Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного использования физических упражнений со студентами специальных медицинских групп | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 04.07.2021

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Назаренко, Е. А. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного использования физических упражнений со студентами специальных медицинских групп / Е. А. Назаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 283-289. — URL: https://moluch.ru/archive/369/83054/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использования физических упражнений со студентами специальных медицинских групп. (СМГ). Было установлено, что этими психолого-педагогическими условиями являются: введение в учебный процесс студентов СМГ специальной тренировки для профилактики заболеваний; наполненность занятий средствами укрепления здоровья; целенаправленное использование физических упражнений на всех этапах подготовки студентов СМГ в вузе.

Значимыми условиями также являются: расширение зоны для использования упражнений, направленных на профилактику заболеваний в подготовительной части занятий; использование методических приемов на занятиях по повышению личной ответственности студентов СМГ за состояние своего здоровья; повышение внимания студентов СМГ к мониторингу состояния собственного здоровья.

Ключевые слова: студенты СМГ, психолого-педагогические условия, профилактика заболеваний, специальная тренировка, физические упражнения.

The article presents the results of the author's research on the substantiation of psychological and pedagogical conditions necessary for the effective use of physical exercises with students of special medical groups. (SMG). It was found that these psychological and pedagogical conditions are: the introduction of special training for the prevention of diseases into the educational process of SMG students, the filling of occupations with means of health promotion, targeted use of physical exercises at all stages of training of SMG students at the university.

Significant conditions are also: expanding the area for using exercises aimed at preventing diseases in the preparatory part of classes, use of teaching techniques in classes to increase the personal responsibility of SMG students for their state of health, increased attention of SMG students to monitoring their own health.

Keywords: SMG students, psychological and pedagogical conditions, disease prevention, special training, exercise.

Новая концепция использования физических упражнений со студентами специальных медицинских групп (СМГ) должна быть ориентирована на достижение наиболее выраженного оздоровительного эффекта. Это особая сфера использования физических упражнений, которая определяет оздоровительную направленность занятий со студентами СМГ. [8].

На основе использования физических упражнений со студентами СМГ происходит снижение и профилактика у них заболеваемости. При этом следует учитывать индивидуальные свойства и особенности заболеваний студентов СМГ. Учет особенностей заболеваний и некоторых индивидуальных характеристик студентов СМГ также играют важную роль при использовании физических упражнений. [1,2,6]. Эти особенности определяют направленность использования физических упражнений.

В ходе исследований было установлено, что цели занятий со студентами СМГ, в этой связи, должны быть направлены на решение задач, связанных с профилактикой у них заболеваемости. Без этих ориентиров, невозможно понимание всех направлений, необходимых для эффективного использования физических упражнений. Поэтому в ходе проведения занятий со студентами СМГ учитывался результат их личной ответственности по физическому совершенствованию.

Исследования показали, что уровень заболеваемости у студентов СМГ в значительной степени зависит от уровня их физической подготовленности.Это свидетельствует о необходимости использования физических упражнений для профилактики заболеваний у студентов СМГ.

Исследованиями установлено, что в современный период большое внимание уделяется изучению влияния занятий физических упражнениями на снижение уровня заболеваний у студентов СМГ. В рамках этих исследований рассматривается целый спектр разноплановых психолого-педагогических проблем, связанных с использованием физических упражнений для снижения уровня заболеваний у студентов СМГ. [1–8].

Установлено, что проведение занятий со студентами СМГ для профилактики и снижения у них уровня заболеваний должно носить поэтапный характер. Выделение этапов, позволяет прослеживать динамику оздоровления у студентов СМГ в процессе занятий. [9,10]. При этом снижение уровня заболеваний у студентов СМГ представляет собой результат такой деятельности.

Исследования показали, что успешность проведения занятий со студентами СМГ зависит от эффективности решения задач по снижению у них уровня заболеваний. [8]. Ранее занятия со студентами СМГ были направлены исключительно на развитие у них физических качеств. Они никак не решали задачи снижения уровня заболеваний у студентов СМГ. В процессе занятий со студентами СМГ основное внимание обращалось на раскрытие у них двигательных способностей. В результате такого подхода к занятиям решались задачи узкого профиля, связанные с повышением уровня физической подготовленности студентов СМГ, а не с профилактикой у них заболеваемости.

В ходе исследований было установлено, что снижение уровня заболеваний у студентов СМГ, есть целостный непрерывный процесс, в котором физические упражнения играют заметную роль. При этом необходимо создание соответствующих психолого-педагогических условий для практической реализации этой задачи.

В настоящее время вопросам создания психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использованияфизических упражнений с целью профилактики заболеваний у студентов СМГ уделяется пристальное внимание. В основе этого процесса лежит знание закономерностей для эффективного использования физических упражнений.

Анализ теории и практики проведения занятий со студентами СМГ свидетельствует, что физические упражнения обладают большим ресурсом воздействия на них для снижения уровня заболеваний.

Таким образом, диалектическое единство побудительных мотивов по снижению уровня заболеваний у студентов СМГ и объективных условий, необходимых для этого проявляется во взаимодействии студентов и преподавателя. Поэтому чрезвычайно важным моментом в ходе проведения исследований являлось обоснование психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного использованияфизических упражнений с целью профилактики заболеваемости у студентов СМГ. С целью определения этих условий был проведен опрос 73 преподавателей и специалистов по оздоровительной физической культуре. Результаты этого исследования, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура психолого-педагогические условий, необходимых для эффективного использования физических упражнений, на занятиях со студентами СМГ (n=73)

Ранговое место

(значимость)

Психолого-педагогические условия

Ранговый

показатель (%)

1

Введение в учебный процесс студентов СМГ специальной тренировки для профилактики заболеваний

27,7

2

Наполненность занятий средствами укрепления здоровья

22,3

3

Целенаправленное использование физических упражнений на всех этапах подготовки студентов СМГ в вузе

16,2

4

Расширение зоны для использования упражнений, направленных на профилактику заболеваний в подготовительной части занятий

13,8

5

Использование методических приемов на занятиях по повышению личной ответственности студентов СМГ за состояние своего здоровья

11,1

6

Повышение внимания студентов СМГ к мониторингу состояния собственного здоровья

8,9

Таким образом, было установлено, что этими психолого-педагогическими условиями являются: введение в учебный процесс студентов СМГ специальной тренировки для профилактики заболеваний, наполненность занятий средствами укрепления здоровья, целенаправленное использование физических упражнений на всех этапах подготовки студентов СМГ в вузе.

Значимыми условиями также являются: расширение зоны для использования упражнений, направленных на профилактику заболеваний в подготовительной части занятий, использование методических приемов на занятиях по повышению личной ответственности студентов СМГ за состояние своего здоровья, повышение внимания студентов СМГ к мониторингу состояния собственного здоровья.

Одним из важнейших направлений в научном обосновании системы оздоровительных мероприятий для профилактики заболеваний у студентов СМГ является проблема организации занятий. С ее помощью можно осуществить целенаправленное укрепление здоровья у студентов СМГ. [8].

Для этого следует определить методические приемы не только для укрепления здоровья, но и для оценки функционального состояния организма студентов СМГ. [1–10]. Это позволит выявлять сдвиги в текущем состоянии функциональных систем организма студентов СМГ. Такой подход к использованию физических упражнений даст возможность индивидуализировать величину тренировочной нагрузки и избегать при этом эффекта не желательных последствий.

Проверка эффективности ра зра бота нной педагогической модели по использованию физических упражнений для профилактики заболеваний у студентов СМГ с использованием выявленных психолого-педагогических условий осуществляла сь в ходе педа гогического эксперимента на основе сравнительной оценки ра зличий у испытуемых контрольной и эксперимента льной групп.

В ходе исследований было установлено, что проблема адаптации студентов СМГ к необычным условиям занятий является центральной, для повышения его качества. Комплексные и многосторонние исследования особенностей адаптации студентов СМГ к условиям занятий являлись важной задачей. В ходе проведения медико-педагогических исследований была установлена распространенность разных заболеваний у студентов СМГ. Процесс адаптации рассматривался нами как системное явление, которое находит отражение в функционировании различных систем организма студентов СМГ и реализуется посредством комплекса закономерных реакций на нагрузку. Одним из компонентов такой адаптации студентов СМГ выступала адаптация к физической нагрузке.

Заболеваемость в экспериментальной группе выступала как явление, определяющее особенности использования физических упражнений. Проведенные исследования показали, что правильно применяемые комплексы физических упражнений в значительной степени укрепляют здоровье.

В ходе организации педагогического эксперимента учитывалось, что в настоящий момент проблема профилактики заболеваний у студентов СМГ является до конца нераскрытой. Характер течения, степень заболеваний у студентов СМГ, объективные ограничения вызывали ряд трудностей в использовании физических упражнений.

Таким образом, возникла необходимость с помощью методики САН определить самочуствие, актиность и настроение у студентов СМГ экспериментальной и контрольной групп. Это делалось с целью определения системы коррекционных мероприятий для профилактики заболеваний у студентов СМГ. Результаты этого исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка показателей САН и ЧСС опытных групп до и после эксперимента (х± m )

Показатели

Группа

Исходные

показатели

В конце

эксперимента

Р

ЧСС в покое (уд./мин)

ЭГ

КГ

79,1±2,3

79,8±1,9

72,4±1,4

78,3±1,9

<0,05

САН (балл)

ЭГ

КГ

121,1±8,7 122,4±8,3

158,4±7,1 128,7±8,4

<0,05

В ходе исследований было установлено, что у студентовэкспериментальной группы показатели ЧСС и САН были достоверно лучше, чем у испытуемых контрольной группы. Это свидетельствует о высокой эффективности использования физических упражнений для профилактики травматизма у студентов СМГ, которые занимались в экспериментальной группе.

В ходе исследования было установлено, что высокий уровень заболеваний у студентов СМГ определил необходимость разработки и внедрения системы педагогической помощи в целях профилактики заболеваемости. В ходе исследования учитывалось, что заболеваемость способна влиять на формирование отношения студентов СМГ к занятиям. Также важно отметить, что студенты СМГ сталкиваются с особыми физическими ограничениями и потому ведут себя на занятиях несколько по-другому. Учитывалось, что студенты СМГ сталкиваются с особой ситуацией, связанной с длительным отрывом от занятий из-за болезней. В ходе исследований по изучению особенностей заболеваний у студентов СМГ учитывалось, что разработке мероприятий по его профилактике заболеваемости уделяется недостаточное внимание. Эти исследования носят единичный и разрозненный характер.

В ходе проведения эксперимента одной из главных исследовательских задач было раскрытие механизмов влияния заболеваемости на качество проведения занятий. Для решения данной задачи представлялось важным учитывать всю совокупность опосредующих факторов, таких как характер ограничений, возникающих вследствие заболеваний у студентов СМГ и др.

В ходе исследований было установлено, что не очень хорошее физическое состояние студентов СМГ не позволяет им решать многие задачи на занятиях. Очень часто, из-за высокого уровня заболеваемости у студентов СМГ возникала мысль о завершении учебы в вузе. Это не позволяло им раскрыть весь свой потенциал. Все это свидетельствует о высокой значимости проведения педагогических мероприятий на занятиях для профилактики заболеваний у студентов СМГ.

Изучение особенностей заболеваний у студентов СМГ позволило целенаправленно использовать комплексы физических упражнений для укрепления здоровья. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о высокой эффективности занятий для профилактики заболеваний у студентов СМГ. В ходе исследований было установлено, что у студентов СМГ экспериментальной группы заболеваемость была ниже, чем у испытуемых контрольной группы. (Таблица 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ характера заболеваемости у студентов СМГ экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента

Характер

заболеваний

Виды заболеваний (количество случаев)

КГ (п=25)

ЭГ(п=25)

Сердечно-сосудистые заболевания

3

-

Заболевания опорно-двигательного аппарата

3

1

Заболевания дыхательной системы

7

2

Заболевания органов пищеварения

3

1

Заболевания центральной нервной системы

1

-

Простудные заболевания

12

3

Исследования показали, что учебный процесс со студентами СМГ всегда сопряжен с вероятностью негативных последствий. Это связано с наличием целого ряда заболеваний у студентов СМГ. В ходе проведенных исследований было установлено, что для студентов СМГ в большей мере свойственны простудные заболевания.

В ходе использования физических упражнений для профилактики заболеваний у студентов СМГ возникла острая необходимость проведения специальных мероприятий. В ходе проведенных исследований было установлено, что основную массу заболеваний составляют сердечно-сосудистые заболевания, заболевания опорно-двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы, заболевания органов пищеварения, заболевания центральной нервной системы и др. Поэтому был понятен интерес к разработке мероприятий, направленных на создание унифицированной модели проведения занятий для их профилактики у студентов СМГ. Было установлено, что к основным путям укрепления физиологических систем организма у студентов СМГ относятся: развитие физических качеств, строгая регламентация режима занятий, отдыха и питания. Все это способствовало укреплению функциональных систем организма, а также профилактике заболеваний у студентов СМГ.

В ходе эксперимента применялись разные средства, методы и формы профилактики заболеваний у студентов СМГ: медицинские, физиолого-гигиенические, а также средства целенаправленного воздействия. В ходе использования медицинских средств, для профилактики заболеваний у студентов СМГ применялись электрические и магнитные поля, импульсная низкочастотная терапия и др. Физиолого-гигиеническими средствами профилактики заболеваний у студентов СМГ были закаливание организма, оксигенотерапия и др.

Использование такого широкого набора средств, для профилактики заболеваний у студентов СМГ привело к значительному укреплению функциональных систем организма студентов СМГ экспериментальной группы. (Таблица 4).

По окончании эксперимента было установлено, что у студентов СМГ экспериментальной группы показатели ИГСТ и КВ были достоверно лучше, чем у испытуемых контрольной группы. По остальным показателям функционального состояния организмы существенной разницы не было. Это свидетельствует о высокой эффективности проведения занятий для профилактики заболеваний у студентов СМГ. Студенты СМГ, которые занимались в экспериментальной группе, имели более высокий уровень специальной выносливости.

Таблица 4

Оценка показателей функционального состояния испытуемых опытных групп до и после эксперимента (х± m ) ЭГ и КГ (п=25)

Показатели

Группа

Исходные

показатели

В конце

эксперимента

Р

МОК (усл. ед.)

ЭГ

КГ

3512±147 3552±149

3632±141 3614±138

-

ИГСТ (балл)

ЭГ

КГ

89,3±1,2 90,1±1,3

98,9±1,1

92,3±1,2

<0,05

KB (усл. ед.)

ЭГ

КГ

15,9±0,2

15,2±0,2

13,1±0,3

14,2±0,3

<0,05

Проба Генча (с)

ЭГ

КГ

32,7±2,4

32,1±2,3

33,4±2,7

33,3±2,8

-

Проба Штанге (с)

ЭГ

КГ

63,1±3,1

64,8±3,3

66,2±3,2

64,1±3,4

-

В ходе проведения эксперимента было установлено, что использование физических упражнений для профилактики заболеваний у студентов СМГ имеет свои особенности. Нами применялись, как правило, упражнения на улучшение морфологической структуры мышц, связок и суставов. В качестве механизмов воздействия использовались изометрические упражнения, а также упражнения со жгутом.

Учитывалось, что проблема профилактики заболеваний у студентов СМГ обусловлена несколькими аспектами. Высокий уровень заболеваемости, влиял на переживание состояния собственного здоровья у студентов СМГ, влиял на формирование их отношения к занятиям. Поэтому подбору физических упражнений уделялось особое внимание. Учитывалось, что в условиях высокого уровня заболеваемости студенты СМГ сталкиваются с особой ситуацией, связанной с длительным выздоровлением и отрывом от учебы в вузе. Большое внимание уделялось изучению влияния занятий на уровень физической готовности студентов СМГ. Изучалось также влияние заболеваемости на качество проведения занятий. Для решения данной задачи считалось важным учитывать всю совокупность факторов, таких как характер заболевания, ограничения физического совершенствования, возникающих вследствие заболевания.

Практика показала, что недостаточно хорошее физическое состояние студентов СМГ не позволяет им решать многие задачи в ходе учебы в вузе. Поэтому вопросу оценки влияния физических упражнений на уровень физической готовности студентов СМГ уделялось большое внимание. Результаты этого анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5

Динамика показателей физической подготовленности студентов СМГ в ходе педагогического эксперимента

Показатели

Группы

Исходные данные

В конце

педагогического эксперимента

Р

Бег 100 м (с)

КГ

ЭГ

14,8±0,1

14,9±0,2

14,9±0,2

14,7±0,1

-

Упражнения, выполняемые на оценку (балл)

КГ

ЭГ

3,2±0,1

3,3±0,2

3,1±0,2

3,9±0,1

-

0,5

ОФП (балл)

КГ

ЭГ

3,2±0,1

3,1±0,2

3,5±0,2

4,2±0,1

-

В ходе проведения эксперимента было установлено, что у студентов СМГ экспериментальной и контрольной групп показатели физической готовностивначале экспериментабыли приблизительно одинаковыми. Это свидетельствует о том, что уровень подготовленности был равный. Однако студенты СМГ, которые занимались в экспериментальной группе, имели более высокий уровень оценок за качество выполнения упражнений в конце эксперимента. Это можно объяснить более высокой степенью эффективности проведения занятий в экспериментальной группе, по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Преимущество было достигнуто за счет использования специальных физических упражнений и создания, необходимыхдля этого, психолого-педагогических условий.

Вывод. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о необходимости создания выявленныхпсихолого-педагогических условий, для эффективного использования физических упражнений с целью профилактики заболеваний у студентов СМГ.

Литература:

1. Бакаев, В. В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе физической подготовки будущих спасателей к действиям в условиях горной местности / В. В. Бакаев, А. Э. Болотин, С. С. Аганов // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». — 2016. — № 6 — С.6–8.

2. Болотин, А. Э. Организационно-педагогические условия, необходимые для адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности во время обучения в вузе/ А. Э. Болотин, А. В. Токарева, А. А. Паульс // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2013. — № 13 (104). — С. 23–27.

3. Болотин, А. Э. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки / А. Э. Болотин, А. В. Борисов, С. А. Скрипачев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2014. — № 9 (115). — С. 11–14.

4. Болотин, А. Э. Структура и содержание педагогической концепции физического воспитания студентов на основе ценностей здорового образа жизни / А. Э. Болотин, Д. Б. Селюкин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». — 2015. — № 7 — С.32–34.

5. Болотин, А. Э. Показатели, определяющие эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания / А. Э. Болотин, А. В. Караван // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». — 2015. — № 9 — С.36–38.

6. Бочковская, В. Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности обучении прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации/ В. Л. Бочковская, М. С. Назарова // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2015. — № 9 (127). — С. 68–72.

7. Караван, А. В. Типологические признаки образовательной среды необходимые для эффективного физического развития студентов вузов / А. В. Караван, А. Э. Болотин // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». — 2015. — № 9 — С.5–7.

8. Сонбол, А.А-Г. А. Особенности травматизма у юных тхэквондистов / А.А-Г. А. Сонбол, А. М. Симаков // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта». — 2017. — № 7 (149). — С. 186–188.

9. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V. Structure and content of the educational technology of managing students healthy lifestyle. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015. — 15(3), pp.362–364.

10. Bolotin, А. Е., Bakayev V. V., Vazhenin S. A. Educational technology of using the system of Pilates for the prevention of spine disorders of female students. Journal of Physical Education and Sport (JPES), 2015. — 15(4), Art.110, pp.724–729.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, профилактика заболеваний, SMG, упражнение, экспериментальная группа, контрольная группа, снижение уровня заболеваний, заболевание, укрепление здоровья, эффективное использование.


Задать вопрос