Автор: Гурьянов Павел Алексеевич

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (37) февраль 2012 г.

Статья просмотрена: 1862 раза

Библиографическое описание:

Гурьянов П. А. Анализ состояния малого бизнеса в России 2008-2011 гг. // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 116-118.

За 2009г. произошел количественный рост субъектов малого предпринимательства. На 1 января 2010г зарегестрировано 1 602,4 тыс. против 1 335 тысяч годом ранее. При этом произошло сдутие сектора малого предпринимательства. При росте на 20% числа предприятий, общее количество занятых сократилось на 1,1%. [8, c.18] Произошло и снижение объема оборота малых предприятий по данным Госкомстата РФ (табл.1).

Таблица 1

Динамика изменения объема оборота на МП (в %)

Год

2006

2007

2008

2009

Прирост объема оборота к предыдущему году

115

114,3

106,6

83


Основная проблема малого промышленного бизнеса – нехватка финансовых средств, что особенно явно продемонстрировал экономический кризис. Ставки по кредитам резко выросли. Если в начале 2008г. они составляли 13%, то к концу года достигли 20%, а в 2009г. – 27%, оказавшись на уровне 2002 года. [4, с. 418; 9, c.19-20] Данная тенденция стала изменяться в лучшую сторону только к концу 2009г., согласно данным Общероссийской общественной организации «Опора России», в ноябре 2009 года для 15% предпринимателей привлечь заемные средства стало чуть проще (в январе 2009 года аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых привлечь финансовые средства было сложно либо невозможно, сократилось (56% в ноябре против 75% в январе 2009 года), но ситуация все равно остается сложной. Немаловажны дальнейшие шаги для создания законодательной среды для развития малого бизнеса [6, c.83; 10, c. 40] Мы считаем не верным отказ в новом ФЗ о предпринимательстве от дифференциации малых предприятий по сферам деятельности [5, c.11]

Таблица 2

Количество зарегистрированных малых предприятий (без микропредприятий)

по федеральным округам России. [13]

Федеральные округа

Количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. человек населения

На 1.07.2010г.

На 01.01.2011г.

На 01.07.2011г

РФ

154,7

154,8

161,8

Центральный ФО

184,0

184,1

184,7

Северо-Западный ФО

230,5

230,5

263,3

Южный ФО

129,9

130,2

125,4

Северо-Кавказский ФО

62,5

62,5

64,6

Приволжский ФО

157,6

157,6

158,3

Уральский ФО

116,5

116,5

136,8

Сибирский ФО

128,0

128,1

142,0

Дальневосточный ФО

154,2

154,5

153,6


Качественный анализ развития, приводит к не самым утешительным выводам. Можно говорить о таком феномене как «полумертвые души» Группа экспертов (В. Буев и др.) пишет, что около трети прироста количества субъектов МСП было обеспеченно за счет бюджетных (федеральных и отчасти региональных) средств (без учета того, что еще выделяли местные власти). Какую реально экономическую отдачу дали эти наштампованные на госсредства «предпринимательские оболочки» и заработали ли вообще как бизнес-единицы на реальных рынках (а не остались лежать мертвым грузом на полках пакетами бумажных учредительных документов). [ Предприниматель Илья Хандриков разделяет точку зрения экспертов «Лично я знаю, что малых предприятий становится все меньше и меньше, а вместо них плодятся пустышки». [14, с. 204] Проведенный автором корреляционно-регрисионный анализ на основе малых промышленных предприятий показал, как это неудивительно на первый взгляд, что существует отрицательная связь между ростом числа малых промышленных предприятий и ростом реального валового внутреннего продукта (ВВП). [7, c. 34] Что явно эмпирически подтверждает гипотезу В. Буева и предположения И. Хандрикова. В силу этого акцент государственной промышленной политики в области малых предприятий не точен. Надо ориентироваться не на рост числа малых предприятий, а на увеличение их оборота.

Брялина Г.И. утверждает, что результативность программ поддержки малого бизнеса на региональном уровне в последние годы оказалась на низком уровне. [2, с. 93] Недостаточно применяется субсидирование как фактор развития малого бизнеса в регионах страны. Малоразвита кооперация малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями. [3 c. 52-57]

В условиях нестабильности мировой и отечественной экономики малые предприятия являются оптимальной формой производства в условиях повышенного риска. Кроме этого, очевидно, что одна из составляющих функций малого бизнеса – вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения и генерирование новых рабочих мест. [1, c. 59; 12, c. 57]

Крупный бизнес при содействии чиновников выдавливает малый бизнес из привлекательных сегментов рынка, особенно из сферы услуг. Хандриков утверждает, что в Санкт-Петербурге «Матвиенко «зачистила» весь мелкорозничный бизнес» [14, с. 195] Очевидно, что лобби крупного бизнеса доминирует в отечественной экономике.

Уровень административного давления на малый бизнес только увеличивается. Сейчас нельзя решить не одной существенной проблемы без участия чиновника. [14, с. 204]

Еще в 2001г. С.А. Иванов писал, что «приходиться констатировать, что в настоящее время колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России. Это обстоятельство не просто досадно, оно чрезвычайно опасно и для российской экономики и политической стабильности в стране» [11, c. 4] На дворе уже 2012г., а высказывание профессора все еще актуально, особенно про угрозу политической стабильности, ведь в последних огромных протестных митингах (декабрь, 2011г) выступал, прежде всего, средний класс России, который на данный момент времени не способен в массе своей самореализовываться в малом предпринимательстве.

В данной ситуации, подводя итог анализа можно констатировать, что перспективы малого бизнеса в России туманны, а его потенциал не используется даже на 50%.


Литература:

  1. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал, 1993 № 2 С. 59-66

  2. Брялина Г.И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // Инженерный вестник Дона, 2011 Т. 15 № 1 С. 89-93

  3. Винокуров С.С. Субсидирование как фактор роста экономики региона // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2008 № 69 С. 52-57

  4. Гурьянов П.А. Кредитование малого и среднего бизнеса в России // Вестник ИНЖЭКОНА Сер. Экономика, 2009 № 2 (29) С. 418-421

  5. Гурьянов П.А. Критерии определения размеров малого и среднего бизнеса // Экономика, предпринимательство и право, 2011 № 10 С. 3-12

  6. Гурьянов П.А. Малый и средний бизнес: международная практика оценки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2007 № 22 (53) С. 80-83

  7. Гурьянов П.А. Малый промышленный бизнес в РФ: современное состояние и перспективы развития // Современные подходы к исследованию и моделированию в экономике, финансах и бизнесе: Материалы 5-й Ежегодной конференции Европейского университета в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского экономико-математического института РАН – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011

  8. Гурьянов П.А. Проблемы становления механизма взаимодействия малого промышленного бизнеса и государства // Современные аспекты экономики, 2011 № 2 С. 15-20

  9. Гурьянов П.А. Совершенствование механизма взаимодействия предприятий малого промышленного бизнеса и государства. Автореф. дис. … канд. экон. наук. – СПб., 2011

  10. Гурьянов П.А. Состояние и перспективы малого бизнеса в России // Вопросы экономических наук, 2008 № 5 (33) С. 40-41

  11. Иванов С.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности внешней среды. Автореф. дис. … докт. экон. наук – СПб., 2001

  12. Иванов С.А. Системное управление факторами внешней среды как основа устойчивого развития малого предпринимательства – СПб., 2000 – 260 с.

  13. Сайдуллаев Ф.С., Шестоперов А.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2011г. – М., 2011 – 29 с.

  14. Хандриков И. Записки предпринимателя-идеалиста 1976-2011гг [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_1812.html?effort=1
Основные термины (генерируются автоматически): малого бизнеса, Гурьянов П.А, малого предпринимательства, развития малого, развития малого бизнеса, малого промышленного бизнеса, малых предприятий, перспективы малого бизнеса, развития малого предпринимательства, среднего бизнеса, состояния малого бизнеса, поддержки малого бизнеса, потенциал малого бизнеса, функций малого бизнеса, субъектов малого предпринимательства, сектора малого предпринимательства, малых промышленных предприятий, Известия Российского государственного, Российского государственного педагогического, фактор развития малого.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос