Участие общественности в принятии экологически значимых решений: проблемы законодательного регулирования и его совершенствование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 27.06.2021

Статья просмотрена: 1270 раз

Библиографическое описание:

Чикильдина, А. Ю. Участие общественности в принятии экологически значимых решений: проблемы законодательного регулирования и его совершенствование / А. Ю. Чикильдина, А. М. Кокорева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 240-244. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82871/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье исследуются проблемы и перспективы совершенствования законодательства в области участия населения в принятии экологически значимых решений. Обозначаются проблемы и пути их решения, целесообразность имплементации международных стандартов. Анализируются нормативно-правовые источники, регламентирующие участие общественности. Рассматривается важность участия граждан в принятии экологически значимых решений через призму обязательного участия населения, защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду и непосредственной заинтересованности населения в решении вопросов экологии.

Ключевые слова: экологически значимые решения, участие населения, общественность, совершенствование законодательства.

Актуальность работы состоит в том, что Российская Федерация в мировом сообществе выступает в роли правового демократического государства, следовательно, наше законодательство должно соответствовать общепризнанным международным принципам и нормам права. На данный период времени устанавливается государственная политика в области участия населения в принятии экологически значимых решений с приданием особого значения международным стандартам. В связи с этим необходимо имплементировать международные стандарты в национальное законодательство путём внесения изменений в существующее законодательство или создания систематизированных нормативно-правовых актов.

В настоящее время деятельность человека негативным образом сказывается на окружающей среде, жизни и здоровье граждан, нарушая их экологические права. В связи с этим нужно достичь баланса с целью преодоления разногласий между сохранением и развитием природы. К этому можно прийти лишь тогда, когда экологически значимые решения будут приниматься при соблюдении экологических требований. Однако существующее экологическое законодательство, к сожалению, не всегда способно обеспечить принятие экологически значимых решений.

Также актуальность темы подтверждается тем, что в настоящее время некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие участие населения в принятии экологически значимых решений, прекращают своё действие, однако их действие не пролонгируется, а новые нормативно-правовые акты не принимаются, вследствие чего возникает правовая «неопределённость». Нередко даже сами органы власти не наделены необходимой информацией о действии нормативно-правого акта, не говоря об осведомлённости граждан. В связи с этим существует острая потребность в недопущении подобных ситуаций.

В наши дни существует необходимость правового урегулирования подготовки и принятия эколого-значимых решений. Достаточно большим толчком к соблюдению законодательства, а также формированию режима экологической законности в обществе выступает гражданская активность населения.

Основная часть. В существующем отечественном законодательстве не содержится термина «экологически значимые решения». Однако он широко используется в научно-правовых источниках. Данный термин, а именно его содержание и возможности реализации были исследованы М. М. Бринчуком, С. А. Боголюбовым, А. К. Голиченковым и другими. Исходя из предложенных авторами терминов, можно сформулировать следующее понятие: экологически значимые решения — это решения, принимаемые органами власти и субъектами хозяйственной деятельности, связанные с использованием природных ресурсов и (или) оказанием негативного воздействия на окружающую природную среду, которые должны приниматься с соблюдением всех необходимых экологических требований, направленных на предупреждение, уменьшение негативного воздействия на окружающую среду и восстановление ее благоприятного состояния, и которые существенным образом связаны с экологическими правами граждан. Понятие экологически значимых решений трактуется с точки зрения воздействия на окружающую среду и использования гражданами своих экологических прав [9, с. 174]. Данный термин предлагается закрепить в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ [2, ст. 1].

Говоря о правовых формах участия населения в принятии экологически значимых решений, можно сделать вывод об их многообразии, данный факт подтверждается как нормами зарубежного, так и отечественного законодательства. Самыми основными формами являются общественные слушания, общественный экологический контроль, общественная экологическая экспертиза. Не менее важными формами выступают: референдумы и сходы, участие граждан в нормотворчестве, сбор подписей под петициями и т. д. Каждая из форм наделена особенностями, характерными только для неё. Безусловно, говоря о каждой из форм участия населения в принятии экологически значимых решений, необходимо обозначить тот факт, что важным моментом является сам механизм осуществления данных форм, и то, каким образом население участвует в принятии экологически значимых решений.

Права граждан в принятии экологически значимых решений регламентированы международным и отечественным законодательством. Главными отечественными документами в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются: Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года [5] и План действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 2423-р [6]. Также иными национальными нормативно-правовыми источниками являются: Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» № 174-ФЗ [3].

Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации от 16 мая 2000 г. [8] не включает в себя понятие «экологически значимые решения», а содержит такой термин как «намечаемая хозяйственная и иная деятельность». Под данной деятельностью подразумевается деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду и которая является объектом экологической экспертизы. В данном понятии не указывается та область общественных отношений, в которой осуществляются экологически значимые решения. Следует отметить тот факт, что после окончания действия Положения, оно не было продлено, и в течение некоторого времени существовала некая правовая «неопределённость». Однако, к счастью, было принято решение о том, что Положение об ОВОС 2000 г. продолжит своё действие до 1 сентября 2021 г.

Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция) — международный нормативно-правовой акт, регулирующий процесс доступа населения к принятию экологически значимых решений. Фундаментальные международные нормы и стандарты взаимодействия между ключевыми субъектами — государством и гражданами — установлены Орхусской Конвенцией. Некоторые положения конвенции были имплементированы в закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», что положительным образом сказалось на экологическом законодательстве страны.

Проведя анализ Орхусской конвенции, бесспорно, возникает необходимость имплементации её норм в российское законодательство. Безусловно, это потребует серьёзных усилий со стороны государства, поскольку необходимо будет внести изменения и дополнения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Труды отечественных учёных касаются только отдельных аспектов правового обеспечения участия граждан в принятии экологически значимых решений и доступа к экологической информации, поскольку Орхусская конвенция не ратифицирована Российской Федерацией.

Для достижения целей совершенствования законодательства необходимо следующее:

1) ликвидировать противоречия законодательства в сфере охраны окружающей среды и другими отраслями права;

2) принять подзаконные нормативно-правовые акты в целях обеспечения реализации актов законодательства для надлежащего правоприменения;

3) привести законодательство Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствие с международными нормами права в данной области;

4) усовершенствовать меры прокурорского надзора и практическое применение мер прокурорского реагирования в области охраны окружающей среды [10, с. 235]

В целях повышения качества участия населения и учёта мнения граждан при принятии экологически значимых решений следует взять во внимание положения Орхусской конвенции и закрепить в ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ следующие понятия:

1) общественность — человек или группа людей, их объединение или организация [1, п. 4 ст. 2];

2) участие населения в процедуре принятия экологически значимых решений — регулируемый законом механизм реализации гражданами своих экологических прав в процессе взаимодействия с государственными органами, органами власти субъектов, органами местного самоуправления, заказчиками намечаемой (планируемой) деятельности в целях принятия экологически значимых решений и контроля за их исполнением.

Возникает потребность закрепления в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» следующих положений:

1) норм, регулирующих права граждан и их объединений в области принятия экологически значимых решений и правовых форм, в которых осуществляется реализация таких прав;

2) обязанностей государственных органов и должностных лиц по организации участия населения в принятии экологически значимых решений, информированию о принятии решений, ознакомления с результатами обсуждению решений и уведомлению о принятом экологически значимом решении в целях обеспечения прав граждан и их объединений. Необходимо ужесточить нормы об ответственности вышеуказанных субъектов за принятие решений, которые направлены на осуществление экологически вредной деятельности. Например, по общему правилу нарушение прав граждан на участие в принятии экологически значимых решений, а конкретно нарушение порядка рассмотрения обращения граждан для должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций влечёт наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 рублей (согласно ст. 5.59 КоАП РФ), [4, ст. 5.59] предлагается увеличить эту сумму и установить размер штрафа от 10 000 до 15 000 рублей соответственно. Такое ужесточение норм связано с тем, что достаточно часто граждане не знают, каким образом, реализовать свои экологические права, а в случае нарушения осуществить их защиту.

Также целесообразно введение такой меры ответственности как лишение должностного лица в случае нарушения права на участие граждан в принятии экологически значимых решений возможности принимать участие в обсуждении эколого-значимого решения и принимать окончательное решение нему (Например, за принятие решение без учёта мнения населения). Новая санкция должна быть закреплена в п. 3 ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды», где содержится положение о привлечении должностных лиц к ответственности за воспрепятствование в реализации гражданами, общественными объединениями и некоммерческими организациями их прав на благоприятную окружающую среду.

Следует также уделить внимание органам власти, которые содействуют гражданам в принятии экологически-значимых решений. При Федеральной службе по надзору в сфере природопользования также существует Общественный Совет. Он контролирует деятельность Росприроднадзора, рассматривает проекты нормативно-правовых актов, участвует в мониторинге качества оказания государственных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций, оценке эффективности государственных закупок, оценивает эффективность государственных закупок, а также реализует рассмотрение ежегодных планов деятельности службы и отчетов об их исполнении. В состав Общественного Совета входят представители общественных организаций, фондов, союзов, торгово-промышленных палат, некоммерческих партнёрств и общественных движений.

К примеру, при Волгоградской областной думе существует Экологический совет, куда входят ведущие ученые вузов города, где ведутся обсуждения проектов экологических законов, которые в дальнейшем принимаются Волгоградской областной Думой.

Правовая культура граждан также не развита, и данной проблеме следует уделить особое внимание, поскольку при подаче жалобы в суд на неправомерные экологически значимые действия, гражданин должен быть наделён определёнными эколого-правовыми знаниями. Нередко население из-за отсутствия таких знаний теряет возможность аргументировать позицию в суде и обосновать свои требования. Общественные экологические организации наделены правом представления интересов граждан в суде, и, так как такие организации обладают специальными знаниями в области защиты экологических прав, имеют возможность оказания соответствующей юридической помощи гражданам и защиты их нарушенных прав в суде, такие судебные дела имеют положительный исход. В связи с этим складывается необходимость поддержки развития общественных экологических организаций.

Несмотря на указанные пробелы законодательства и перечисленные замечания, внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» направлено исключительно на положительную динамику правовых тенденций в сфере обеспечения экологических прав граждан по вопросам участия населения в принятии экологически значимых решений. Данные изменения поспособствуют должному понимаю права и его применению, а также исчезновению определённых противоречий.

Анализ существующей нормативно-правовой базы, а также судебной практики, несмотря на определенные проблемы, показал, что нормативно-правовые акты, регулирующие участие населения в принятии экологически значимых решений, всё-таки существуют, однако данные акты совершенно не централизованы, т. е. они находятся в различных отраслях права, более того, терминология в них совершенно не разработана. Отсутствует единая система федерального, регионального и муниципального законодательства, регулирующего вопросы участия общественности в принятии экологически значимых решений.

Улучшить современное экологическое законодательство могло бы следующее:

1) образование самостоятельного органа в области охраны окружающей среды;

2) содействие и помощь экологическим организациям, оказывающих защиту прав граждан;

3) создание в сети Интернет доступных баз данных об особо охраняемых природных территориях;

4) формулирование положений публично-правовых договоров, раскрывающих порядок участия граждан в принятии экологически значимых решений совместно с комментариями, содержащими «контрольные таблицы»;

5) признание и обеспечение экологических прав будущих поколений и создание способов защиты таких прав;

6) создание специальных реестров для обращения граждан к органам государственной власти, тем самым расширяя количество требований участия населения.

Кроме того, следует принять нижеперечисленные меры:

1) создать в сети Интернет общедоступные базы данных и судебных и внесудебных формах охраны окружающей среды, включая участие населения в данном процессе;

2) разработать и издать нормативные материалы как официального, так и неофициального характера по вопросам, формам и способам общественного участия [11, с. 46]

3) модернизировать стандарты экологического воспитания, обучения, образования и пропаганды;

4) обязательно легально закрепить участие юристов-экологов, практиков, а также представителей иных отраслей права, наук и сфер общества в принятии экологически значимых решений.

Выводы. Экологическая законность будет существовать только при соблюдении законодательства и активности граждан в принятии экологически значимых решений.

Следует отметить значимую роль государственных органов власти в обеспечении участия граждан в принятии экологически значимых решений. К таким относятся: Федеральная служба по надзору и экологической безопасности в сфере природопользования и её Общественный совет, Волгоградская областная Дума и её Экологический совет. Данные органы создают так называемый «коммуникативный мостик» между государством и обществом.

Рассматривая проблему законодательного регулирования участия населения в принятии экологически значимых решений и путей его совершенствования, необходимо внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ (закрепление понятийного аппарата: общественность, участие населения, экологически значимые решения).

Законодательное усовершенствование должно проводиться наряду с правовым образованием и воспитанием общества, предоставлением обществу информации о состоянии окружающей среды.

Подводя итоги, следует сказать, что в настоящее время участие населения в решении экологически значимых вопросов является достаточно реализуемым направлением совместной деятельности граждан и государства.

Литература:

  1. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Электронный ресурс]: заключена в г. Орхусе 25.06.1998. — Доступ из СПС Консультант плюс (дата обращения: 08.04.2021).
  2. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды [Текст]: федер. закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) / Российская Федерация. Законы // Российская газета. — 2002. — № 6.
  3. Российская Федерация. Законы. Об экологической экспертизе [Текст]: федер. закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ / Российская Федерация. Законы // Российская газета. — 1995. — № 232.
  4. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: федер. закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ / Российская Федерация. Законы // Российская газета. — 2001. — № 256.
  5. Российская Федерация. Президент (2008–2012; Д. А. Медведев). Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ от 30.04.2012 г. / Российская Федерация. Президент (2008–2012; Д. А. Медведев). — Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 08.04.2021).
  6. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Плана действий по реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 18.12.2012 г. № 2423-р (в ред. от 10.08.2016) / Российская Федерация. Правительство. — Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 08.04.2021).
  7. Российская Федерация. М-во природных ресурсов и экологии. Об утверждении порядка организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды [Электронный ресурс]: приказ Минприроды России от 12.07.2017 г. № 403 / Российская Федерация. М-во природных ресурсов и экологии // Официальный интернет-портал правовой информации. — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 18.03.2021).
  8. Российская Федерация. Государственный комитет по охране окружающей среды. Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации [Текст]: приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372 / Российская Федерация. Государственный комитет по охране окружающей среды // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2000. — № 31.
  9. Белокрылова, Е. А. Экологически значимые решения: понятие, содержание, виды [Текст] // Вестник Удмуртского университета. Правоведение. 2006. № 6. С.173–176.
  10. Орловская, И. В. Правотворческая функция прокуратуры как эффективный способ обеспечения реализации принципа гласности, учета общественного мнения при принятии экологически значимых решений [Текст] // Вестник Костромского государственного университета. 2019. № 2. С. 233–237.
  11. Павлушина А. А. Защита публичного интереса как универсальная процессуальная форма [Текст] // Журнал российского права. № 6. 2003. С. 44–48.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, решение, принятие, Российская Федерация, участие населения, гражданин, внесение изменений, Волгоградская областная Дума, государственная политика, Общественный совет.


Ключевые слова

общественность, совершенствование законодательства, экологически значимые решения, участие населения

Похожие статьи

Государственная политика в сфере природопользования...

Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды в современных условиях.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Российская Федерация, государственная политика, сфера природопользования...

Основные черты государственной службы Волгоградской...

Государственная служба Волгоградской области представляет собой составную часть государственной гражданской службы Российской Федерации, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации...

Государственное управление в области природопользования...

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды и природопользования, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ...

Основные направления государственной политики в сфере...

Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельное направление государственной

Экономика увеличится к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП...

Анализ и совершенствование законодательно-правовых процедур...

И регламент Государственной Думы, и Совета Федерации принимаются палатами вне

Законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с частью 3 статьи

Это исключительно актуально в свете очередных изменений порядка образования...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах...

Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном

 В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном

Сегодня в России отсутствует мотивация участия населения в управлении, нет связи между этим...

окружающая среда, Российская Федерация, государственная...

окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух, высокое загрязнение, сфера охраны, негативное воздействие, охрана

экологическая информация, Российская Федерация, окружающая среда, благоприятная окружающая среда, государственная...

Особенности нормативно-правового обеспечения общественной...

На современном этапе в Российской Федерации осуществляются общественная экологическая экспертиза и государственная экологическая

Далее выделим, что участие граждан в принятии решений является существенным принципом современной демократии и...

Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды... окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух, высокое загрязнение, сфера охраны, негативное воздействие, охрана, государственная политика, природная среда...

Похожие статьи

Государственная политика в сфере природопользования...

Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды в современных условиях.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Российская Федерация, государственная политика, сфера природопользования...

Основные черты государственной службы Волгоградской...

Государственная служба Волгоградской области представляет собой составную часть государственной гражданской службы Российской Федерации, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации...

Государственное управление в области природопользования...

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды и природопользования, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ...

Основные направления государственной политики в сфере...

Государственная политика в сфере природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельное направление государственной

Экономика увеличится к 2030 году всего в 1,7 раза, реальные доходы населения возрастут в 1,9 раза, а доля России в мировом ВВП...

Анализ и совершенствование законодательно-правовых процедур...

И регламент Государственной Думы, и Совета Федерации принимаются палатами вне

Законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с частью 3 статьи

Это исключительно актуально в свете очередных изменений порядка образования...

Проблемные аспекты участия граждан в различных формах...

Рассматриваются различные классификации форм участия граждан в государственном

 В статье рассматриваются актуальные вопросы участия граждан в государственном

Сегодня в России отсутствует мотивация участия населения в управлении, нет связи между этим...

окружающая среда, Российская Федерация, государственная...

окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух, высокое загрязнение, сфера охраны, негативное воздействие, охрана

экологическая информация, Российская Федерация, окружающая среда, благоприятная окружающая среда, государственная...

Особенности нормативно-правового обеспечения общественной...

На современном этапе в Российской Федерации осуществляются общественная экологическая экспертиза и государственная экологическая

Далее выделим, что участие граждан в принятии решений является существенным принципом современной демократии и...

Роль негосударственных некоммерческих организаций в охране...

Государственные расходы в сфере охраны окружающей среды... окружающая среда, Российская Федерация, атмосферный воздух, высокое загрязнение, сфера охраны, негативное воздействие, охрана, государственная политика, природная среда...

Задать вопрос