Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 06.07.2021

Статья просмотрена: 647 раз

Библиографическое описание:

Фролов, В. Н. Портфолио как эффективная педагогическая технология в XXI веке / В. Н. Фролов, Д. А. Валишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 275-278. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83086/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрены теоретические основы, особенности и эффективные методы использования технологии портфолио в образовательном процессе, способствующие формированию ключевых компетенций обучающегося в современном мире, обусловленном влиянием информационных технологий, растущими запросами общества и быстро меняющейся реальности.

Ключевые слова: технология портфолио, информация, образовательный процесс, достижение, информационные технологии, самостоятельная работа, развитие, творческая деятельность.

В век информационных технологий жизнь современных людей часто соприкасается с техникой и цифровым пространством, в котором продуктом выступает информация. Можно очень долго выделять негативные последствия глобальной цифровизации, но лучше сконцентрироваться на том, каким образом использовать представленные нам возможности и дары, которые мы в силах получить на этом поле. Так растущие запросы общества, влияние технологий и быстро меняющийся мир создают потребность в структурированном и качественном представлении информации о всевозможных жизненных процессах, в том числе это касается и процессов происходящих в образовательной системе. В свою очередь, современная конкурентная среда остро ставит вопросы создания условий и возможностей самообразования, самопознания и самоопределения, где эффективным инструментом выступает технология портфолио.

Современные исследователи отмечают ту роль, которая отведена образовательными стандартами самостоятельной работе обучающихся и указывают на проблему «эффективности, технологичности при овладении профессиональными компетенциями» в процессе самостоятельного построения траектории развития [1]. Несмотря на широкий спектр рассматриваемых вопросов, относительно данной проблемы остается открытым вопрос самодиагностики и саморефлексии в отношении самостоятельного роста в области обучения. Технология портфолио может в данном случае играть принципиальную роль в трансформации организации самостоятельной работы, а также дает преподавателю, педагогу и наставнику возможность сконструировать дальнейший вектор развития обучающегося.

Самостоятельная работа, как вид учебной деятельности, а также умение ее организовывать и фиксировать результаты всегда были под прицелом внимания выдающихся методологов педагогической науки. Так данные вопросы нашли отражение в научных трудах Т. Б. Атанаева, И. С. Ворошиловой, А. А. Дробышевского, Н. П. Зубаревой, E. В. Колесниковой, Л. М. Левиной, В. Ф. Миронычевой, К. И. Федоровой, Н. В. Федосеевой, И. И. Ушатиковой, К. С. Ушатиковой и др.

В педагогической науке самостоятельное развитие рассматривают как «конструкции отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности» [2, с. 305].

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат. Однако в связи с потребностью в объективном оценивании в определенных предметных областях реальных достижений обучающихся и их способностей к дальнейшему профильному и профессиональному образованию данную технологию необходимо рассматривать как глобальное и значимое явление, представленное как продукт взаимодействия интеллектуального и творческого, полученного в результате созидательной деятельности субъекта образования.

Именно технологический подход позволяет рассматривать «Портфолио» как педагогическую технологию. Слово «технология» произошло от греческих слов techne — искусство, мастерство и logos — учение. В результате чего термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве и мастерстве.

Н. П. Дутко делает акцент на профессиональных качествах и достижениях личности педагога и предлагает рассматривать портфолио как технологию оценивания профессионального роста учителя. Она считает, что это позволит решить проблему, объективного оценивания профессиональных качеств и достижений педагога. В ее понимании «портфолио учителя — индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования. Разумеется, подобное портфолио обеспечивает интеграцию количественной и качественной оценок, позволяющих быть средством мониторинга профессионального роста учителя, отражающих уровень его компетентности и конкурентоспособности».

Подобная точка зрения подтверждает мысль о том, что портфолио выступает как самодостаточная педагогическая технология, с помощью которой можно эффективно отслеживать сформированность ключевых компетенций. На наш взгляд наиболее значимыми и востребованными для современного человека были выделены следующие компетенции:

  1. информационная: умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем;
  2. коммуникативная: умение эффективно сотрудничать с другими людьми;
  3. самоорганизационная: умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы;
  4. самообразовательная: готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность.

Д. Мейер рассматривает технологию «Портфолио» как целенаправленный продукт и коллекцию работ обучающихся, демонстрирующую их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности. Согласно предложенной им версии, технология «Портфолио» обладает широкими возможностями для максимального развития креативности, реализации творческих способностей и познавательных интересов обучающихся. Применение данной технологии позволяет стимулировать и ориентировать их на достижение высоких учебных и профессиональных результатов.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные отличительные черты, которые в себе будет заключать портфолио в рамках реализации образовательных программ:

1) портфолио в качестве педагогического инструмента будет играть значимую роль, а результатом будет мотивация обучающегося в вопросе развития своей уникальности (раскрытие потенциала и талантов, заложенных природой);

2) портфолио должно иметь четко продуманную структуру, в которой должны быть отражены не только достигнутые результаты, но и характеристика формируемых компетенций. Стоит отметить, что в некоторых случаях структура может отклоняться от предложенной, например, если мы говорим об одаренных или обучающихся с ОВЗ. В данном случае помимо преподавателя в «тандеме» будет задействован тьютор и при необходимости могут вноситься изменения в соответствии с индивидуальной траекторией развития обучающихся;

3) двухсторонний подход к портфолио: в его создании заинтересованы не только обучающиеся, но и преподаватели, которые при помощи данного инструмента в нужный момент могут скорректировать индивидуальную траекторию развития обучающегося, компенсировав слабые стороны — сильными;

4) портфолио можно рассматривать в узком плане, как инструмент реализации самостоятельной работы по отдельному предмету. В этом случае результаты защиты портфолио и результаты качества его ведения должны учитываться при проведении промежуточной и итоговой аттестации. Также важно, чтобы обучающиеся «закрывая» портфолио отдельного предмета умели вынести из него самое важное и закрепить это в своем общем портфолио, которое после окончания обучения может стать их «визитной карточкой».

«Идеи» системы образования долгое время исходили из парадигмы линейности и единообразия, но запросы общества со временем изменились и требуют абсолютно новых подходов. Таким ответом на изменения и стала технология портфолио, создающая условия, при которых обучающийся может проявить индивидуальность и раскрыть свои таланты в рамках любого учебного курса. Где он может самостоятельно или при помощи участников образовательного процесса уделить внимание своим слабым сторонам, а также выявить сильные стороны, о которых сами обучающиеся иногда не подозревают, принимая их за норму, и которые будут являться мотивационным компонентом их дальнейшего обучения.

Для обучающихся портфолио — это организатор их учебной деятельности, для преподавателя — средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Выбор типа портфолио зависит от цели его создания. Любой из них имеет все необходимые характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую. Известны несколько типов портфолио, а наиболее популярны из них следующие: портфолио достижений, портфолио — отчет, портфолио — самооценка, портфолио — планирование работы.

В процессе работы над портфолио обучающийся прикладывает свои собственные силы, обусловленные личной мотивацией, что позволяет развивать навык самостоятельной работы. С уверенностью можно говорить о том, что в процессе создания портфолио достигаются и первоочередные педагогические цели, а данная технология способствует [3]:

  1. мотивации к образовательным результатам;
  2. реализации технологии самообразования;
  3. развитию умения осуществлять саморефлексию;
  4. профессиональному самосовершенствованию;
  5. конкурентоспособности и дальнейшему трудоустройству.

Исходя из вышеозначенного, можно сделать вывод о том, что портфолио — это целиком и полностью творческая совместная работа обучающего и преподавателя, но в условиях функционирования системы образования, портфолио все чаще принимают шаблонную форму. Здесь, мы возвращаемся к извечному вопросу о личности преподавателя, его мотивации и заинтересованности в результатах студентов. Не стоит забывать и о сегменте работников, выполняющих воспитательные функции — это могут быть тьюторы, наставники, психологи социальные педагоги и т. п., которые могут и должны в условиях современных вызовов оказывать помощь обучающимся в выстраивании их индивидуальной траектории развития. Таким образом, внедрение технологии «Портфолио» в учебном заведении требует продуманной и систематической работы, в том числе по повышению квалификации педагогического состава в данной области.

Наряду с этими вопросами, следует отметить важность структуры, содержания и формы портфолио как педагогической технологии, которой присущи конкретные теоретические положения и подходы, лежащие в основе учебной и профессиональной деятельности каждого конкретного субъекта. Для обоснования этих положений, необходимо достаточно подробно рассматривать ведущие структурные компоненты (целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный), образующие данную технологию.

В связи с этим, на первый план выходит вопрос сбора данных, информационного контента и необходимых материалов для портфолио, которые нужно правильно структурировать, осознавая, что портфолио это не просто банк достижений. В данном случае ценность будет представлять логичная, содержательная и целесообразная технология формирования портфолио, обусловленная определенной системой.

Понятно, что при всем многообразии вариантов портфолио, оно должно быть структурированным: состоять из нескольких важных разделов, быть легким для восприятия и осознания достижений субъекта. На наш взгляд обязательными разделами должны быть: «портфель документов», содержащий в себе информацию об уровне образования, курсах и т. д.; «портфель работ», содержащий в себе информацию (перечень и описание) о проектах, исследованиях, докладах, научных статьях, творческие и другие важные работы; а также информация о достижениях, самоанализ, возможные отзывы и рекомендации.

Как нами было ранее обозначено, применение технологии «Портфолио» помогает решить ряд педагогических задач, которые в соответствии с национальными проектами в настоящее время имеют приоритетное значение. Так «Портфолио» позволяет:

  1. поддерживать высокую учебную мотивацию;
  2. формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  3. поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
  4. развивать у обучающихся навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку;
  5. содействовать персонализации образования, определять количественные и качественные индивидуальные достижения.

Технология портфолио содержит в себе огромное количество положительных сторон, но особо интересной предстает возможность самостоятельного планирования своей работы и свобода выбора маршрута обучения. А применение информационных технологий позволит создавать электронное интерактивное портфолио, содержащее важную и необходимую информацию в цифровом виде. Все это способствует познавательному интересу в предметной области и играет не последнюю роль в дальнейшей профориентации. Как показывает статистика, достаточно небольшое число выпускников учебных заведений, строит свою карьеру в соответствии с полученным образованием, возможно портфолио является инструментом, который изменит сложившуюся ситуацию в будущем.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Е. С. Полат. / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. — Изд-е 3-е. — Москва: Изд. центр «Академия», 2008. — 272 c. — Текст: непосредственный.
  2. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — Москва: Изд. центр «Академия», 2002. — 576 c. — Текст: непосредственный.
  3. Макашова, В. Н. Развитие творческих способностей студентов вуза в условиях открытого образования: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Макашова Вера Николаевна; ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет». — Магнитогорск, 2005. — 190 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): портфолио, самостоятельная работа, технология портфолио, образовательный процесс, обучающийся, объективное оценивание, отдельный предмет, оценочная деятельность, педагогическая наука, педагогическая технология.


Похожие статьи

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

Технология портфолио позволяет студенту эффективно планировать и оценивать процесс и результат своего обучения, эта технология широко распространена в зарубежном образовании [Федотова, 2005]. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология...

Портфолио как средство проектирования индивидуальной...

Ключевые слова: портфолио, технология портфолио, индивидуальная образовательная

Кныш И. А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное

Портфолио — это современная инновационная образовательная технология,воснове которой используется...

Практическая реализация и внедрение технологии портфолио...

Ключевые слова: портфолио, информационные технологии, самостоятельная работа, программный продукт, творческая деятельность.

«Портфолио» можно рассматривать и в качестве формы организации учебного процесса в рамках самостоятельной работы...

Портфолио как современная образовательная технология...

‒ Самым точным определением педагогического портфолио на наш взгляд является

Портфолио- это не только накопительный пакет достижений, но оценивающий и

Портфолио помогает преподавателю выявить одаренных учащихся, вести классификацию «роста» своих...

Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя

Что такое технология «портфолио» и как ее может применять педагог в своей работе? В наиболее общем понимании портфолио — это форма и процесс организации образцов и продуктов деятельности ребенка, а также соответствующих информационных материалов из...

Функции и модели портфолио школьника в структуре...

Портфолио – совокупность объективных, систематизированных, структурно-взаимосвязанных данных о человеке как субъекте деятельности и культуры, составленных и представленных лично или заинтересованным лицом (родители, тренера, воспитатели, педагоги и пр...

Электронное портфолио как современная технология учета...

Технология портфолио помогает решать такие педагогические задачи как: — поддерживание и стимулирование учебной мотивации обучающихся; — развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; — формирование умения учиться — ставить цели...

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная...

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает

А метод портфолио и является одной из таких технологий, направленной на создание

- Портфолио — выставка учебных достижений студента по данным дисциплинам...

Возможности использования электронного портфолио как...

Ключевые слова: портфолио, электронное портфолио, процесс обучения, высшая школа. Увеличение интереса педагогического сообщества к возможностям комбинирования традиционных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)...

Похожие статьи

Использование технологии портфолио в процессе подготовки...

Технология портфолио позволяет студенту эффективно планировать и оценивать процесс и результат своего обучения, эта технология широко распространена в зарубежном образовании [Федотова, 2005]. В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология...

Портфолио как средство проектирования индивидуальной...

Ключевые слова: портфолио, технология портфолио, индивидуальная образовательная

Кныш И. А. Портфель индивидуальных достижений как контрольно-оценочное

Портфолио — это современная инновационная образовательная технология,воснове которой используется...

Практическая реализация и внедрение технологии портфолио...

Ключевые слова: портфолио, информационные технологии, самостоятельная работа, программный продукт, творческая деятельность.

«Портфолио» можно рассматривать и в качестве формы организации учебного процесса в рамках самостоятельной работы...

Портфолио как современная образовательная технология...

‒ Самым точным определением педагогического портфолио на наш взгляд является

Портфолио- это не только накопительный пакет достижений, но оценивающий и

Портфолио помогает преподавателю выявить одаренных учащихся, вести классификацию «роста» своих...

Применение технологии «Портфолио» в работе воспитателя

Что такое технология «портфолио» и как ее может применять педагог в своей работе? В наиболее общем понимании портфолио — это форма и процесс организации образцов и продуктов деятельности ребенка, а также соответствующих информационных материалов из...

Функции и модели портфолио школьника в структуре...

Портфолио – совокупность объективных, систематизированных, структурно-взаимосвязанных данных о человеке как субъекте деятельности и культуры, составленных и представленных лично или заинтересованным лицом (родители, тренера, воспитатели, педагоги и пр...

Электронное портфолио как современная технология учета...

Технология портфолио помогает решать такие педагогические задачи как: — поддерживание и стимулирование учебной мотивации обучающихся; — развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся; — формирование умения учиться — ставить цели...

Метод «портфолио» как приоритетная инновационная...

Идея создания портфолио или папки учебных достижений учащихся все больше и больше набирает

А метод портфолио и является одной из таких технологий, направленной на создание

- Портфолио — выставка учебных достижений студента по данным дисциплинам...

Возможности использования электронного портфолио как...

Ключевые слова: портфолио, электронное портфолио, процесс обучения, высшая школа. Увеличение интереса педагогического сообщества к возможностям комбинирования традиционных средств обучения и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)...

Задать вопрос