Социально-психологический портрет пожилого человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 04.07.2021

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Дениско, Л. С. Социально-психологический портрет пожилого человека / Л. С. Дениско. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 160-162. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83057/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье автор представляет социально-психологическую характеристику лиц пожилого возраста.

Ключевые слова: пожилой человек, стадия жизни, старение.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения пожилой возраст или возраст старения представляет собой — 60–75 лет [1].

Ученые разных специальностей имеют разное представление на возрастные границы жизни человека, в основе классификации лежат физиологические и психологические особенности человека, национальные особенности, личные убеждения, исследовательский опыт и другое. Один из представителей российской геронтологии И. В. Давыдовский полагал, что «никаких календарных дат наступления старости не существует» [11].

Американский психолог в сфере психологии развития, представитель направления психоанализа эго-психологии Эрик Эриксон выделил восемь стадий психосоциального развития личности или стадий жизни человека [7].

К категории «пожилого человека» можно отнести стадию «поздняя зрелость».

Поздняя зрелость или старость. Целостность эго / отчаяние. Последняя психосоциальная стадия от 65 лет и до смерти; завершается жизненный путь человека. На этой стадии человека охватывают нужды физического здоровья, ухудшается финансовое состояние с учетом выхода на пенсию, необходимо научиться справляться с психологическими трудностями в связи с адаптацией к смерти супруга, родственников, друзей, перестройкой повседневной жизни с учетом отсутствия трудовой деятельности, иждивенцев. Круг интересов сдвигается в прошлое, оценивается предыдущий опыт, успехи и неудачи, достижения и их значимость, переосмысление пройденного жизненного пути. От удовлетворенности прожитой жизнью обуславливается завершающий этап жизненного цикла [3]. Позитивный вариант: человек доволен своей жизнью, видит себя в продолжении своих потомков, творческих трудах [3]. Неотвратимость смерти становится частью жизни и воспринимается с пониманием. «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи — только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)» [7]. Тем, кому прожитая жизнь кажется чередой упущенных возможностей, несбыточных надежд и желаний, наступает понимание невозможности прожить жизнь заново, отсутствием перспектив на улучшение в будущем из-за нехватки и ограниченности ресурсов — физических сил, времени, денежных средств. У данной категории лиц возникает страх смерти, эмоции неудовлетворения проецируют на внешний мир, попадают во власть отчаяния и безнадежности, что в итоге только ухудшает психофизиологическое состояние человека и даже способствовать или ускорить процесс старческого слабоумия, депрессии, старческой агрессивности и другие. Благоприятным разрешением периода считается мудрость [5]. Мудрость — это не только приобретенные знания и опыт на протяжении жизни, но и отсутствие лишних эмоций, затуманивающих разум, позволяющее адекватно оценивать сложившуюся обстановку.

В процессе проживания каждой стадии жизни, в данном случае стадии поздней зрелости, присутствует конфликт развития, который либо преодолевается, либо не разрешается и в дальнейшем оказывает влияние на последующее преобразование личности.

Таким образом, возрастные рамки пожилого человека будут обозначены в промежутке 60–75 лет.

Пожилые люди представляют собой социально-демографическую группу, отличительными чертами которой являются:

— Разнородность внутри группы по таким основаниям как религия, финансовое благополучие, социальный статус и другие;

— Наличие жизненного опыта, богатого стажа трудовой деятельности;

— Ослабление физиологических функций, наличие заболеваний;

— Устоявшееся мировоззрение, самооценка, ценности;

— Изменение социального положения и статуса в связи с выходом на пенсию;

— Мудрость, пересмотр прошедшего опыта и осознание подлинных ценностей [10].

Исследователи предлагают рассматривать старение с трехсторонней позиции:

  1. Биологическое или физиологическое старение — процесс постепенной деградации организма человека, которая происходит постепенно по мере естественного развития от младенчества до старости. Старение человека происходит для каждого индивидуума в своем темпе и интенсивности [8];
  2. Социальный компонент — изменение социальных ролей, моделей поведения. В связи с выходом на пенсию меняется социальная роль, условия жизни, статус пожилого человека. Как отмечает Т. И. Сапожникова в своей работе: «На успешный процесс адаптации оказывает влияние активная жизненная позиция и творчество. Доказано, что у людей, ведущих плодотворную жизнь, не наблюдается дряхлость» [10];
  3. Психологическое старение — процесс изменения высших психических функций человека; набор психологических установок, меняющихся с течением времени в отрицательном ключе, например, «мне поздно что-либо менять в своей жизни»; данный процесс характеризуется нарастанием психических нарушений, выбором способов адаптации и преодоления трудных ситуаций.

Через физиологическое старение, а именно ухудшение биологических функций организма, оказывается влияние на психологический компонент старения. Психологическое старение представляет собой ощущение старости, как человек относится к процессу своего старения и сравнивает себя с другими людьми. Физиологическое старение способно ускорить психологическое и наоборот [8]. Поэтому очень важно какой образ жизни и мыслей ведет человек на протяжении всей своей жизни, вырабатывая свой оригинальный путь старения.

Существуют некоторые особенности стиля жизни и поведения пожилых людей присущие большинству. Одно из самых распространённых скрытых желаний пожилых людей это желание любить и быть любимыми [6]. Причем под словом любовь подразумевается широкий спектр чувств заботы и внимания, доброты и ласки со стороны семьи, друзей, лиц другого пола. Нехватка добрых взаимоотношений происходит в связи с потерей близких в силу времени, выходом на пенсию. Ослабление или утрата социальных связей ведут к снижению интереса к жизни.

Наступление пожилого возраста приносит не только душевные переживания, но и перемены в привычном жизненном укладе. В частности, в трудовой период человек занимал высокую должность, был поглощен работой, в нем нуждались, с выходом на пенсию, не имея других интересов, ему трудно воспринимать себя в другой социальной роли. Быстрее адаптируются те, кто не связывали свое благополучие только с одной жизненной направленностью, работой, а выполняли и другие функции. Подтверждено, что у людей, ведущих продуктивную, содержательную жизнь, не наблюдается значительная потеря умственных способностей [12]. Наоборот, при снижении физических способностей, не утрачиваются эмоциональные, когнитивные функции, приобретенные в процессе жизни.

Среди отрицательных проявлений в пожилом возрасте можно выделить скептицизм в отношении своих сил и возможностей, страх перед дряхлостью, пессимистичность, подозрительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость к мнению отличного от собственного, ухудшение способности к установлению социальных контактов и другие [2]. У пожилых людей снижается способность воспринимать новое, концентрируясь на минувших временах, они перестают развиваться как личности [6]. Неуверенность в своих силах увеличивает тревожность, а бездействие приводит к скуке и апатии. Из чего следует, называя психологические особенности пожилого человека чаще всего приводятся отрицательные характеристики. Такие проявления старости встречаются нередко, однако немало пожилых людей с позитивным взглядом на свою жизнь и окружающий мир.

Важная составная часть личности — самооценка, определение человеком своего «Я». Продолжительные исследования в области самооценки пожилых людей принадлежат отечественным ученым О. Н. Молчанова, Л. В. Бороздиной, которые пришли к заключению, что самооценка пожилого человека лишь слегка отличается от самооценки на его предыдущем жизненном этапе [4]. Что позволяет выявить зависимость благоприятной старости от представления человека о значимости себя и своей деятельности, формирующейся на протяжении всей жизни.

Русский биолог И. И. Мечников в своем труде выделил два момента, которые позволяют человеку с годами стать счастливее. Прежде всего, пожилой человек обладает опытом и знаниями жизни, которые позволяют ему быстрее ориентироваться и адаптироваться в окружающей среде. Вместе с тем, в решениях и мыслях присутствует сдержанность, позволяющая избежать эмоциональных порывов в отличие от молодого поколения [9].

Подводя итог, пожилой возраст как этап жизненного цикла является совокупным влиянием биологических, социальных и психологических факторов на индивидуума с учетом его индивидуальных особенностей, жизненных ценностей, социального положения, степенью социальной активности и других субъективных и объективных признаков. В этот период происходит переоценка жизненного опыта и осознание подлинных ценностей.

Литература:

  1. Возрастная классификация. — Текст: электронный // Официальный сайт. Всемирная организация здравоохранения: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru (дата обращения 16.05.2021).
  2. Денисова, Е. А. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей / Е. А. Денисова, Е. В. Фатхуллина. — Текст: непосредственный // Концепт. — 2015. — № 28. — С. 1–5.
  3. Емалетдинов, Е. М. Возрастная динамика смысла жизни человека / Е. М. Емалетдинов. — Текст: непосредственный // Вестник Башкирского университета. — 2007.
  4. Ермак, Н. А. Личность человека пожилого возраста / Н. А. Ермак. — Текст: непосредственный // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Общественные науки. — 2007. — № 2. — С. 103–106.
  5. Зеер, Э. Ф. Психологические основы профессиональной деятельности. / Э. Ф. Зеер. — М: ПЕР СЭ; Логос, 2007. — 855 c. — Текст: непосредственный.
  6. Каменских, В. Н. Социально-психологический портрет пожилых людей / В. Н. Каменских. — Текст: непосредственный // Педагогика и психология образования. — 2011. — С. 61–64.
  7. Карегмазова, Л. Ц. Электронный учебник «Возрастная психология (психология развития)» / Л. Ц. Карегмазова. — Текст: электронный // Возрастная психология: [сайт]. — URL: https://chukotkabezsirot.chao.socinfo.ru/media/2019/01/25/1274339953/Vozrastnaya_psixologiya_uchebnik.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
  8. Ксенда, О. Г. Старение через призму социальных, психологических и биологических изменений / О. Г. Ксенда. — Текст: непосредственный // Психолог. — 2018. — № 2. — С. 55–65.
  9. Мечников, И. И. Этюды о природе человека / И. И. Мечников. — СПб: Азбука, 2016. — 320 c. — Текст: непосредственный.
  10. Сапожникова, Т. И. Социогеронтологическая характеристика пожилого возраста и старения как этапа жизненного цикла / Т. И. Сапожникова. — Текст: непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2015. — № 4. — С. 166–171.
  11. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М: Гардарики, 2005. — 349 c. — Текст: непосредственный.
  12. Яцемирская, Р. С. Социальная геронтология / Р. С. Яцемирская, И. Г. Беленькая. — М: Владос, 1999. — 223 c. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): пожилой возраст, пожилой человек, жизнь, физиологическое старение, жизненный опыт, жизненный цикл, поздняя зрелость, психологическое старение, социальная роль, социальное положение.


Ключевые слова

старение, пожилой человек, стадия жизни
Задать вопрос