Сотрудничество семьи и ДОУ как фактор повышения качества образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бахтиярова, Н. Н. Сотрудничество семьи и ДОУ как фактор повышения качества образования / Н. Н. Бахтиярова, Н. А. Дубенцова, О. А. Бурнашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 246-248. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82919/ (дата обращения: 25.01.2022).



Успешность решения проблем воспитания и развития ребенка во многом определяется эффективным взаимодействием между детским садом и семьей. Социальная нестабильность, занятость, отсутствие компетентности в дошкольном образовании и психологии — вот лишь некоторые из причин, приводящих к снижению образовательного потенциала семьи, изменениям ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Семья с ее стилем внутрисемейных отношений, любовью родителей, родственников, близких людей, атмосферой родственных эмоциональных связей, образом жизни, обеспечивает психологическую защиту и комфорт, дает жизнеобеспечение и в то же время является действенной составляющей воспитания ребенка.

Взаимодействие между детским садом и семьей является сложной задачей как организационно, так и психологически и педагогически. Чтобы родители могли стать активными помощниками педагогов, единомышленниками, союзниками, друзьями, их нужно вовлечь в жизнь детского сада. Родители и воспитатели детских садов являются воспитателями одних и тех же детей и имеют общую цель — воспитывать здоровых, творчески мыслящих детей, социально адаптированных к жизни.

Для учебных заведений основным преимуществом сада является то, что он предлагает детям различные возможности для участия в мероприятиях, которые имеют значение для сверстников [4, стр. 112].

Воспитатели работают с родителями, чтобы охватить все аспекты воспитания и воспитания детей и представить родителям учителей содержание этой работы. В своей работе Ю. М. Тонкова говорит: «Семейные и образовательные учреждения, которые являются первичными социальными образовательными учреждениями, могут обеспечить целостность и целостность социальной, образовательной и культурной среды дошкольников. Эти организации должны общаться с ними, чтобы полностью развивать маленьких детей. Их влияние на успех не повторяется другими подобными эффектами в социальной педагогике, но находится в гармонии друг с другом " [3.]

В научной литературе выделяют 4 этапа основных аспектов сотрудничества семьи и ДОУ:

Первый этап предполагает привитие родителями позитивного образа ребенка. Этот этап так же называют «перестановкой акцентов». Это с самого начала создает дружеские отношения между учителями и родителями с точки зрения будущего сотрудничества.

Второй этап предполагает передачу родителям знаний, которые они не смогли получить в семье (в частности, общение ребенка со сверстниками, его успех в образовательной деятельности).

Третий этап — ознакомление воспитателей с проблемами семьи при воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель ведет диалог с родителями, в котором он играет активную роль. Следует подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалог — это не столько позиция судьи, сколько «равное общение» партнера [1, с. 72].

Четвертый этап-совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом этого этапа общения может быть «Давайте учиться вместе».

Таким образом, активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, дифференцированное влияние на родителей не только повышают педагогический потенциал семьи, но и непосредственно влияют на изменение уровня образования дошкольника.

Анализ научной литературы позволяет выделить основные принципы обучения, ориентированного на семью:

Первый принцип. Семья — это прежде всего, получатель услуг. Поскольку семья является постоянной в жизни ребенка и признает его центральную роль в его развитии, необходимо уделять должное внимание семье как центральному элементу в образовании и качестве жизни ребенка.

Второй принцип предполагает поддержку и уважение семейных решений. Этот принцип приглашает специалистов рассматривать членов семьи как основных ответственных за принятие решений о стратегиях образования ребенка и основных участников образовательной практики. Если родители получат возможность в первые шесть лет жизни принимать решения о воспитании и развитии своего ребенка и овладевать навыками, которые могут потребоваться для защиты их интересов в будущем, их дальнейшее участие в воспитании сына или дочери будет большим.

Третий принцип предполагает проявление гибкости и чувствительности в воспитании детей, а также предоставление услуг по улучшению жизни ребенка и семьи. Этот принцип предполагает уважение культурных различий семей, содействие мобилизации неформальных ресурсов родителей для удовлетворения меняющихся потребностей ребенка, оказание помощи в доступе к официальным государственным службам (медицинским, социальным), а также координацию этих служб.

Примером применения вышеизложенных принципов может быть краткосрочная группа пребывания для маленьких детей «Вместе с мамой», программа «Материнская школа» для родителей малышей. Эта программа призвана помочь родителям лучше понять своих детей, наделить их необходимыми знаниями о возрастных особенностях, развитии эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной сфер ребенка, развить навыки конструктивного взаимодействия с ним и тем самым создать условия для полноценного развития ребенка. Основная идея программы-интеграция социального и семейного образования, создание условий для диалога и совместной деятельности в системе ребенок — родитель — учитель в рамках образовательного учреждения.

Необходимость разработки этой программы обусловлена тем, что по результатам опроса, проведенного в ДОУ, значительная часть родителей, особенно молодые люди с ребенком в семье, проявляют интерес к раннему развитию детей, но при этом не имеют специальных знаний в области образования, испытывают трудности с пониманием личных и индивидуальных особенностей своего ребенка и установлением контактов с ним.

Одним из наиболее перспективных направлений семейной и социальной педагогики является использование экспрессивных художественных средств, повышающих уровень духовности подрастающего поколения и последующей этнической группы. Особое внимание уделяется развитию гармоничной социально адаптированной, духовно развитой личности через народное и классическое изобразительное искусство [2, с. 26].

Как индивидуальные, так и коллективные формы работы используются для воспитания родителей и влияния на семейное образование. Наиболее распространенной доступной формой работы с родителями является беседа. Чаще всего это происходит непроизвольно, но также может быть предоставлено заранее. Хотя разговор недолговечен и возникает в связи с просьбами родителей или вызван желанием воспитателя поговорить о ребенке, его не следует вести мимоходом. Эта форма требует от воспитателя большого такта и компетентности. Чтобы вызвать доверие и желание родителей прислушаться к предложениям учителя, разговор следует начинать с заявления об успехе ребенка. В то же время высказывания учителя должны быть обоснованы и подтверждены.

Е. Ю. Серова очень правильно определил образовательную работу как творческую. Истинная сущность ребенка, говорил он, заключается не в его недостатках, как часто думают родители: она заключается в возможности и в его желании стать лучше, сильнее, совершеннее. Даже если воспитатель считает, что родители не уделяют достаточного внимания воспитанию своего ребенка, не нужно сразу стремится следовать рекомендациям детского сада, воспитатель только дает советы, делает замечания в дружеской форме [2, c.30].

Такие формы педагогического сотрудничества, участия родителей в работе детского сада, как дни открытых дверей и наблюдения за непосредственной образовательной деятельностью детей, должны быть широко распространены. Эти формы дают возможность показать родителям работу детского сада и методы обучения детей, которые родители могут использовать в семье. Такое понимание жизни детского сада позволяет родителям видеть своего ребенка в команде. Педагог обращает внимание родителей на характер взаимоотношений между детьми в играх, в быту, на их гигиену, трудовые навыки, анализирует вместе с родителями то, что они видели, ищет причины отклонений в поведении детей.

В последние годы подчеркивалось, что необходимо одновременно вовлекать обоих родителей в различные формы педагогического образования, а не отдельных представителей из семей учащихся. Например, психологи предлагают вовлечь небольшие группы родителей в различные тренинги, которые помогут им овладеть многими полезными практическими навыками, выработать собственную позицию по определенным проблемам воспитания и семейной жизни в целом.

Следует отметить, что партнерские отношения между родителями и детским садом рассматриваются иностранными и отечественными учителями как наиболее благоприятные для положительных результатов в воспитании и воспитании детей, посещающих дошкольные учреждения.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение являются двумя важными социальными институтами для социализации ребенка. Хотя их учебные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании различных форм сотрудничества, и все члены дошкольного персонала и члены семьи учащихся активно участвуют в этой работе. Главное в работе-завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости скоординированных действий семейных и дошкольных учреждений. Без участия родителей образовательный процесс невозможен или, по крайней мере, неполон. Поэтому особое внимание следует уделить внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированному подходу к семьям различного рода.

Литература:

  1. Попова М. Н. Сотрудничество семьи и ДОУ как педагогическая проблема //Научное мнение. Санкт-Петербург. — 2015. — № 4. — С.72–74.
  2. Серова, Е. Ю. Взаимодействие или сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников на современном этапе развития образования / Е. Ю. Серова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. — С. 26–30. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14394/ (дата обращения: 10.04.2021).
  3. Тонкова, Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71–74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2308/ (дата обращения: 10.04.2021).
  4. Фадеева Е. И. Семья и ДОО: развиваем сотрудничество. Методическое пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2015. — 112 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, родитель, семья, воспитание детей, дошкольное учреждение, научная литература, особое внимание, семейное образование, социальная педагогика.


Задать вопрос