Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 28.06.2021

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Белова, К. С. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта / К. С. Белова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 248-251. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82940/ (дата обращения: 23.01.2022).



В данной статье представлен теоретический анализ психологических исследований по проблемам родительского отношения к детям с проблемами в развитии и психолого-педагогического сопровождения таких семей. В статье подробно описана программа работы с семьями, направленная на гармонизацию детско-родительских отношений и формирования адекватной родительской позиции.

Ключевые слова: нарушение интеллекта, дети дошкольного возраста, психолого-педагогическое сопровождение.

Рост числа детей с проблемами развития, в том числе и интеллектуального является острой социальной проблемой современного общества. Напряжение, возникающее в процессе воспитания аномального ребенка, приводит к неудовлетворенности родителей выполнением своих функций, что в свою очередь, является причиной конфликтов в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии, внутриличностных конфликтов самих родителей и нарушения процесса общения с социумом. Таким образом, семья перестает быть институтом социализации проблемного ребенка, растет социальное сиротство. Задачи гуманизации, стоящие перед современным обществом, актуализируют вопросы психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с интеллектуальной недостаточностью.

В связи с социально важной задачей разработки технологий психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта ощущается необходимость изучения вопросов, связанных с проблемами семей, имеющей аномального ребенка, родительского отношения в этих семьях и создание программы комплексного психолого-педагогического сопровождения.

Изучением вопросов, возникающих перед родителями, воспитывающими детей с проблемами в развитии, занимались многие специалисты (Н. Л. Белопольская, Г. А. Выготская, М. В. Ипполитова, Б. Д. Корсунская, А. Р. Маллер, Е. М. Мастюкова, И. И. Мамайчук, В. Л. Мартынов, Г. В. Пятакова Л. И. Солнцева, и др.). В их исследованиях чаще всего затрагивается аспект участия семьи в воспитании и развитии аномального ребенка. К настоящему времени имеются лишь единичные исследования, отражающие состояние родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии (В. А. Вишневский, Б. А. Воскресенский, Р. Ф. Майрамян, М. М. Семаго, В. В. Ткачева). Эти работы посвящены изучению особенностей постреактивных расстройств и их динамике при появлении в семье умственно отсталого ребенка или ребенка с различными формами детского церебрального паралича. Результаты исследований указывают на наличие серьезных нарушений во всех сферах проявления человека (эмоциональная сфера, проблемы общения с социумом, соматические нарушения), весь этот комплекс нарушений авторы определяют как родительский кризис. Уровень его тяжести зависит от ряда обстоятельств: степени выраженности дефекта ребенка, времени, прошедшего с момента постановки диагноза, личностных особенностей матерей и помощи, оказанной специалистами (психологами, дефектологами и т. д.), то есть самостоятельно, без помощи специалистов, родители не могут преодолеть этот кризис. На основании этого некоторые авторы (Майрамян Р. Ф. и др.) делают вывод о необходимости помещения ребенка с тяжелой патологией в специализированные государственные учреждения. Данный подход, по нашему мнению, является неприемлемым в свете принимаемых государством мер, направленных на преодоление проблемы социального сиротства, а также психологически неверен.

Трудности, с которыми сталкиваются родители детей с проблемами в развитии, чаще всего являются причинами их негативного отношения к своим детям. Вопросами изучения родительского отношения и его влияния на ребенка в нашей стране занимались психологи, социологи, психиатры и психотерапевты (A. A. Бодалев, В. И. Гарбузов, А. Л. Захаров, Д. Л. Исаев, И. М. Марковская, А. С. Спиваковская, В. В. Столин, Г. Т. Хоментаускас, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис и др.). Все работы, посвященные данному вопросу, подтверждают выводы о прямой зависимости отношения родителей к детям от особенностей личности самих родителей, их состояния, жизненного опыта и, в меньшей степени, от особенностей детей.

Таким образом, существует противоречие между остротой проблемы, ее психотравмирующей значимостью и отсутствием разработанных технологий психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушением интеллекта.

Основная часть

Одним из путей психологической помощи данной категории населения является психолого-педагогическое сопровождение. Идеологию и технологии психологического сопровождения разрабатывали такие специалисты, как И. А. Баева, М. Р. Битянова, Г. Р. Бардиер, А. В. Волосников, Е. И. Казакова, Е. А. Козырева, B. C. Мухина, Ю. В. Слюсарев и др. В современной науке еще не сложился единый методологический подход к определению сущности психологического сопровождения. Оно трактуется как вся система профессиональной деятельности психолога (Р. М. Битянова); общий метод работы психолога (Н. С. Глуханюк); одно из направлений и технология профессиональной деятельности психолога (Р. В. Овчарова).

Отмечая определенные достижения отечественной психологической науки в изучении вопросов психологической поддержки участников учебно-воспитательной работы, необходимо отметить, что в практике работы с семьями, воспитывающими детей с нарушением интеллекта в современных условиях, проблему нельзя считать решенной.

Анализ современных исследований по изучаемому вопросу убеждает нас в том, что проблемы, связанные с воспитанием ребенка с нарушением интеллекта, влекут за собой нарушения эмоциональной и социальной сферы родителей и семьи в целом, что ведет к искажению родительского отношения к детям. Эта проблема решаемся совместной работой психологов и родителей, основной формой такрго взаимодействия является система психологического сопровождения.

Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось в три этапа:

I этап : формирование замысла и отработка научно-теоретического аппарата исследования, построение модели комплексного психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта;

II этап : была составлена методика экспериментальной работы и выбрана процедура исследования семей детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта; осуществлён выбор экспериментальной базы; проведена диагностика детско-родительских отношений; разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения семей;

III этап : оценка эффективности предложенной программы сопровождения комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Эксперимент проводился в несколько этапов.

Констатирующий этап — первичное диагностическое исследование психологических особенностей семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Формирующий этап — составлена и апробирована программа комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей дошкольника с нарушением интеллекта.

Контрольный этап — повторное диагностическое исследование психологических особенностей семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

В эмпирическом исследовании комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта, приняло участие 8 семей. Из них 12 родителей (8 матерей и 4 отца) и 8 детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Возраст родителей от 30 до 45 лет, уровень образования: среднеспециальное — 65.6 % (6 человек) и высшее — 34.4 % (2 человека). Возраст детей от 5 до 7 лет.

Подобранные в процессе эмпирического исследования психодиагностические методы и методики позволят наиболее полно и точно выявить психологические особенности родителей и детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Для определения и диагностирования каким образом родители воспитывают ребенка в семье, проводилась методика: Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) для родителей детей 3–10 лет (Эйдемиллер Э. Г. и Юстицкис В. В.). Для определения психических свойств родителя воспитывающего ребенка с нарушением интеллекта предназначена методика: Анкета «Психологический тип родителя» (Ткачёва В. В.). Методика Тест функционального ресурса семьи (Лаврова Н. М., Лавров В. В.) предназначен для оценки способности семьи, решать свои проблемы и преодолевать кризисные ситуации, для выявления психотерапевтической мишени благодаря определению проблемных зон семьи, для оценки степени удовлетворенности человека микросоциальным семейным климатом и для оценки качества его жизни, поскольку именно семейные отношения служат главным показателем качества жизни.

Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бенса и С. Кауфмана) позволяет выявить основные параметры эмоционального отношения ребёнка к членам семьи, как он воспринимает их, какие чувства вызывают в нем окружающие и какую роль представляет ребенок в своей семье. Методика Ткачёвой В. В. «Лесенка для детей» помогает определить самооценку самого ребенка и оценку его взаимоотношений с близкими и значимыми для него людьми.

Заключение

Семья является первым и основным институтом социализации ребенка. Взаимоотношения в ней в целом и детско-родительские отношения в частности являются особенно важными для формирования его личности. Особенно актуально для воспитания личности умственно отсталого ребенка, так как, взаимодействие аномального ребенка с неадекватной для него социальной средой может привести к появлению у него вторичного дефекта, так называемого «социального вывиха». Именно от семьи зависит, насколько адекватным будет взаимодействие ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии с социальной средой.

Теоретическое исследование позволило изучить проблемы психологических особенностей семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Констатировали, что сопровождение семьи должно строиться на знаниях психологических особенностей родителей и детей, и осуществляться в комплексной психолого-педагогической помощи специалистов.

На этапе констатирующего психолого-педагогического эксперимента были получены данные, позволяющие оценить типы и причины отношения родителей к детям дошкольного возраста с нарушением интеллекта, а также проявления негативных эмоциональных состояний у самих детей.

Результаты констатирующего этапа показали, что у родителей не сформирована психолого-педагогическая компетентность в области теоретических и практических знаний, умений и навыков при взаимодействии с детьми с умственной отсталостью. У исследуемых родителей в 45 % случаях реализуются неадекватные стили воспитания и проявляются негативные психологические установки по отношению к детям, что проявляется в излишнем доминировании над ребенком, стремлением к тотальному контролю и гиперопеке и наоборот, прослеживается эмоциональная дистанция между родителями и детьми. В 15 % случаях прослеживаются конфликты между супругами, у которых нет согласованности по вопросам касающихся воспитания. Однако большинство родителей подходят крайне ответственно к воспитанию, испытывают теплые, позитивные чувства к ребенку.

В ходе констатирующего психолого-педагогического эксперимента, результаты обследования детей с нарушением интеллекта были получены данные о негативных проявлениях, таких как тревожность и агрессивность в 10 % случаях. Чувство неполноценности в семье и неуверенности в себе в 15 % случаях.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, была разработана и апробирована программа комплексного психолого-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи, с целью оптимизации детско-родительских отношений, повышения психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам воспитания детей с нарушением речи и преодоления негативных эмоциональных состояний у детей.

Разработанная программа уникальна тем, что все формы работы осуществляются не только в сотрудничестве психолог — семья, а в комплексном сопровождении таких специалистов как логопед, дефектолог, музыкальный работник, психолог и воспитатели. Основными формами работы данной программы являются групповые занятия-тренинги, лекции и консультации, направленные на повышение психолого-педагогической компетентности родителей и на формирование навыков воспитательной деятельности. Совместные занятия и мероприятия с родителями и детьми, способствующие формированию благоприятных детско-родительских отношений. Нетрадиционные родительские собрания «В семейном кругу», которые позволили осуществить передачу опыта между родителями со схожими проблемами.

На этапе разработки программы, с родителями был проведен опрос, с целью определения их позиции в участии и какие конкретно вопросы их интересуют. Исходя из опроса, программа была апробирована на экспериментальной группе, состоящей из всех участников эксперимента. В итоге, можно сделать, следующие выводы. У родителей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта произошли изменения в психологических типах и стилях воспитания. На 15 % снизилась авторитарность и чрезмерная требовательность к детям, на 60 % увеличилась удовлетворенность отношениями в семьи, произошли изменения в сторону адекватного эмоционального принятия ребенка с нарушением интеллекта, благодаря пониманию и осведомленности об индивидуальных особенностях развития ребенка, предоставлении большей самостоятельности детям.

У детей, воспитывающихся в исследуемых семьях, на 10 % снизилась тревожность, враждебность и чувство неполноценности и на 20 % увеличилось благоприятное отношение ко всем членам семьи.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена тем, что реализованная психолого-педагогическая программа по комплексному сопровождению семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта действенна и эффективна, так как у всех исследуемых отмечается положительная динамика, что было подтверждено математической обработкой данных с помощью критерия Т-Вилкоксона.

Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы.

Литература:

  1. Зальцман Л. М. Работа с родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта / Л. М. Зальцман // Дефектология — № 2–2006.
  2. Мирошниченко Е. В., Корженевская Е. А., Шипунова Н. А. Использование активных методов при организации психологопедагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2016. Т.1. — С. 118–121.
  3. Аванесян Р. Д., Белоусова С. В., Мосина А. В. Инновационная модель комплексного сопровождения ребенка и его семьи с целью индивидуализации образования дошкольника с нарушениями речи // «Нескучный сад». Официальный сайт ГБДОУ № 85 Центрального района. URL: https://drive.google.com/file/d/1GNrRhty_YWnJ1I7qWgWMsvcmBS1dfnN 1 / view (дата обращения: 23.08.2019).
  4. Азлецкая Е. Н., Герасименко Т. В., Терещенко А. И. Модель психологопедагогической поддержки родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи // Историческая и социальнообразовательная мысль. — 2016. Том 8. № 5/3. — С. 17–20.
  5. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. -208с.
  6. Арбатская К. И. Психологические особенности семей, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями/К. И. Арбатская, Н. А. Устинова// Педагогическое образование в России. — 2017. — № 8. — С. 85–89.
  7. Басалаева Н. В., Захарова Т. В., Казакова Т. В. Сопровождение детей с особыми потребностями как актуальная проблема современного образования // Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018. — Т.9. № 9. — С.199–205.
  8. Белоусова Н. С. Психолого-педагогические технологии коррекции детско-родительских отношений / Н. С. Белоусова // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 5. — С. 103–107.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение интеллекта, ребенок, дошкольный возраст, семья, комплексное психолого-педагогическое сопровождение, родитель, аномальный ребенок, проблема, родительское отношение, психологическое сопровождение.


Задать вопрос