Экосистема российского спорта | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 28.06.2021

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Фетисов, А. О. Экосистема российского спорта / А. О. Фетисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 330-333. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82938/ (дата обращения: 24.04.2024).



Термин «экосистема» начал применяться по отношению к бизнесу и другим элементам окружающей человека объективной реальности с 1990-х годов. Список выявленных с тех пор характерных признаков любой экосистемы включает в себя: локализованность, тесные связи компонентов и участников, а также их воспроизводство, постоянная связи внутренней среды экосистемы с внешней, иерархия участников, своя культура (система ценностей) и своя этика, коммуникационный и инновационный компоненты, и др.

К началу XXI века такой социальный феномен, как спорт, начал развиваться в виде экосистемы в рамках глобальных концепций устойчивого развития и культуры мира, ориентированных на достижение имеющих громадное значение для мировой общественности целей (борьба против нищеты и за обеспечение экологической безопасности, а также рационального использования природных ресурсов и др.).

Ключевые слова: экосистема, концепция устойчивого развития, концепция культуры мира, спорт, физическая культура, экология.

The term «ecosystem» has been applied to business and other elements of the objective reality surrounding a person since the 1990s. The list of characteristic features of any ecosystem identified since then includes: localization, close connections of components and participants, as well as their reproduction, constant connections of the internal environment of the ecosystem with the external, the hierarchy of participants, its own culture (value system) and its own ethics, communication and innovation components, etc. At the beginning of the XXI century, such a social phenomenon as sport began to develop in the form of an ecosystem within the framework of global concepts of sustainable development and a culture of peace, focused on achieving goals of great importance for the world community (the fight against poverty and for ensuring environmental safety, as well as the rational use of natural resources, etc.).

Keywords: ecosystem, the concept of sustainable development, the concept of a culture of peace, sports, physical culture, sports movements, sports culture, sports ethics («fair play»), ecology.

Термин «экосистема» начал применяться по отношению к бизнесу с подачи Дж. Ф. Мура [4], который, предложил понимать под ней «экономическое сообщество, поддерживаемое базисом из взаимодействующих организаций и отдельных лиц» [5].

Любую экосистему отличает то, что она возникает и существует благодаря значительному присутствию в ее среде отношений взаимодействия при сохранении стремления максимизировать прибыль конкретного участника и, продолжать конкурировать за ресурсы и клиентов. Это позволяет раскрыть определение экосистемы как совокупности независимых друг от друга субъектов, которые в рамках отношений конкуренции или сотрудничества совместными усилиями производят взаимодополняющие компоненты ценности, выстраивая структуру отношений без прибегания к вертикальной интеграции [3, 7].

Особенности экосистем по сравнению с другими социально-экономическими системами могут быть суммированы следующим образом: локализованность в пространстве и непрерывность (неограниченность) во времени; внутренняя целостность, тесные связи между компонентами и участниками; самовоспроизводство компонентов; циркулярность (замкнутость, безотходность); наличие механизмов выравнивания масштабов участников экосистемы, обеспечивающих устойчивость ее развития; поддержание баланса между разнообразием и однородностью, изменчивостью и стабильностью компонентов экосистемы; системная неиерархическая координация участников.

К началу XXI века такой социальный феномен, как спорт, начал развиваться в виде экосистемы в рамках глобальных концепций устойчивого развития и культуры мира, ориентированных на достижение имеющих громадное значение для мировой общественности целей (борьба против нищеты и за обеспечение экологической безопасности, а также рационального использования природных ресурсов и др.). Становление спорта в вышеупомянутом качестве продвигалось по пути: законодательного закрепления, систематизации и редактирования актов; объединения спортсменов в объединения (федерации, ассоциации) по конкретным видам спорта и выстраивания административной структуры управления органов; привлечения специалистов на постоянной основе к спортивной деятельности; учета эволюционно-исторических особенностей развития спорта.

Современный спорт в качестве структурной социальной экосистемы, в рамках которой происходит управление деятельностью в сфере спорта, а обязательными элементами являются компании по производству спортивного оборудования, спортивные команды, уполномоченные органы в области, СМИ и др.

Основным нормативным правовым актом в России, призванным регулировать правоотношения в сфере функционирования и развития спорта, стал ФЗ РФ № 329 от 04.12. 2007 года «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Этим актом спорт характеризовался как комплекс видов спорта и спортивных дисциплин, сформировавшихся в ходе состязаний и специализированной практической — учебно-тренировочной подготовки атлетов к ним [2]. Что касается физической культуры, то тот же Закон дает более объемное по содержанию понятие. Физическая культура — это системы ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Только опираясь на совокупность знаний, норм и ценностей, формируемых социумом, можно оптимально организовывать и осуществлять физкультурно-спортивную деятельность [10].

Законом была предложена классификация спорта, объединившая такие его виды, как: олимпийский и массовый, профессиональный и любительский, школьный и студенческий спорт, спорт высших достижений и национальные виды спорта. Интересной оказалась попытка законодателя отграничить спорт от азартных игр. Статья 4 ФЗ № 224 от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» определяет азартную игру как основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры [1].

Развитие спорта постепенно обернулось появлением национальных и международных спортивных движений, большинство которых стали пропагандировать любительский спорт, а некоторые клубы стали профессиональными. Важнейшими элементами структуры международного спортивного движения остаются олимпийское, параолимпийское и специальное олимпийское движения. Со временем международное спортивное движение пополнилось студенческим и детско-юношеским движениями.

В рамках сложной и многосторонней экоструктуры спорта стали возникать и развиваться профессиональный спорт, олимпийский спорт, спорт высших достижений, «спорт для всех», «зрелищный спорт», а также спортивные клубы, школы и т. д.

Общепринятым стало мнение считать наиболее существенным признаком спорта, в сравнении с иными формами двигательной активности, его состязательность (соревновательность), подразумевающая как участие в соревнованиях, так и подготовку к ним. Спортивным считается соревнование, проходящее в искусственно воссоздаваемых условиях и ситуациях, участники которого, включая судей, соблюдают правила.

Сущность спорта как некой автономной социальной экосистемы подчеркивают своя спортивная культура и своя этика. Содержание понятия культуры связывается с ценностным отношением субъекта или группы субъектов к какому-то явлению, при этом это отношение помимо позитивной или негативной оценки подразумевает и осмысление (обоснование, объяснение) этой оценки. Одни и те же явления могут одними лицами восприниматься позитивно, а другими — негативно.

В зависимости от реализуемых в спорте функций (укрепление или поддержание здоровья, спорт как профессиональная деятельность) складывается та или иная система ценностей (прагматических — направленных на успех и обогащение, гуманистических — соблюдая принципы честной игры или «fair play»).

Учитывая то, что спорт ныне является неотъемлемым элементом современного общества, особое значение приобретают активизирующиеся климатические изменения, непосредственно затрагивающие мировую спортивную отрасль постольку, поскольку в центре обоюдосторонней взаимосвязи экологии и спорта стоит человек и его деятельность. Именно на уроках физической культуры, проходящих на свежем воздухе, в полной мере проявляются изучаемые экологией взаимосвязи живых существ в окружающем их пространстве [6]. Причиной этому является то, что физическая культура и спорт нуждаются в здоровой окружающей природной среде, а физкультурно-спортивная деятельность не должна наносить вред живой природе и здоровью человека, должна иметь, как и любой другой вид человеческой деятельности, природоохранную направленность [8].

Современная спортивная индустрия как отрасль экономики и как важнейший элемент спорта как экосистемы к настоящему времени превратилась в сложный механизм, включающий элементы из различных сфер экономических отношений, в которых участвуют множество организаций (различные предприятия, спортивные объединения и т. д.) и люди, поддерживающие спортивное направление деятельности (спортсмены, тренеры, болельщики и т. д.). Следовательно, на современном этапе очень актуальным является укрепление и совершенствование партнерства между спортом и экологией, а также иными общественными институтами с целью минимизации негативного и увеличения позитивного взаимовлияния одних феноменов на другие.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации № 224 от 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // [Электронный ресурс] URL: httр://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102111150.
  2. Федеральный закон Российской Федерации № 329 от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 50. ст. 6242; 2011. № 50. ст. 735.
  3. Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. (2018). Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal. 2018. Vol. 39. Issue 8. Pp. 2255–2276. DOI: https://doi.org/10.1002/smj.2904
  4. Moore J. F. Predators and Prey: A New Ecology of Competition. Harvard Business Review. 1993. May/June. Pp. 75–86.
  5. Moore J. F. The death of competition: Leadership and strategy in the age of business ecosystems. New York: Harper Collins, 1997. P. 26.
  6. Болховский Р. Н., Карпенко В. Б., Логинов А. В. Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1997. № 8. — С. 118–123.
  7. Клейнер Г. Б. Социально-экономические экосистемы в свете системной парадигмы // Системный анализ в экономике: сб. тр. V Междунар. науч.-практ. конф. Биеннале (21–23 нояб. 2018 г.) / Под общ. ред. Г. Б. Клейнера, С. Е. Щепетовой. М.: Прометей, 2018. С. 5–14.
  8. Крамской С. И., Амельченко И. А. Современные подходы к формированию ценностных установок студентов на здоровый образ жизни // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в XXI веке. 2019. — № 1. — С.18–23
  9. Онищук О. Н. Экологически направленная деятельность в олимпийском движении / О. Н. Онищук, М. М. Круталевич // Ценности, традиции и новации современного спорта: материалы Междунар. науч. конгр., Минск, 18–20 апр. 2018 г.: в 2 ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: С. Б. Репкин (гл. ред.) [и др.]. — Минск, 2018. — Ч. 1. — С. 297–299.
  10. Стенограмма заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта от 06.11.2012 // [Электронный ресурс] URL: httр://президент.рф/16760.
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, спорт, азартная игра, система ценностей, устойчивое развитие, громадное значение, двигательная активность, международное спортивное движение, рациональное использование, Российская Федерация.


Похожие статьи

Использование подвижных игр как средство развития...

Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр.

Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет...

Значение физической активности в жизни человека

Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и

Физическая активность — это какое-либо движение тела, производимое скелетными

Анализируя информацию о физической культуре и спорте, можно выявить основные...

Физическая культура и спорт в жизни современного общества

 В статье рассматривается роль физической культуры и спорта, в жизни современного общества. Отмечается положительная роль физической активности на функциональное состояние организма человека. Спорт как профилактика девиантного поведения в...

Популяризация спортивного движения среди студенческой...

Принята «Стратегия развития физической культуры и спорта в России на период до 2020 года», в которой планируется повысить до 40

На протяжении всей истории человечества физическая культура и спорт лишь только способствовали подготовке человека к жизни...

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового...

Развитие физической культуры и спорта может проходить успешно, если органами государственного и общественного

Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт — как средство и форма...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

Социальное значение физической культуры и спорта...

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации

Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей

Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает...

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными...

Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями и их максимальное вовлечение в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в общество стоит остро не только в России...

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа...

Использование физической культуры и спорта для полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового...

Похожие статьи

Использование подвижных игр как средство развития...

Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр.

Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет...

Значение физической активности в жизни человека

Интенсивная двигательная деятельность, поддерживая структуру и функции органов и

Физическая активность — это какое-либо движение тела, производимое скелетными

Анализируя информацию о физической культуре и спорте, можно выявить основные...

Физическая культура и спорт в жизни современного общества

 В статье рассматривается роль физической культуры и спорта, в жизни современного общества. Отмечается положительная роль физической активности на функциональное состояние организма человека. Спорт как профилактика девиантного поведения в...

Популяризация спортивного движения среди студенческой...

Принята «Стратегия развития физической культуры и спорта в России на период до 2020 года», в которой планируется повысить до 40

На протяжении всей истории человечества физическая культура и спорт лишь только способствовали подготовке человека к жизни...

Массовая физическая культура и спорт как базис здорового...

Развитие физической культуры и спорта может проходить успешно, если органами государственного и общественного

Физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов социализации, а спорт — как средство и форма...

Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика...

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.

Социальное значение физической культуры и спорта...

Физическая культура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации

Забота о развитии физической культуры и спорта является важнейшей составляющей

Реальный объем двигательной активности учащихся и студентов не обеспечивает...

Адаптивное физическое воспитание детей с ограниченными...

Развитие адаптивной физической культуры и спорта направлено на социализацию людей с ограниченными возможностями и их максимальное вовлечение в общественную деятельность. Проблема интеграции таких детей в общество стоит остро не только в России...

Пропаганда физической культуры, спорта и здорового образа...

Использование физической культуры и спорта для полноценного и активного досуга и воспитания всегда было прерогативой местных

Физическая культура — важное средство в системе образования и воспитания подрастающего поколения, в формировании здорового...

Задать вопрос