Об актуальности развития soft skills у курсантов военных вузов на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 26.06.2021

Статья просмотрена: 37 раз

Библиографическое описание:

Овчаренко, М. С. Об актуальности развития soft skills у курсантов военных вузов на современном этапе / М. С. Овчаренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82873/ (дата обращения: 17.01.2022).



В статье обоснована актуальность дополнения формируемых классических компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, курсантов высших военных вузов абсолютно новыми навыками современного динамично изменяющего мира; намечены пути для дальнейших исследований по поиску новых подходов к модели развития личности курсанта.

Ключевые слова: военное образование, высшее образование компетенции, умения, знания, навыки, hard skills, soft skills, digital skills.

Общеизвестно, что подготовка военных кадров — это государственный приоритет безопасности страны [1]. Сегодня современный выпускник военного вуза должен обладать прочными фундаментальными знаниями и уверенными практическими навыками при эксплуатации поступающего в войска вооружения и военной техники, а также навыками быстрого реагирования на любые изменения условий, мгновенного принятия решений, грамотного распределения ресурсов, управления временем, и наряду с этим грамотно руководить воинскими подразделениями при решении боевых и учебно-боевых задач [2].

Кроме этого, современные виды инновационного вооружения в своем развитии сегодня приобрели иные очертания и формы, и зачастую не требуют прямого контакта с противником, являющиеся по своей сути и содержанию сложными эргатическими системами по их управлению, эксплуатации и функционированию.

Поэтому, сегодня современной армии нужен военный специалист с более высоким личностным уровнем развития.

Таким образом, на лицо актуальность востребованных в современном мире дополнительных компетенций военнослужащих.

Проведенные исследования последних 10 лет показывают, что сегодня для любого специалиста представляет ценность не только профессиональные компетенции (hard skills — «жесткие» профессиональные навыки), но и дополнительные знания и навыки, освоение которых, как правило, частично входят в учебные программы вузов или зачастую не предусмотрены. Такими на сегодняшний день во многих сферах и отраслях экономик мира являются soft skills (мягкие, универсальные, надпрофессиональные навыки) и digital skills (цифровые навыки).

Кратко, hard skills — это профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно оценить (проверить, измерить). Навыки soft skills — надпрофессиональные навыки, характеризуются личными качествами человека (социальные, интеллектуальные и волевые), которые измерить затруднительно, так как они зачастую свойственны отдельной индивидуальной личности, зависят от характера и приобретаются, взращиваются на личном опыте. И, безусловно, новый вызов современности — это цифровые навыки (digital skills), необходимые для успешной работы (службы) в эпоху цифровой трансформации и эпоху данных.

Несмотря на то, что термины hard и soft skills берут начало в военном деле с 1959 года сегодня вопрос пересмотра, коррекции подходов к развитию новых навыков и формированию условий экосреды для профессионального, личностного и цифрового становления курсанта, как будущего офицера, на фоне стремительно, молниеносно и динамично развивающегося мира актуально.

В ходе настоящих исследований установлено, что армия США ещё в 1959 году при подготовке военнослужащих научно обосновала важность не только профессиональных навыков, но и soft skills военнослужащих, которые сложно поддаются планомерному обучению, они изменчивы и ситуативны. Кроме этого, по мнению Президента нашей страны и большинства экспертов по этому вопросу, именно soft и digital skills — это компетенции будущего [3].

Безусловно, сегодня профессиональная подготовка курсантов в военных вузах ведется сформированными традиционными подходами к учебной деятельности и не вызывает сомнений [4]. Но в целом, наличие профессиональных навыков военнослужащих hard skills подтверждается текущей успеваемость, промежуточной, итоговой аттестацией и, в конечном итоге, дипломом об окончании высшего военного учебного заведения с присвоением квалификации.

Совершенно в другой плоскости обстоят дела с так называемыми сквозными (надпрофессиональными навыками — soft skills). Доказать наличие навыков soft skills гораздо труднее. Для освоения soft skills не существует легких пошаговых инструкций: курсант или обладает такими качествами от рождения, или приобретает в ходе воспитательного процесса в военно-учебном заведении с опытом, либо путем личных проб и ошибок.

Еще больше сегодня неопределённостей с цифровой грамотностью курсантов. Так как по большому счету цифровая трансформация подразумевает изменение содержания образования и организации образовательного процесса и требует высокого уровня, как цифровой грамотности, так и цифровой культуры курсантов и преподавателей.

Различными официальными источниками сегодня ведется анонс «топовых» навыков XXI века в различных сферах профессиональной деятельности. Базовыми навыками XXI века являются следующие (рис. 1):

Базовые навыки XXI века

Рис. 1. Базовые навыки XXI века

Кроме этого, в топ-15 наиболее востребованных мягких навыков будущего по версии WEF попали следующие компетенции: аналитическое мышление и инновации (навык 2018 г.); активное обучение выстраивание стратегий для обучения (2018 г.); комплексное решение проблем; критическое мышление и анализ; креативность, оригинальность и инициативность; лидерство и социальное влияние; использование, мониторинг и контроль технологий (новый); программирование и дизайн; стрессоустойчивость и гибкость (новый); рассуждение, решение проблем и генерация идей; эмоциональный интеллект; устранение неполадок; сервисная ориентация (новый); системный анализ и оценка; убеждение и ведение переговоров [5].

Особенности протекания учебного процесса в военно-учебных заведениях значительно отличаются от условий в гражданских вузах. Количество требований, предъявляемых к курсантам, порой несоизмеримо больше, чем к обычным студентам, то есть нынешней молодежи, тренд которых направлен сегодня на возможность саморазвития и получение новых знаний в условиях цифровой глобализации. Кроме этого, условия учебной деятельности курсантов характеризуются очень строгой регламентацией всего образовательного процесса, что обуславливает повышенные требования к их определенным личностным характеристикам, которые остро нуждаются в развитии в совершенно новых условиях, которые ни при каких обстоятельствах нельзя не учитывать.

Сегодня приоритетность развития soft skills и digital skills курсанта необходимы для эффективного выполнения профессиональной деятельности, профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций, адаптации к новым быстро меняющимся условиям, развития высокого уровня ответственности, инициативности и находчивости, преданности присяге и конституционному долгу, самообладания, выдержки и высокого уровня самоконтроля и организаторских способностей, умение брать на себя ответственность за решения и действия подчиненных, умение правильно оценивать окружающих людей, выявлять их сильные и слабые стороны, умение сохранять работоспособность в условиях экстремальных ситуаций, смелость и решительность.

Таким образом, формирование современной российской армии предъявляет более высокие требования к офицерскому корпусу, как одному из главенствующих в условиях сегодняшний преобразований. При этом только современные сквозные компетенции станут стратегическим ресурсом на десятки лет предопределяющими оборонный потенциал государства. В этих условиях возникает необходимость поиска новых путей и подходов в развитии надпрофессиональных навыков будущего офицерского состава в стенах высших военных учебных заведений, чему и будут посвящены наши дальнейшие исследования по разработке новой модели развития личности курсанта в современном аспекте.

Литература:

1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://base.garant.ru/70830556/(дата обращения: 25.06.2021).

2. О роли военного образования в условиях перевооружения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ria.ru/20161123/1481978829.html. (дата обращения: 25.06.2021).

3. Официальный сайт Марафона Новое знание [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://marathon.znanierussia.ru/#about. (дата обращения: 22.05.2021).

4. Овчаренко М. С. О подходах к решению проблемы подготовки военных специалистов // Trends in the world of science. Сб. науч.тр. по материалам III Межд. научно-практ. конф. МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 7–11.

5. Навыки 21 века. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://akadem.irooo.ru/navyki-xxi-veka. (дата обращения: 25.06.2021).

6. Чечева Н. А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvi (дата обращения: 22.06.2021).

Основные термины (генерируются автоматически): навык, базовый навык XXI века, модель развития личности курсанта, образовательный процесс, сегодня, цифровая трансформация.


Ключевые слова

навыки, умения, знания, военное образование, soft skills, высшее образование компетенции, hard skills, digital skills
Задать вопрос