В статье автором приводится историческое рассмотрение понятия ценных бумаг и его развитие в различных правовых системах.
Ключевые слова: ценные бумаги, рынок ценных бумаг, гражданское право, история ценных бумаг.
Термин «ценная бумага» долго не имел устоявшегося значения в законодательствах государств. В советском гражданском законодательстве начала XX века термин четко определенного значения не имел, но по своей сути представлял собой бумагу, являющуюся предметом массовой эмиссии государства или какого-либо хозяйственного предприятия [1, с. 12]. Примечательно, что практика того времени в разработке понятия ценных бумаг опережала юридическую теорию и рассматривала ценные бумаги как «документы, предъявление которых необходимо для осуществления выраженных в них прав». Г. Ф. Шершеневич считал необходимым установление определенного содержания понятия ценных бумаг, такими бумагами он признавал документы, которыми определяется субъект воплощенных в них имущественных прав.
Первыми, кто занялся изучением выявления понятия ценных бумаг, стали, как ни странно, немецкие правоведы. В 1875 г. Толь определил ценную бумагу, как всякий документ имущественно-правового содержания. Данное определение являлось несколько неполным и не могло отражать всей фундаментальной природы понятия, поэтому Бруннер через 7 лет дал свое определение ценной бумаги, которое такую природу отражало и, хотя и дорабатывалось, не изменялось в своей основе. Ценная бумага, по Бруннеру — это юридический документ, удостоверяющий частное право, реализация которого обусловлена владением этим документом [1, с. 13]. Взгляды ученого Якоби высоко оцениваются в германской теории ценных бумаг, его определение схоже с определением Бруннера, но Якоби делает акцент на необходимости предъявление документа для выражения закрепленного права, а не просто на владении документом.
Взгляды немцев были позднее восприняты швейцарцами и итальянцами [1, с. 13]. При этом интересно отметить, что итальянские правоведы (в частности, Виванте) сузили понятие ценной бумаги путем добавления признаков литеральности и автономности прав, выраженных бумагой, о которых будет сказано позднее.
Французская доктрина различает два вида бумаг: valeurs mobilieres и effets de commerce [1, с. 14]. Первое понятие заключает в себе совокупность бумаг, которые являются предметом массовых эмиссий и могут обращаться на фондовом рынке, сюда входят облигации или акции юридических лиц. Второе понятие представляет собой те бумаги, которые, в основном, предназначены для осуществления расчетов по торговым операциям. Например, вексель или чек. Таким образом, можно заметить, что приведенные выше понятия в совокупности не охватывают того понятия ценных бумаг, которые приняты в немецкой доктрине: например, товаро-распорядительные документы не попадают ни в одну из французских категорий.
В англо-американской правовой системе понятия как таковой ценной бумаги не устоялось. Однако, имеется некое обобщенное определение для некоторых ценных бумаг (простого и переводного векселя, чека) — оборотный документ (negotiable instrument). Значение оборотного документа уже ценной бумаги: оно близко с французским effets de commerce, но не идентично ему. Оборотный документ — предъявительская или ордерная ценная бумага, которая предоставляет право своему держателю на получение платежа. Г. Ласк определяет оборотный документ, как простой договор о денежном платеже, составленный в соответствии с определенными требованиями и заключаемый сторонами с учетом юридических правил, которыми они руководствуются в ходе их имущественных отношений (торговых обыкновений) [2]. Ценные бумаги обладают ценностью в связи с правами в них закрепленными [6], в этом понимании идеи оборотных документов и ценных бумаг сходятся.
Сравнивая отечественные и западные взгляды, стоит отметить, что в англо-американском праве институт ценных бумаг наделен меньшим правовым формализмом, чем в романо-германском праве, в силу того, что данный институт там более близок к договорно-правовому регулированию и, как следствие, принципу свободы договора. В романо-германском праве вопросы признания документа ценной бумагой, прав и обязанностей по ним, дополнения новых видов жестко регламентированы. Так, установлен numerus clausus видов ценных бумаг (ст. 143 ГК РФ [7]), который может быть дополнен только в установленном законом порядке [8].
Литература:
- Агарков М. М. Учение о ценных бумагах. М., 1994.
- Ласк Г. Гражданское право США (право торгового оборота). — М., Юридическая литература. 1961.
- Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т.II. Товар. Торговые сделки. — М.: Статут. — 2003.
- Алексеев С. С. Теория права. М.: БЕК, 1994.
- Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве / Под ред. Е. А. Суханова. М.: АОЗТ «Учеб.-консультац. центр «ЮрИнфоР», 1996.
- Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ.
- Мурзин Д.В. Ценные бумаги и тенденции развития гражданского права // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов. – М., Статут. 2001. – С. 264.