К вопросу о мотивации школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 26.06.2021

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Наумова-Милованова, Д. В. К вопросу о мотивации школьников / Д. В. Наумова-Милованова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 399-403. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82830/ (дата обращения: 19.01.2022).



В статье автор рассматривает возможность мотивации учащихся посредством применения пирамиды А.Маслоу в обучении.

Ключевые слова : потребность, мотивация, учебная мотивация, мотив обучения, пирамида А.Маслоу.

В современном мире как никогда остро перед нами встает вопрос развития целей личности и способностей к самомотивации начиная с ранних лет. Со стремительным развитием общества возрастает потребность к непрерывному образованию, что мы уже видим на примере введения новой системы повышения квалификации и аттестации медицинских работников — непрерывное медицинское образование [6]. Обучение перестает быть фиксированным в рамках «школа-колледж-вуз», реалии сегодняшнего дня диктуют нам требования к постоянному повышению уровня знаний, умений и навыков. Но чтобы быть в постоянном развитии, человеку нужна причина, нужен смысл. Чтобы стимулировать желание познавать новое необходимо четко формулировать свои цели и использовать мотивацию к их достижению. Здесь же нам необходимо учитывать и потребности человека.

Говоря о человеке и мотивации, важно помнить о направленности его личности — системе устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться) [8]. Это необходимо, поскольку направленность личности оказывает воздействие на способности, характер и темперамент человека. Потребности, являющиеся формой направленности личности, играют значительную роль в ее структуре, реализуя функции целеполагания и побуждения. То есть направленность, потребности, мотивы и цели — взаимосвязанные понятия в личности человека.

Тему направленности в XX веке изучали многие ученые. Среди них, например, С. Л. Рубинштейн. В своей работе [7] он говорил, что человек является социальным существом, который постоянно взаимодействует с миром, его окружающим. В ходе этого общения у человека возникают потребности для его жизнедеятельности. А в свою очередь потребности вызывают направленность на желаемое, т. е. направленность всегда обусловлена каким-то определенным предметом. У Б. Ф. Ломова направленность является системообразующим свойством личности человека, определяя его психологический склад. У К. К. Платонова направленность личности является компонентом ее структуры, который в себя включает другие элементы: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждения. А для ее анализа необходимо определить ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

А.Маслоу [4], говоря о том, куда стремится личность, во главу угла ставил удовлетворение потребностей по определенной структуре (рисунок 1). Он считал, что сначала необходимо удовлетворить базовые потребности человека, которые определяются его физиологией. Следующей ступенью является потребность чувствовать себя безопасно, и пока физиологические потребности не будут удовлетворены, человек не перейдет на ступень выше. Еще выше стоит любовь, и пока мы не удовлетворим потребности предыдущих двух ступеней к этой мы не перейдем. Помимо непосредственно любви, сюда же А.Маслоу относит и потребность в привязанности, принадлежности определенной группе; здесь же находится одиночество и дружба. Потребности следующего порядка — в уважении. Сюда относятся самоуважение, уважение окружающими, достижения, репутация, статус в обществе, уверенность в себе, успех и признание. И так далее вверх пока мы не достигнет вершины пирамиды, где находится самоактуализация, т. е. это реализация своего потенциала, достижение максимальной степени его реализации. Человек стремится к вершине пирамиды, он знает, что способен стать тем, кем хочет. В одной из своих работ [5], он определил способы действий, ведущих к самоактуализации человека: концентрация, выбор роста, самопознание, честность, суждение, саморазвитие, вершинные переживания, отсутствие защиты от собственного «я».

Тем не менее, указанная пирамида является стандартизированной, и А.Маслоу допускал, что у отдельных категорий людей порядок потребностей может меняться (например, у людей творческих профессий зачастую потребность в творчестве стоит выше других). Так же он считал, что в том случае, если человек достиг высокого уровня в иерархии, но затем у него упал уровень удовлетворенности на одной из более низких ступеней, то человек вернется к ней и будет добиваться ее удовлетворения. Возможна и такая ситуация, при которой человек одновременно удовлетворяет несколько своих потребностей.

Пирамида А.Маслоу

Рис. 1. Пирамида А.Маслоу

Вопросы мотивации в обучении тесно связаны с задачей повышения качества обучения, поскольку немотивированный ученик будет показывать результаты ниже мотивированного. В 2016 году доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ЮУрГГПУ Крыжановская Надежда Васильевна и студентка этого же университета Млкеян Лиана Акоповна выпустили статью под названием: «Исследование учебной мотивации у младших школьников». В ней говорится следующее [2]. Базой исследования были выбраны 19 учеников первого класса школы в городе Челябинске. Их проверяли на сформированность учебной мотивации методом констатирующего эксперимента по тесту Н. Г. Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы». Результаты оказались следующие. 25 % учащихся имеют уровень учебной мотивации выше среднего и соответственно успешно справляются со школьной программой. У 40 % учащихся средний уровень мотивации и сам процесс обучения затягивает их меньше, чем внеучебная деятельность. Учащиеся, которые имеют мотивацию ниже среднего — 35 % — плохо учатся, имеют сложности с адаптацией. Затем было проведено исследование того, что двигает мотивацию школьников. Результаты были следующими: только у 15 % учащихся был учебно-познавательный мотив и у 15 % был выявлен внешний тип мотивов, порождаемая преимущественно самой учебной деятельностью, у оставшихся мотивацией была отметка (20 %), игровая мотивация (50 %). В результате мы видим, что очень важным является не только наличие мотивации, но и качество этой мотивации.

Если мы рассмотрим еще два аспекта связанные с мотивацией — цель и потребность, — то заметим следующее. Любая потребность заставляет нас предпринимать действия для ее осуществления. А этом случае цепочка для нас выглядит так: потребность — мотивация — цель. Например, у ребенка есть потребность в том, чтобы научиться говорить. Мотивацией выступит то, что, получив эту способность ребенку будет легче добиваться своих целей. Целью же станет беглое говорение.

Цель не может появиться на пустом месте. Для ее возникновения обязательно требуется потребность в чем-либо, а для ее реализации — мотивация к этому. Т. е. наши потребности мотивируют нас двигаться к цели. Соответственно изначально у ребенка нет цели учиться. У него есть потребности, и при должном уровне мотивации они становятся реализованными целями. Учителю важно указать всю эту цепочку ребенку, показать направление движения.

Формирование мотивации к обучению вообще является одной из основных задач современной школы. Смысл обучения для учащегося определяется системой его ценностей, которые он усваивает из окружающего мира. Здесь мы можем говорить и о влиянии семьи, школы, общественных норм на развитие тех или иных мотивов обучения. Если нам необходимо понять уровень зрелости мотивационной сферы ученика, то здесь большую роль будет играть умение ставить цели. Это показывает, насколько ученик способен себя контролировать, ставить должное выше сиюминутного желаемого. Понимание смысла обучения не происходит само собой, оно должно формироваться в ходе занятий как стремление к знаниям и их приобретению.

Мотивы обучения могут быть познавательными и социальными. К познавательным принято относить все, что связано с учебной деятельностью и самообразованием. А социальные связаны с взаимодействием с другими людьми. Например, сделать что-то, чтобы быть полезным обществу или сделать что-то, чтобы получить авторитет/признание, сюда же относится мотив социального сотрудничества.

Также в качестве важных мотивов обучения нужно указать мотив к достижению успеха или к избеганию неудач. В случае мотивации к успеху, ученик будет стараться ставить амбициозную цель и идти к ней, пока не достигнет. В случае избегания у человека возникает одна цель — что угодно лишь бы ничего не менялось, лишь бы не получить обратную связь. Такие ученики очень боятся критики и плохой оценки своей деятельности. Здесь действует принцип страуса: если я не вижу, то и меня не видят, если ничего не делать, ничего и не случится. У таких людей любое отклонение от привычной модели жизни становится большим ударом, резким выходом из зоны комфорта и все их естество стремиться вернуться обратно. Они не замечают, что, не добиваясь успеха в учебе, провоцируют неудачу. Потому что всегда будет кто-то, кто действует по принципу достижения успеха, а оберегая себя от критики такие ученики будут оставаться в отстающих.

Как и пониманию смысла, целеполаганию тоже нужно учить. Мы можем говорить много благородных лозунгов из методичек по поводу того, что цель обучения развитие целостной гармоничной личности учащегося — это мы все знаем. Но нужно смотреть правде в глаза — этим невозможно мотивировать школьников. Им нужна практическая значимость того, что ближайшие 9–11 лет им придется тратить по полдня жизни на занятие тем, что их обязали делать. А с развитием современного общества, общества скорости, когда каждая секунда на вес золота, нам нужны серьезные аргументы, чтобы объяснить значимость обучения в школе. Основой мотивации в начальной школе должна стать идея невозможности жизни в социуме без этих знаний, в средней школе — невозможность получить желаемую профессию без этих знаний. Конечно, нам хочется, чтобы мотивацией учащихся служило стремление к саморазвитию, к становлению многогранной личности, но отклика у детей на эти слова мы не найдем; здесь помогут только прагматические идеи с давлением на потребности в успехе, самоактуализации, определённом положении в обществе — которые без должного образования получить невозможно. В качестве стимуляторов познавательной деятельности можно использовать: одобрение успехов, опору на интересы и склонности, признания достоинств, внимательное отношение к последствиям действий.

Если же мы говорим о потребностях, то тут нам на помощь приходит та же пирамида А.Маслоу (рисунок 2), чтобы ученик хорошо учится, должны быть удовлетворены его основные потребности. В нашем случае это и комфорт дома, когда школьник делает уроки (ступень — физиология), и комфорт в классе, когда он учится, не только физический, но и психологический (ступени — физиология, защита). Здесь мы можем также изобразить данную пирамиду, только в отношении учащегося школы. Не удовлетворив базовую потребность в питании, или комфорте — мы самостоятельно рушим способность ребенка к обучению. И это подталкивает нас к еще одному выводу, что для качества обучения потребности должны быть удовлетворены на таком же уровне, как и для жизни взрослого человека.

Несколько лет назад в СОШ № 164 г. Санкт-Петербурга, было проведено исследование о факторах влияния семейных взаимоотношений на успеваемость в школе [9]. Результаты оказались следующие, Те ученики, которые имели конфликты дома, неблагоприятную атмосферу, учились хуже тех детей, кто охарактеризовал отношения в семье как «хорошие» и «очень хорошие». Учащиеся из группы «неуспевающих» часто жаловались на недопонимание и неуважение дома. Это еще раз подтверждает теорию о том, что успеваемость напрямую зависит от удовлетворения потребностей ребенка, его комфорта и чувства безопасности.

Пирамида А.Маслоу в школьном обучении

Рис. 2. Пирамида А.Маслоу в школьном обучении

Если же мы посмотрим с точки зрения физиологии, то в нашем организме за большое количество процессов отвечают гормоны, а точнее нейромедиаторы, одним из которых является дофамин. Именно он отвечает за нашу мотивацию и чувство удовольствия. Простыми словами процесс выглядит примерно так: у нас есть потребность, мы ее получаем, происходит выброс дофамина, наша мотивация вырастает. Здесь важно помнить, что нельзя сказать — у меня нет мотивации, значит у меня проблемы с дофамином. Дофамин вырабатывается после удовлетворения потребности, а не до этого. То есть от лени дофамин не поможет, так же, как и другие нейротрансмиттеры. Потому что мотивация возникает через преодоление желания лениться, а не до этого желания. Из этого следует, что мы, конечно, можем создавать мотивацию искусственно, читая мотивационную литературу, слушая мотивационные лозунги, но настоящая мотивация формируется как поощрение за хорошую работу, рождая желание действовать больше [10].

Итак, на мотивы и цели человека можно влиять извне, но все же мотивы и цели, возникающие в самом человеке и согласованные с направленностью его личности, имеют большее значение и достигаются быстрее. Не стоит забывать, что химические процессы, происходящие в организме человека, имеют серьезное влияние на его деятельность. В связи с этим, зная эти процессы, человек может управлять своим состоянием, выбирая наилучшее время для реализации задач.

Литература:

  1. Амбросова, В. И. Условия становления мотивации достижения у младших школьников [Текст] / В. И. Амбросова // Психологическая служба в обществе: проблемы и перспективы развития. — 2002. — Ч.3.
  2. Крыжановская Н. В., Млкеян Л. А. Исследование учебной мотивации у младших школьников [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 7. — с. 121–125.
  3. Леонтьев, Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации [Текст] / Д. А. Леонтьев // Вестник Московского Университета. — Серия 14. — Психология. — 2016. — № 2 — с.3–18
  4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А.Маслоу. — СПб.: Питер, 2016. — 400 с.
  5. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А.Маслоу. — М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  6. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. N 926 «Об утверждении концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» [Электронный ресурс] // URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-21.11.2017-N-926 (дата обращения: 20.04.2021).
  7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн — М.: 1946. — с.623–626.
  8. Шупейко, И. Г. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения [Текст] / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко. — Минск.: БГУИР, 2008.
  9. Щеголева, Т.М., Хохолова Е. Н. Влияние семейных взаимоотношений на успеваемость школьника [Электронный ресурс] // URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/03/26/vliyanie-semeynyh-otnosheniy-na-uspevaemost-shkolnika (дата обращения: 21.04.2021).
  10. Burgdorf, J., Knutson, B., Panksepp, J., & Ikemoto, S. (2001). Nucleus accumbens amphetamine microinjections unconditionally elicit 50-kHz ultrasonic vocalizations in rats. Behavioral Neuroscience, 115(4), 940–944.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, мотивация, мотив обучения, учебная мотивация, вершина пирамиды, мотив, направленность, направленность личности, начальная школа, обучение.


Ключевые слова

мотивация, потребность, учебная мотивация, мотив обучения, пирамида А.Маслоу
Задать вопрос