Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 03.07.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Пиюкова, В. М. Диагностика как форма контроля при формировании культуры здорового образа жизни у младших школьников / В. М. Пиюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 267-269. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82983/ (дата обращения: 26.01.2022).



В статье говорится о контроле как важной функции управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, даются рекомендации по проведению диагностики в данном направлении. В работе рассматриваются условия, на которых осуществляется контроль сформированности у младших школьников культуры здорового образа жизни.

Ключевые слова: культура здорового образа жизни, показатели и критерии сформированности у младших школьников культуры здорового образа жизни, диагностика уровня культуры здорового образа жизни младших школьников.

The article talks about control as an important function of managing the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren, and gives recommendations for conducting diagnostics in this direction. The paper considers the conditions under which the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren is monitored.

Keywords: healthy lifestyle culture, indicators and criteria for the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren, diagnostics of the level of healthy lifestyle culture in younger schoolchildren.

Воспитание культуры здорового образа жизни на сегодняшний день является государственной задачей. Она определена в паспорте приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни», входящего в национальный проект «Образование». Стратегия направлена на «увеличение числа граждан, ответственно относящихся к своему здоровью и ведущих здоровый образ жизни, в том числе тех, кто систематически занимается физической культурой и спортом…» [2].

Особенное значение проблема формирования культуры здорового образа жизни имеет в начальной школе. Это связано, прежде всего, со снижением уровня здоровья подрастающего поколения, снижением интереса детей к здоровому образу жизни. Вырастить человека, заботящегося о своем здоровье, — такова конечная цель воспитательной системы российской школы в направлении формирования культуры ЗОЖ.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет содержание формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников:

— формирование у учащихся положительного отношения к ЗОЖ, к окружающим людям, к самому себе;

— формирование в учащихся желания вести здоровый образ жизни;

— формирование у детей навыков ЗОЖ;

— формирование у учащихся активной жизненной позиции;

— формирование у учащихся уважительного отношения к спорту и физкультуре.

Исследователь, В. Д. Иванов говорит о том, что «здоровым образом жизни школьника можно назвать такой образ жизни ребёнка, когда он стремится по максимуму удовлетворить свои основные возрастные потребности организма — в правильном питании, в режиме сна и отдыха, в общении, в двигательной активности, в познании мира» [5, с. 80].

Исследователь И. С. Артюхова выделяет три компонента ЗОЖ:

  1. Осознанное отношение человека к своему здоровью, к своему психическому и физическому состоянию.
  2. Комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий соблюдать правила здорового образа жизни.
  3. Умение применять на практике знания, умения и навыки, относящиеся к здоровому образу жизни и позволяющие самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения [3, с. 65].

Исходя из трех компонентов, о которых говорит исследователь И. С. Артюхова, мы можем выделить три компонента работы по формированию у младших школьников культуры здорового образа жизни:

  1. Эмоционально-оценочный компонент, который позволяет сформировать у учащихся понимание важности здорового образа жизни и стремление соблюдать правила ЗОЖ.
  2. Познавательный компонент, в рамках которого у учащихся формируются знания, необходимые для применения на практике правил и основ здорового образа жизни.
  3. Поведенческий компонент, который отвечает за формирование привычек здорового образа жизни у обучающихся.

Таким образом, контроль за формированием у младших школьников культуры ЗОЖ также целесообразно осуществлять по трем компонентам:

  1. Познавательный компонент.
  2. Эмоционально-оценочный компонент.
  3. Поведенческий компонент.

На их основании мы выделили критерии сформированности культуры здорового образа жизни у учащихся:

  1. Критерий по познавательному компоненту — сформированность знаний школьников о ЗОЖ.
  2. Критерий по эмоционально-ценностному компоненту — сформированность чувств школьников к здоровому образу жизни, спорту, физкультуре.
  3. Критерий по поведенческому компоненту — сформированность нравственной позиции школьников, выражающейся в выборе здорового образа жизни.

При контроле процесса формирования культуры ЗОЖ у учащихся начальной школы и проведении диагностики уровня знаний школьников, необходимых для применения на практике правил и основ здорового образа жизни можно использовать тематические анкеты. Вопросы в них могут быть следующими:

  1. Что такое здоровый образ жизни?
  2. Каковы правила здорового образа жизни?
  3. Почему нужно соблюдать правила здорового образа жизни?
  4. Как ты соблюдаешь правила здорового образа жизни?
  5. Какие виды зарядки ты знаешь?
  6. Какие виды закаливания ты знаешь?
  7. Что такое правильное питание?
  8. Что такое режим дня?
  9. Тебе нравится соблюдать правила ЗОЖ?
  10. Почему нужно заниматься спортом?
  11. Какие виды спорта ты знаешь?
  12. Кто такой здоровый человек?
  13. Хотели бы вы больше заниматься физкультурой?
  14. Какие правила ЗОЖ ты знаешь?
  15. Считаешь ли ты себя здоровым человеком?

Анкетирование проводится по выбору педагога — в устной или письменно-устной форме. Важно, чтобы дети не просто ответили на вопросы, но и высказали свое мнение, поделились своим опытом. Исходя из беседы, подводятся итоги.

Результаты об уровне сформированности знаний учащихся, необходимых для применения на практике правил и основ здорового образа жизни, следует подводить по числу правильных и обоснованных ответов:

— Высокий уровень — 15–12 баллов (15–12 верных ответов).

— Средний уровень — 11–8 баллов (11–8 верных ответов).

— Низкий уровень — 7 и меньше баллов (7 ответов или меньше).

При подведении результатов анкетирования следует ориентироваться не только на правильные ответы учащихся. О высоком уровне знаний школьников свидетельствуют активность в разговоре, отмечается стремление познать что-то новое о здоровом образе жизни. О среднем уровне можно говорить, когда школьники не на все вопросы дают верные ответы, их интерес к познанию правил и норм здорового образа жизни не высок и не устойчив. Низкий уровень фиксируется в том случае, если учащиеся на большинство вопросов беседы не знают ответов, а интерес к ЗОЖ у них не сформирован.

При контроле процесса формирования культуры ЗОЖ у учащихся начальной школы и проведении диагностики уровня сформированности чувств школьников к здоровому образу жизни, спорту, физкультуре по эмоциональному компоненту некоторые исследователи предлагают провести методику «Нарисуй здоровую семью» [4]. Цель диагностики — уточнить представления школьников о себе и своем здоровье, а также выявить, какие чувства вызывают у учащихся упоминания о ЗОЖ.

Задание для школьников — нарисовать себя, свою семью, каким они сами себе представляют свой образ жизни и образ жизни своей семьи. При подведении итогов диагностики анализируются:

— содержание рисунка — что изображено, какие символы ЗОЖ, физкультуры, спорта;

— расположение на листе символов;

— цвета, которыми пользовались учащиеся в процессе рисования.

Результаты диагностики следует проводить по следующей схеме:

Высокий уровень — ребенок изобразил на листе более 5-ти символов ЗОЖ, объяснил их значение. Символы расположены в центре рисунка или на значимых его местах, занимают ведущее место в композиции рисунка. Рисунок выполнен в яркой, радостной, разнообразной цветовой гамме.

Средний уровень — учащийся изобразил на листе не более 2-х символов ЗОЖ, объяснил их значение. При рисовании школьник использовал одни и те же цвета.

Низкий уровень — учащийся не изобразил на листе никаких символов ЗОЖ, а нарисовал что-то другое, отвлеченное от темы. Школьник использовал при этом невыразительные цвета.

При контроле процесса формирования культуры ЗОЖ у учащихся начальной школы по поведенческому компоненту и проведении диагностики на определение наличия или отсутствия у школьников нравственной позиции по отношению к здоровому образу жизни можно использовать методики, основанные на сюжетных картинках. Цель диагностики — определить проявление интереса школьников к нравственно правильному выбору.

При проведении диагностики учащимся могут быть предложены на выбор сюжетные картинки с примерами разных жизненных ситуаций. На каждую ситуацию — по две картинки с разным поведением героев на них. Учащиеся должны были выбрать одну картинку из пары.

При определении уровня сформированности нравственной позиции учащихся следует ориентироваться на такие показатели:

Высокий уровень — школьник выбирает с первого раза положительные примеры, внимательно рассматривает их, объясняет свой выбор.

Средний уровень — школьник выбирает положительные примеры не с первого раза, но потом исправляется, проявляет интерес к другим картинкам, иногда объясняет свой выбор.

Низкий уровень — школьник не выбирает «положительные» картинки, предпочитает им другие изображения.

Таким образом, под культурой здорового образа жизни следует понимать направление общей культуры учащихся, характеризующейся определенным уровнем знаний о ЗОЖ, мотивационно-ценностных ориентаций на ЗОЖ, приобретенных в результате образования, воспитания и самовоспитания и интегрированных в практической жизнедеятельности учащихся. Исходя из этого определения, формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников и контроль за этим процессом должны проходить по трем основным компонентам:

  1. Эмоционально-оценочный компонент.
  2. Познавательный компонент.
  3. Поведенческий компонент.

Литература:

  1. Паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни» [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: http://static.government.ru/media/files/Soj3PKR09Ta9BAuW30bsAQpD2qTAI8vG.pdf
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: https://fgos.ru/
  3. Артюхова, И. С. Методические рекомендации и система занятий по формированию функциональной грамотности младших школьников в сфере безопасного и здорового образа жизни (во внеурочной деятельности) [Текст] / И. С. Артюхова // Журнал педагогических исследований. — 2018. — Т. 3. — № 4. — С. 62–78.
  4. Бурцева, Е. Д. Деятельность педагога-психолога по формированию здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / Е. Д. Бурцева // Новое слово в науке: перспективы развития. — 2017. — № 1 (11). — С. 103–106.
  5. Иванов, В. Д. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / В. Д. Иванов, З. И. Матина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3. — № 1. — С. 79–89.
  6. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании [Текст] / А. Н. Майоров. — М: Интеллект-Центр, 2005. — 424 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, поведенческий компонент, учащийся, младший школьник культуры, начальная школа, познавательный компонент, школьник, высокий уровень, контроль процесса формирования культуры, эмоционально-оценочный компонент.


Ключевые слова

культура здорового образа жизни, показатели и критерии сформированности у младших школьников культуры здорового образа жизни, диагностика уровня культуры здорового образа жизни младших школьников
Задать вопрос