Современное состояние проблемы развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 29.06.2021

Статья просмотрена: 302 раза

Библиографическое описание:

Баландин, С. И. Современное состояние проблемы развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования / С. И. Баландин, Г. Н. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 280-281. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82970/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье авторы рассматривают современное состояние проблемы повышения уровня скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования.

Ключевые слова : легкая атлетика, скоростно-силовые способности, прыжки в длину, спортивная тренировка.

Прыжки в длину являются современной олимпийской дисциплиной. Они признаны одним из самых сложных легкоатлетических видов и требуют от спортсменов не столько должного уровня технической подготовки, сколько высокого уровня развития скоростно-силовых способностей, достаточных для достижения спортсменами высоких спортивных результатов.

Однако, как показывает соревновательная практика, на сегодняшний день динамика роста отечественных результатов остановилась, причиной этому является не соответствие уровня развития скоростно-силовых способностей спортсменов-легкоатлетов должному уровню [2]. Поэтому целью данной работы является рассмотрение современного процесса развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование специалистов по легкой атлетике, специализирующихся на прыжках в длину. Всего в анкетировании приняли участие 54 специалиста из различных субъектов РФ (г. Москва, г. Санкт- Петербург, г. Сочи, г. Смоленск, г. Петрозаводск и мн.др.).

В ходе проведения анкетирования специалистов нами были выявлены ведущие методы и средства развития скоростно-силовых способностей спортсменов, а также оптимальное количество упражнений, которые должны входить в один комплекс упражнений и их место в тренировочном занятии.

Рассмотрим результаты исследования более подробно. Безусловно, большинство респондентов считают, что ведущими способностями для успешного выполнения прыжка в длину специалисты считают скоростно-силовые (87 %). Справедливость этого ответа подкрепляют и данные специальной литературы. Многие авторы, такие как В. А. Креер, С. А. Мехоношин и мн. др., также указывают о значительной корреляции между уровнем развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину и результатом, который они демонстрируют [1].

Большинство респондентов в целях развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину, тренирующихся на этапе спортивного совершенствования, используют повторный метод (30 %), метод динамических усилий (26 %), метод круговой тренировки (20 %) и ударный метод (14 %). В то время как метод максимальных усилий (6 %), интервальный метод (2 %) и соревновательный метод (2 %) используются тренерами гораздо реже. Совсем же не используется тренерами в процессе тренировочного процесса игровой метод (0 %). Объяснить подобное явление можно тем, что данный метод не соответствует возрасту спортсменов.

Среди средств тренировки спортсменов-прыгунов в длину тренеры отдают предпочтение следующим: динамические упражнения с отягощением (32 %), прыжковые упражнения (27 %) и ударные упражнения (21 %). В меньшей же степени тренеры используют беговые упражнения (15 %) и статические упражнения с отягощением (5 %). Ведущим средством тренировки, по мнению респондентов, оказались динамические упражнения c отягощением, в связи с чем необходимо было выяснить какой процент внешнего отягощения от максимального они используют для развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину, на этапе спортивного совершенствования. В ходе обработки данного вопроса анкеты были получены следующие результаты: наиболее оптимальным отягощением является отягощение 30–40 % от максимально возможного отягощения, т. е. в ходе тренировочного процесса спортсмены выполняют динамические упражнения с отягощением 30–40 % от максимального. Также стоит заметить, что подобный процент отягощения соотносится с методом динамических усилий, при применении которого в тренировке используют предельные для каждого движения отягощения (в пределах 30–40 % от максимума). По нашему мнению, динамические упражнения с применением отягощения удобнее всего применять в тренировочном процессе с использованием тренировочного блока «мини-трек», т. к. именно на этом тренажере можно устанавливать необходимые уровень внешнего отягощения индивидуально для каждого спортсмена. Но при этом большинство тренеров (94 %) не применяют этот тренажер в своём тренировочном процессе. Это связано в первую очередь с тем, что тренировочный блок «мини-трек» является относительно новым изобретением и его нет в качестве инвентаря в спортивных школах, а также с тем, что на сегодняшний день отсутствуют методические разработки применения этого тренировочного блока в тренировочном процессе у легкоатлетов.

Известно, что все упражнения, которые выполняют спортсмены в ходе тренировочного процесса сгруппированы в специальные комплексы упражнений, поэтому ещё одной задачей нашего анкетирования являлось выявление оптимального количества упражнений, которых можно включить в один комплекс упражнений и место их включения в тренировочном процессе с целью наиболее эффективного развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования. В результате было выявлено, что оптимальным количеством упражнений в составе одного комплекса, по мнению респондентов, является 5–6 упражнений (75 %) и быть включены в основном в основную часть (84 %) тренировочного занятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день у тренеров по легкой атлетике, специализирующихся на прыжках в длину выработан определенный алгоритм развития скоростно-силовых способностей, который дает свои результаты, но, как показывает практика, данных результатов недостаточно, чтобы возросла динамика мировых результатов. Именно поэтому необходимо искать новые методы и средства развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования.

Литература:

  1. Креер В.; Попов В. Тройной прыжок. ~М.; 1996- 198с.; Мехоношин, С. А. Исследование ударных упражнений в развитии скоростно-силовых качеств школьников 9–11 лет / С. А. Мехоношин //
  2. Педагогические и физиолого-гигиенические основы совершенствования
  3. физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. — М.: РГУФК, 2011. — С. 11–12.
  4. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. — Москва: Физкультура и спорт, 1977. — 271 c.
Основные термины (генерируются автоматически): тренировочный процесс, скоростно-силовая способность прыгунов, спортивное совершенствование, длина, упражнение, легкая атлетика, тренировочный блок, внешнее отягощение, должный уровень, тренировочное занятие.


Похожие статьи

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Средства спортивной тренировки прыгунов в длину можно разделить на три группы физических

В скоростно-силовой подготовке прыгунов в длину широко применяются методы

Легкая атлетика в системе физического воспитания. Легкая атлетика — вид спорта...

Анализ средств общей и специальной физической подготовки...

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов

Прыжок в длину относится к разряду скоростно-силовых видов спорта.

Легкая атлетика в системе физического воспитания. Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий...

Влияние физических упражнений скоростно-силового характера...

Учебно-тренировочный процесс у исследуемых баскетболистов состоял из трехразовых занятий в

Третье занятие (игровое) — предусматривало совершенствование игровых

Губа, Д. В. Развитие скоростно-силовых способностей на секционных занятиях баскетболом.

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

В тренировочных занятиях силовые упражнения рекомендуем для 2–3 смежных групп мышц, которые делятся на четыре основные группы: мышцы спины, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, ног. Если на тренировке выполнялись упражнения для мышц спины, рук и плечевого...

Выбор величины нагрузки прыжковых упражнений, выполняемых...

В теории спортивной тренировки выделяют два основных способа построения тренировочного процесса. При первом способе тренировочные нагрузки распределяются равномерно в течение всего года, в результате чего у спортсмена работоспособность...

Планирование скоростно-силовой подготовки боксеров-юношей...

Латипов, Р. И. Планирование скоростно-силовой подготовки боксеров-юношей в учебно-тренировочных группах / Р. И

По степени проявления ведущих двигательных способностей к режиму деятельности организма бокс относится к видам спорта, которые...

Воспитание силовых качеств у дискоболов юношей на этапе...

При планировании тренировочной работы единственным различием в тренировке этих групп являлась дифференцированная с учетом индивидуальных возможностей спортсмена силовая подготовка, остальные разделы тренировочной работы (скоростно-силовая, техническая...

Применение амортизационных упражнений для развития...

Врублевский Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики.

подготовка спортсменов, упражнения с амортизаторами, развитие скоростно-силовых качеств, легкая атлетика.

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания. Она включает в себя пять видов упражнения ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье. Ходьба — естественный способ передвижения человека.

Похожие статьи

Методика обучения прыжкам в длину | Статья в журнале...

Средства спортивной тренировки прыгунов в длину можно разделить на три группы физических

В скоростно-силовой подготовке прыгунов в длину широко применяются методы

Легкая атлетика в системе физического воспитания. Легкая атлетика — вид спорта...

Анализ средств общей и специальной физической подготовки...

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов

Прыжок в длину относится к разряду скоростно-силовых видов спорта.

Легкая атлетика в системе физического воспитания. Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий...

Влияние физических упражнений скоростно-силового характера...

Учебно-тренировочный процесс у исследуемых баскетболистов состоял из трехразовых занятий в

Третье занятие (игровое) — предусматривало совершенствование игровых

Губа, Д. В. Развитие скоростно-силовых способностей на секционных занятиях баскетболом.

Система подготовки юных баскетболистов на этапе начальной...

В тренировочных занятиях силовые упражнения рекомендуем для 2–3 смежных групп мышц, которые делятся на четыре основные группы: мышцы спины, рук и плечевого пояса, брюшного пресса, ног. Если на тренировке выполнялись упражнения для мышц спины, рук и плечевого...

Выбор величины нагрузки прыжковых упражнений, выполняемых...

В теории спортивной тренировки выделяют два основных способа построения тренировочного процесса. При первом способе тренировочные нагрузки распределяются равномерно в течение всего года, в результате чего у спортсмена работоспособность...

Планирование скоростно-силовой подготовки боксеров-юношей...

Латипов, Р. И. Планирование скоростно-силовой подготовки боксеров-юношей в учебно-тренировочных группах / Р. И

По степени проявления ведущих двигательных способностей к режиму деятельности организма бокс относится к видам спорта, которые...

Воспитание силовых качеств у дискоболов юношей на этапе...

При планировании тренировочной работы единственным различием в тренировке этих групп являлась дифференцированная с учетом индивидуальных возможностей спортсмена силовая подготовка, остальные разделы тренировочной работы (скоростно-силовая, техническая...

Применение амортизационных упражнений для развития...

Врублевский Е. П. Индивидуализация тренировочного процесса спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики.

подготовка спортсменов, упражнения с амортизаторами, развитие скоростно-силовых качеств, легкая атлетика.

Легкая атлетика в системе физического воспитания

Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения бег, прыжки, метания. Она включает в себя пять видов упражнения ходьбу, бег, прыжки, метания и многоборье. Ходьба — естественный способ передвижения человека.

Задать вопрос