Играя, развиваем внимание у ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (37) февраль 2012 г.

Статья просмотрена: 572 раза

Библиографическое описание:

Токарев, А. А. Играя, развиваем внимание у ребенка / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 238-240. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4240/ (дата обращения: 19.04.2024).

Важнейшим итогом психического развития в возрасте до шести лет появляется возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствует уровень сформированности у них логического мышления, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации. Вместе с тем дети нуждаются в целенаправленном обучении по формулированию ряда качеств, необходимых для полноценного осуществления учебной деятельности. При этом особое значение придается формированию произвольной деятельности поведения – в частности.

В дошкольном возрасте в современном мире отмечено много случаев детей со слабо развитым логическим мышлением, памяти и воображения, неустойчивого внимания, нарушением моторики. Что в свою очередь может влиять на учебную деятельность.

Нарушениями же, расстройствами, дефектам называются всевозможные отклонения от нормы психофизического развития, т.е. от общепринятого в данном проявлении или восприятия её.

В значительно меньшей части психические нарушения обусловлены болезнями органического или функционального характера. В большинстве таких случаев, как правило, болезненный процесс завершился, обусловив некоторые особенности психофизического развития в дальнейшем, поддерживаемые иногда конечными явлениями. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка, могут приводить к определенным нарушениям. При анализе нарушений необходимо учитывать большие компенсирующие возможности развивающего детского мозга. У ребенка в значительной большей степени, чем у взрослого сохранные и развивающиеся участки коры головного мозга могут брать на себя функции пораженных. И здесь применяются педагогические методы.

Вниманию читателей предлагаю две полезные игры, которые направлены на развитие психических процессов, т.е. логического мышления, внимания, памяти, воображения и моторики. Данный комплекс игр предназначен не только для детских садов, но и для игры в домашних условиях и на детских площадках.

Прятки с игрушками

Чем полезна: Развитие устойчивости внимания, логического мышления, памяти и моторики.

Игровой материал. Пять-семь игрушек. Это могут быть куклы, зайчик, мишка, лошадка, машинки (грузовик, автобус и т.д.), игрушеч­ная посуда (кастрюлька, сковородка), военные игрушки (самолет, ракета, танк). Игрушки дол­жны быть среднего размера (примерно 20-25 см в высоту), очень привлекательными для детей и новыми (их можно взять на время в соседних группах детского сада).

Особенности игры и ее воспитательное значение. Цель этой игры — развивать у детей устойчивость внимания. Развитие способности удерживать в памяти определенную цель, не отвлекаясь на постороннее, очень важно для детей дошкольного возраста. Без этого они не смогут успешно учиться в школе, выполнять какую-либо работу, доводить дело до конца. Конечно, ребенку не так-то просто владеть своим вниманием и не отвлекаться. Но в предлагаемой игровой ситуации малыш будет сам заинтересован в этом.

Игра носит характер забавы и связана с прятками и поисками. Устойчивое и сосредоточенное внимание удерживается с помощью привлекательных игрушек. Играть могут все дети группы. Радостные переживания, которые испытывают малыши, сближают их друг с другом и с воспитателем. Это и развивает детей, и забавляет их. Игра с игрушками, как показывает практика, является одной из самых любимых, как для детей, так и для педагогов.

Описание игры и приемы ее проведения. Придя, дети видят приготовленный им сюрприз: на отдельном столике стоят новые игрушки. «Это наши гости, — говорит ведущий, — давайте поиграем с ними в прят­ки». Ведущий предлагает детям сесть поудобнее, придвигает столик с игрушками к ним поближе и объявляет, что прятаться будут не сами дети, а их гости (новые игрушки). Он подзывает к себе троих детей и предлагает каждому из них по очереди выбрать игрушку, которая больше все­го нравится. «Скажи нам, почему ты выбрал эту игрушку, что в ней тебе больше понравилось? » — спрашивает ведущий каждого. Это делается для того, чтобы у ребенка возник отчетливый образ предмета, который ему нужно будет ис­кать. Когда каждый из детей ответит на этот вопрос и внимательно рассмотрит выбранный предмет, ведущий предлагает им встать лицом к стене и закрыть глаза, как это делают при игре в прятки.

Пока дети стоят с закрытыми глазами (водят), взрослый, предупредив остальных участников игры о соблюдении полной тишины, прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов, например новая кукла — среди других кукол, новая машинка — среди других машинок и т.д. Ведущий шепотом обращается к детям, наблюдавшим за ним: «Вы видели, куда спрятались игрушки? Это наш секрет, его нельзя выдавать! Пусть каждый водящий сам найдет свою игрушку, а мы посмотрим, кто первый принесет ее нам».

«Пора!» — говорят хором дети и ведущий. Водящие открывают глаза, становятся ря­дом с ведущим, и он объясняет правило: «Искать надо только ту игрушку, какую сам выбрал! Кто первый принесет, тот и выиграл!» Пока дети ищут, ведущий напоминает остальным участникам игры, что они должны внимательно следить за водящими и не выдавать им секрета. Когда водящие возвратятся с игрушками, воспитатель спрашивает остальных малышей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел?» Тому, кто выиграл, выдается премия (значок или кружок), которую ребенок должен сохранить до конца игры. Все аплодируют, игрушки ставятся на место, и выбираются новые водящие. Игра повторяется сначала. Те­перь игрушки прячут сами дети. Воспитатель шепотом подсказывает им, когда лучше положить тот или иной предмет. Когда все дети побывают в роли водящих, ведущий предлагает всем победителям, получившим значки, стать напротив остальных. Все аплодируют им.

Правила игры таковы, что искать нужно только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие; нельзя подсказывать, где спрятаны игрушки, выдавать общий секрет, того, кто нарушает это правило, не выберут искать игрушки; когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза и подсматривать; прятать игрушки поручается только тем, кто выполняет все правила.

Советы ведущему(взрослому). Игра должна проходить оживленно, эмоционально. Важно, чтобы дети внимательно рассмотрели выбранные игрушки. Отвечая на вопрос ведущему, что им понравилось в игрушке, они отчетливее представляют качества этого предмета, что поможет им при его поисках. К процедуре прятанья игрушек лучше привлекать непоседливых, подвижных детей, чтобы дать им возможность разрядиться.

Отзовись. Не зевай!

Чем полезна: на развитие устойчивости и сосредоточения внимания.

Игровой материал. Парные картинки, изображающие птиц, животных и детей. Подбираются картинки, изображающие следующих птиц: петух, курица, гусь, утка, ворона, воробей. Вполне подходят для детей изображения следующих животных, голоса которых уже хорошо им знакомы: корова, коза, лошадь, собака, кош­ка. К картинкам птиц и животных можно доба­вить картинки с изображением детей — двух девочек и двух мальчиков.

Картинки помещаются в коробке, разделенной перегородкой на два отделения для каждого набора картинок. Это облегчает их раздачу и проверку полноты комплекта пособия. Наборы картинок должны храниться в одинаковой последовательности.

Особенности игры. Внимание детей в дошкольном возрасте неустойчиво. Дети легко отвлекаются, теряют намеченную цель и легко переключаются с одних действий на другие. Предлагаемая игра направлена на преодоление этих недостатков и развитие устойчивого, сосредоточенного внимания. Игра предъявляет ребенку целый ряд требований: внимательно следить за действиями каждого участника, чтобы вовремя откликнуться на зов своего партнера, воспроизвести в определенной последовательности ряд взаимосвязанных действий и т.д. Выполнить эти требования довольно сложно и непривычно для ребенка. Но предлагаемая игровая ситуация содержит условия, которые побуждают малыша к их выполнению. Эти условия заключаются в следующем: во-первых, содержание игры и ее материал отвечают интересам и склонностям малышей (дети питают особый интерес к животным, которых встречают в своем окружении, они любят подражать голосам этих животных, их движениям и пр.); во-вторых, очень привлекательным является для них сам игровой материал (картинки с изображениями животных); в-третьих, эта игра — забава, где решение познавательной задачи сочетается с движением и звукоподражанием.

В игре принимает участие вся группа. Усилия, которые затрачивает ребенок, получают оценку сверстников, что служит условием самоутверждения и доставляет ребенку удовлетворение.

Описание игры и приемы ее проведения. Ведущий вместе с детьми расставляет стульчики в два ряда, располагая их на некотором расстоянии друг от друга, чтобы дети сидели лицом друг к другу. Усадив детей поудобнее, взрослый обещает раздать каждому из них по картинке и предупреждает о том, что их нельзя показывать друг другу. Но каждый должен внимательно рассмотреть, что изображено на его картинке.

Ведущий объясняет детям, что эти картинки парные — у каждого зверя или птицы есть его дружок, т.е. точно такая же картинка. Каждая птица или каждое животное будет звать своим голосом своего дружка: ведь они не умеют говорить, как люди, и разговаривают по-своему. «Как позовет корова свою подругу? — спрашивает ведущий.— Правильно, она будет мычать: «Му-муу», а другая корова должна быс­тро ей ответить: «Му-муу, я слышу, иду!» А как позовет гусь своего друга? Правильно, «га-га га», и также по-гусиному ответит второй гусь: «Га-га-га, я слышу, иду!» А те, кто получит картинку, где нарисован мальчик или девочка, будут тоже звать в пару своего друга — мальчика или девочку. Запомните, как их зовут (по­казывает картинку). Этого мальчика зовут Сережей, а другого Андрюшей, это девочка Наташа, а это— Оксана. Если Наташа захочет позвать свою подружку Оксану, как она должна позвать? Вот так: «Оксана, ау, иди ко мне!», а Оксана ответит: «Ау, слышу, иду, Наташа!» Так же позовут друг друга и мальчики. Каждый, кого позвали, — птица, животное или человек, — должен не пропустить, не прозевать, когда его позовут, и вовремя ответить на зов. Друзья должны подойти к столу, сперва показать друг другу картинки и поговорить, потом продемонстрировать всем свои картинки и положить их в эту коробочку. А дети похлопают и скажут: «Молодцы!» А если кто-нибудь зазевался и пропустил свой ход, они скажут ему: «Ай-ай-ай, другой раз не прозевай!»

Закончив объяснение игры, ведущий раздает детям картинки, сначала одному ряду, потом другому, и напоминает правило: «Не показывать картинки друг другу, а то не получится интересной игры». Ведущий садится на свой стул, и игра начинается. Взрослый вызывает детей по очереди, то из одного, то из другого ряда. Выз­ванный ребенок имитирует голос изображенного на его картинке животного, а тот, у кого такая же картинка, должен быстро отозваться и тоже подойти к столу, где лежит коробка от картинок. Став лицом друг к другу, дети еще раз подают голос, показывают картинки и кладут их в коробку. Так по очереди малыши выполняют свои роли, решая игровую обучающую задачу. Получив от детей и ведущего заслуженную оценку, они возвращаются на места.

Игра проходит оживленно и, по мере того как малыши начинают осваиваться, приобретает все более веселый и непринужденный характер. Когда все картинки окажутся в коробке, ведущий снова раздает их детям, стараясь, чтобы каждый получил новую картинку и соответственно — другую игровую роль.

Правила игры таковы, что подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал ведущий; нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары (друга); запрещается показывать раньше времени полученную картинку, кто нарушит это правило, того вызовут позднее всех.

Советы ведущему (взрослому). Важно помнить, что эта игра — забава, она должна проходить живо, весело, непринужденно. Многое здесь зависит от вашего поведения. Не превращайте объяснение игры в длинную сухую инструкцию. Пусть малыши в действии освоят правила игры. От яркости, доходчивости и активности объяснения будет зависеть ее успех.

Настроение детей к игре является условием непроизвольного внимания, которое является основой формирования таких его качеств, как сосредоточенность и устойчивость.

Игра поможет вам выявить детей с неуправляемой активностью, с полным отсутствием сосредоточенности и устойчивости внимания. С таким ребенком нужно будет еще поиграть в эту игру для того, чтобы выяснить причины, мешающие ему сосредоточиться, и помочь преодолеть эти недостатки. Детям с рассеянным, неустойчивым вниманием можно напомнить правила. После выполнения своей роли, когда ребенок освободится от картинки и участие в игре станет ему в тягость, можно будет поручить ему покормить «птичек» или отвести «корову» на место, т.е. выполнить дополнительные задания, которые послужат разрядкой и продлят интерес ребенка к игре.


Литература:
  1. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978 – 304 С
  2. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста.
  3. Развитие познавательных процессов. – М., 1964
  4. Абраменкова В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком. – М.,2001- 78 С
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игрушка, ведущий, игра, картинка, друг, дошкольный возраст, логическое мышление, правило игры, игровой материал.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития логического...

Несомненно, что в этом возрасте лучше всего использовать игровую деятельность. Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средством являются дидактические игры.

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал, поэтому развивать логическое мышление у дошкольников лучше всего с использованием дидактических игр [2].

Развитие логического мышления дошкольников посредством...

Ребенок, логическое мышление, Работа, создание условий, транспортное средство, совместная деятельность, мыслительная деятельность, игровой набор, игровая ситуация, игра.

Развитие логического мышления у детей старшего...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, задача, образовательный процесс, занимательный игровой материал, дошкольный возраст, задание, последний вагон

Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Развитие основ логического мышления у старших...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Использование дидактических игр как средства развития...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей, щипковый хват, логическое мышление

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Условия развития логического мышления детей старшего...

В ходе экспериментальной работы были подобраны дидактические игры и упражнения, которые имеют в себе умственные задачи, и апробированы практические задания на формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его

Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития логического...

Несомненно, что в этом возрасте лучше всего использовать игровую деятельность. Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективным средством являются дидактические игры.

Развитие логического мышления у детей дошкольного...

В игре проще усваиваются знания, умение, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребёнка, он лучше запоминает материал, поэтому развивать логическое мышление у дошкольников лучше всего с использованием дидактических игр [2].

Развитие логического мышления дошкольников посредством...

Ребенок, логическое мышление, Работа, создание условий, транспортное средство, совместная деятельность, мыслительная деятельность, игровой набор, игровая ситуация, игра.

Развитие логического мышления у детей старшего...

В статье поднимается вопрос развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, рассказывается о значении дидактических игр для развития логических приемов умственных действий у дошкольников.

Занимательный развивающий материал как средство развития...

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, задача, образовательный процесс, занимательный игровой материал, дошкольный возраст, задание, последний вагон

Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Развитие основ логического мышления у старших...

логическое мышление, игра, ребенок, задача, старший дошкольный возраст, мыслительная деятельность, познавательная способность детей, познавательный интерес детей, логическое мышление детей...

Использование дидактических игр как средства развития...

Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, дидактическая игра, мелкая моторика рук, цвет, ход игры, представление детей, щипковый хват, логическое мышление

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Условия развития логического мышления детей старшего...

В ходе экспериментальной работы были подобраны дидактические игры и упражнения, которые имеют в себе умственные задачи, и апробированы практические задания на формирование логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Значение игры для дошкольников | Статья в журнале...

Основной вид деятельности дошкольного возрастаигра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его

Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Задать вопрос