической русской речи.

Текст как основа обучения подготовленному монологическому...

Умения устной монологической речи на основе текста приобретают на этом этапе, наряду с большей автоматизированностью составляющих его навыков, комплексный характер, что проявляется в использовании в отдельных

Обсуждение. Социальные комментарии Cackle.

Задать вопрос