Автор: Краснова Елена Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (37) февраль 2012 г.

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Краснова Е. Н. Значение подготовки бакалавра физической культуры к управленческой деятельности в современных социально-экономических условиях // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 274-277.

В настоящее время в условиях жесткой рыночной конкуренции и нехватки высококвалифицированных профессионалов в сфере физической культуры и спорта встает вопрос о качественно новом содержании подготовки выпускников. На фоне высокой динамики экономических условий отраслевой рынок труда остро нуждается в управленческих кадрах по физической культуре, умеющих принимать грамотные управленческие решения в системе постоянно изменяющихся условий рынка - появляются новые участники этого рынка и новые технологии, встают новые проблемы и намечаются новые тенденции.

Под  конкурентоспособностью   выпускника  вуза на рынке труда мы понимаем способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание за трудоустройство на «хорошее» рабочее место, соответствующее полученной в вузе специальности (профилю подготовки), за счет наилучшего соответствия уровня его профессиональной подготовки и личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей.

Деловая  составляющая   конкурентоспособности  характеризует конкурентные преимущества  выпускника  вуза, а также влияет за формирование стратегии поведения при взаимодействии с работодателем и построение будущего карьерного роста.

Анализ подходов к трактовке  конкурентоспособности   выпускника  вуза позволил определить содержание выделенных  составляющих   конкурентоспособности: мотивационную, личностную и деловую.

В.И.Андреев выделяет десять основных качеств личности, определяющих конкурентоспособность: четкость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, лидерство, стремление к саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному росту и высокому качеству продукта труда [1, с.75].

Квалификационная  составляющая  среди прочих  составляющих   конкурентоспособности   выпускника  вуза занимает центральное место. Она напрямую связана с профессиональной трудовой деятельностью и косвенным образом находит отражение в содержании остальных  составляющих   конкурентоспособности.

Повышение эффективности управленческой деятельности напрямую зависит от правильного понимания и умения четко определять функции управления. Необходимо понимать, как взаимосвязаны между собой сотрудники в процессе управления.

Управление – целостная система, в которой развивается общество посредством взаимодействия друг с другом. А.Г. Спиркин выделяет 2 принципа действия механизма управления – стихийный и сознательный.

Стихийное управление рассматривается как случайное взаимодействие социальных сил, складывающееся из массы целенаправленных сознательных действий. Его моделью выступает рынок физической культуры и спорта. Но экономическая жизнь общества не является саморегулирующейся системой: она не может обходиться без определенного механизма управления, т.е. участия планирующей и регулирующей силы человеческого разума [3, с.65].

В процессе управления главной задачей выступает разработка и исполнение управленческих решений. При выработке управленческого решения необходимо учитывать многообразие вариантов решения поставленной задачи и выбор из всех возможных наиболее отвечающего ситуации оптимального варианта. Необходимым условием принятия эффективного управленческого решения и осуществления контроля за его исполнением является качество, своевременность, оперативность поступления информации. В этом и заключается компетентность управляющего лица. Для того чтобы управленческие решения были эффективными, они должны удовлетворять ряду требований:

- быть всесторонне обоснованными и своевременными, ставить реальные цели и сроки выполнения;

- основываться на полной и достоверной информации;

- не противоречить ранее принятым документам, согласовываться с ними;

- характеризоваться полнотой содержания, охватом всех аспектов проблемы;

- охватывать объект и субъект управления, а также взаимодействовать между ними;

- не противоречить действующему законодательству, а опираться на него;

- находиться в рамках, установленных для органа управления компетенции, прав и полномочий.

Выделение функций управления вызвано многообразием управленческой деятельности, т.е. процессами принятия решений. Каждая функция характеризует специфическую управленческую деятельность, и совокупность таких функций формирует конкретную систему управления.

В настоящее время выделяется 6 основных функций управления:

- прогнозирование – система научно-обоснованного представления о вероятности состояния объекта управления в будущем;

- планирование – деятельность по созданию условий для целенаправленного, динамичного и пропорционального развития объекта менеджмента путем разработки различных планов;

- организация – деятельность по созданию новых и качественному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;

- регулирование – согласование действий подсистем в соответствии с целями системы с управлением и поддержанием этого согласования на протяжении цикла управления;

-коррекция – деятельность по обеспечению бесперебойности и непрерывности процесса управления, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними.

-контроль – деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте управления, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера [2, с. 256].

Следовательно, руководитель (управленец) в сфере физической культуры и спорта должен четко понимать и решать не только текущие задачи, но и быстро адаптироваться к постоянно возобновляющимся новым условиям. Он должен быть как умственно, так и физически тренирован, в научном и поведенческом плане высоко образован, обладать явными лидерскими качествами, иметь развитое воображение, ему должно быть присуще понимание того, как управлять в конкурентной среде.

В связи с существующими требованиями к подготовке бакалавра физической культуры наблюдается увеличение аудиторных часов по экономическому циклу дисциплин в условиях перехода образования от специалитета к бакалавриату, что подтверждается в ходе анализа государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 032100.62 Физическая культура и 034300.62 Физическая культура.

Представленные в таблице 1 данные, убедительно показывают необходимость пересмотра содержания подготовки бакалавра физической культуры в существующих экономических условиях в целях повышения эффективности подготовки бакалавра по физической культуре к успешной управленческой деятельности и конкурентоспособности.

Таблица 1

Сравнительный анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта

Дисциплина

Специальность 032101.62 Физическая культура и спорт

Направление подготовки 032100.62

Физическая культура

Направление подготовки 034300.62

Физическая культура

лекции

практ.

всего

ауд.

лекции

практ.

всего

ауд.

лекции

практ.

Всего

ауд.

Экономика

36

18

54

18

20

38

-

-

-

Экономика физической культуры и спорта

9

9

18

18

20

38

18

16

34

Менеджмент физической культуры и спорта

9

9

18

16

14

30

30

42

72

Маркетинг физической культуры и спорта

18

18

36

36

18

54

22

22

44


Таким образом, овладение всем комплексом качеств, составляющих конкурентоспособность выпускника, является долгим и сложным процессом. Его эффективность определяется, прежде всего, постоянной и глубокой заинтересованностью студентов в поиске, формировании и упрочении в собственной личности качеств и свойств, которую должно обеспечивать высшее учебное заведение.

Следовательно, поиск форм и методов и основных составляющих в формировании управленческой компетентности, на пути становления конкурентоспособного профессионала-управленца в области физической культуры и спорта в системе подготовки высшего профессионального образования является необходимостью.

При этом подготовка конкурентоспособного профессионала в условиях высшего учебного заведения должна обеспечиваться рядом психолого-педагогических условий, включающих в себя четыре группы:

– концептуально–методологические, выбор которых определен высшим учебным заведением как местом непосредственной педагогической деятельности, и выявленными закономерностями развития конкурентоспособности (реализация андрагогических принципов, опора на индивидуально–личностный, системный и деятельностный подходы);

– конкретно–методологические, конкретизирующие условия первой группы и обеспечивающие возможность реализации закономерностей (пролипрофессиональность, природосообразность, вариативность, контекстность и практикоориентированность образования, учет экономических критериев конкурентоспособности);

– содержательно–методические, обусловленные сущностью решаемой задачи – развитием конкурентоспособности будущих специалистов в образовательном процессе вуза (ориентация на сущность структурных компонентов и детерминантов конкурентоспособности при выборе и реализации содержания образования);

– организационно–технологические, описывающие непосредственные способы конкуренторазвивающей организации образовательного процесса и содержательно–целевые этапы образовательной деятельности (организация психолого–педагогического сопровождения развития конкурентоспособности студентов и конкуренторазвивающей деятельности педагогов, конкуренторазвивающая организация учебной, практической и воспитательной деятельности в вузе) [4].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для управления в отрасли физической культуры и спорта выпускнику необходима обстоятельная междисциплинарная подготовка, обязательно включающая цикл социально-экономических дисциплин таких, как экономика физической культуры и спорта, менеджмент физической культуры и спорта, маркетинг физической культуры и спорта, расширяющие его информационное поле и повышающие управленческую компетентность.


Литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.- Казань, 1996.-343 с

  2. Зуев В.Н. Менеджмент и менеджеры отечественной физической культуры и спорта. – М.: Физическая культура, 2006. – 400с.

  3. Тенилов Е.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста-педагога в ВУЗе// Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 1 – С. 63-66

  4. Хазова С.А. Конкурентоспособность будущих специалистов по физической культуре и спорту. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 9 октября.
    http://www.eidos.ru/journal/2009/1009-2.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, бакалавра физической культуры, управленческой деятельности, сфере физической культуры, выпускника  вуза, подготовки бакалавра физической, конкурентоспособности  выпускника  вуза, современных социально-экономических условиях, физической культуре, Похожая статья, рынок физической культуры, физической культуры студентов, составляющих  конкурентоспособности, экономика физической культуры, менеджмент физической культуры, отрасли физической культуры, маркетинг физической культуры, области физической культуры, развития конкурентоспособности, процессе управления.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос