Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 октября, печатный экземпляр отправим 6 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 24.06.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Абышева, Е. В. Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте / Е. В. Абышева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 285-287. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82821/ (дата обращения: 18.09.2021).



В работе рассмотрена взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений. В рамках эмпирического исследования, была выявлена связь между свойствами темперамента и межличностными отношениями.

Ключевые слова: темперамент, межличностные отношения, дошкольный возраст, индивидуальность, дошкольники.

The paper considers the relationship between the properties of temperament and interpersonal relationships. As part of an empirical study, the relationship between the properties of temperament and interpersonal relationships was revealed.

Keywords: temperament, interpersonal relationships, preschool age, personality, preschoolers.

Проблема становления индивидуальности человека и изучение проявления свойств темперамента в межличностных отношениях со сверстниками на ранних этапах становления личности в настоящее время остается одной из актуальных проблем. Т. к. в старшем дошкольном возрасте складываются первые межличностные отношения со сверстниками.

Г. М. Андреева считает, что межличностные отношения — неотъемлемый компонент всего общественного сознания. Е. О. Смирнова выделила несколько значимых для общения детей особенностей: разнообразие коммуникативных действий в чрезвычайно широком их диапазоне; яркая эмоциональная насыщенность общения, нестандартность и не регламентированность контактов детей при общении, а также преобладание инициативных действий над ответными [1].

Темперамент очерчивает стабильные, принадлежащие человеку с рождения черты. Его особенности составляют характер. Первые труды, дошедшие до наших дней, которые посвящены темпераменту, принадлежат Гиппократу. Он объяснил типы темперамента, как поведение, определяемое преобладанием одной из «четырех телесных жидкостей»: лимфы, желтой желчи, крови, черной желчи. По его классификации существует четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. Ученые А. Томас, С. Чесс. создали теорию детского темперамента [3].

В экспериментальном исследовании приняли участие 50 детей старшего дошкольного возраста и их семей (матерей). Возраст детей от 5 до 6 лет. Были использованы методики: «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.) [2], опросник А. Томаса и С. Чесс (в адаптации Г. А. Макаровой, В. Г. Колпакова).

Исследование особенностей общения детей на основе «Диагностики развития общения со сверстниками» (Орлова И. А., Холмогорова В. М.) выявило, что в группе большинство детей имеют средний уровень развития общения со сверстниками. А именно, 11 человек — высокий, 12 с низким уровнем, остальные, 27 детей относятся к среднему уровню сформированности коммуникативных навыков. Дошкольники обращали внимание на сверстников, рассматривали друг друга, знакомились с внешностью, проявляли инициативность, действовали совместно, наблюдали за действиями сверстника, стремились подстроиться под них, подражать действиям сверстника, помогали, делали что-то вместе, достаточно раскованно себя вели.

Были выявлены взаимосвязи темперамента и межличностных отношений старших дошкольников. Данные исследования приведены в таблице 1 и на рисунке 1. С увеличением частоты вступления во взаимодействие у дошкольника повышается интерес к сверстнику, т. е ребенок приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия, речью. И наоборот, с уменьшением активности у детей снижается интерес к сверстникам. При высоком темпе динамичности в поведениидетей увеличивается настойчивость в общении. Ребенок часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия. Если активность в поведении понижается, то и уменьшается инициативность детей.

Таблица 1

Взаимосвязь темперамента и межличностных отношений.

Взаимосвязанные переменные

r

p

Активность / Интерес к сверстнику

0,46

0,001

Активность / Инициативность

0,45

0,001

Активность / Чувствительность

0,39

0,01

Приближение / Интерес к сверстнику

0,31

0,03

Приближение / Инициативность

0,39

0,001

Приближение / Чувствительность

0,34

0,02

Адаптивность / Инициативность

0,45

0,001

Настроение / Интерес к сверстнику

0,42

0,001

Настроение / Инициативность

0,61

0,001

Корреляционная плеяда значимых взаимосвязей

Рис. 1. Корреляционная плеяда значимых взаимосвязей

Сповышением степени взаимодействий в поведении дошкольников учащаются отклик на инициативу сверстника, стремление к взаимодействию, ответные реакции на воздействия детей. И наоборот, при снижении активности происходит спад чувствительности.Еслипервая реакция ребенка на новые стимулы и ситуации оказывается сильной, то он сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, не теряет интереса к сверстнику на протяжении длительного времени, не отвлекается. При понижении параметра «Приближение» у дошкольников снижается интерес к сверстникам.

При увеличении интенсивности первой реакции ребенка на пищу, игрушки, людей, процедуры, он чаще демонстрирует свои возможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярко выраженную настойчивость в общении. Со снижением параметра «Приближение» уменьшается инициативность детей. С возрастанием силы реакции ребенка на новые стимулы и ситуации, повышается частота ответных проявлений на инициативные действия сверстника. Дошкольник активно подхватывает их, согласовывает свои действия со сверстником, подражает ему. И наоборот.

Если дошкольник способен с легкостью изменить начальную реакцию в направлении, требуемом обстановкой, то он регулярно проявляет инициативу в общении, смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует свои возможности. А при снижении адаптивности уменьшается инициативность детей. При повышении качества положительных реакций: смех, радость, удовольствие увеличивается заинтересованность ребенка. Он сразу же замечает сверстника, приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождает свои действия речью. И наоборот. Если интенсивность положительных реакций детей увеличивается, то дошкольники чаще проявляют активность в общении, демонстрируют свои возможности, проявляют ярко выраженную настойчивость в общении. Со снижением настроения уменьшается инициативность ребенка.

Можно сделать вывод, что типы темперамента влияют на межличностное взаимодействие, и соответственно, на выбор стратегии поведения детей. А значит, темперамент — важное условие, которое следует учитывать при взаимодействии со сверстниками.

Литература:

  1. Смирнова, Е. О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е. О. Смирнова. // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 5–10.
  2. Смирнова, О. Е. 2. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / О. Е. Смирнова. — Москва: ВЛАДОС, 2005. — 158 c. — Текст: непосредственный.
  3. Chess, S. Temperament and Behavior Disorder in Children 1968). / S. Chess, A. Thomas. — New York: Univ. Press, 1968. — 309 c.
Основные термины (генерируются автоматически): сверстник, инициативность детей, тип темперамента, взаимосвязь темперамента, выраженная настойчивость, действие сверстника, Инициативность, Орлов, реакция ребенка, старший дошкольный возраст.


Задать вопрос