В статье рассмотрены особенности наследования с имущества, хранящегося в банковский ячейках и сейфах, а также трудности, с которыми сталкиваются наследники при принятии наследства.
Ключевые слова: наследование, банковская ячейка, банковский сейф
Наследственное право — это одна из старейших отраслей права, положения которой до последнего времени претерпевали меньше всего изменений, корректировок и нововведений среди норм действующего законодательства России. Консервативные взгляды законодателя в отношении норм о наследовании породили множество неразрешённых законом споров. К таким относится, в том числе, наследование имущества, хранящегося в банковской ячейке или сейфе.
Согласно статье 922 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) имущество может храниться в ячейке на основании либо договора хранения с использованием клиентом или на основании договора хранения с предоставлением клиенту охраняемого банком индивидуального банковского сейфа или ячейки сейфа [1]. Принятое в соответствии с установленным порядком имущество клиента помещается в сейф либо ячейку, где хранится до момента востребования. Как замечает в своих трудах Кириллова Е. А., согласно исследованиям аренда банковской ячейки заняла утвердительную позицию в гражданском обороте и является одним из востребованных банковских продуктов (услуг) [2].
Поскольку в состав наследства согласно действующему законодательству входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, то, соответственно, в наследственную массу входит и содержимое банковского сейфа или ячейки, наследование которых законом до сих пор не урегулировано. Ввиду допущенного пробела в праве возникают проблемы при реализации процедуры принятия наследства в порядке универсального правопреемства.
Основная проблема наследования содержимого имущества банковской ячейки заключается с условием предоставления доступа к ней и её содержимому только клиенту банка, на имя которого заключён договор, что следует из существа договора хранения ценностей в банке. Ввиду этого установить содержащееся в сейфе имущество не представляется возможным, поскольку в случае отсутствия в договоре условия о возможности допуска третьих лиц, банк не имеет права допустить кого-либо к сейфу для его осмотра, в том числе нотариуса, в производстве которого находится наследственное дело.
Для разрешения обсуждаемой проблемы Федеральной нотариальной палате РФ пришлось давать разъяснения о порядке действий в случае обнаружения наследниками договора аренды банковской ячейки или сейфа. Письмом от 6 июня 2013 г. нотариус был наделён правом доступа к ячейке или сейфу для составления описи находящегося там наследственного имущества в соответствии со ст. 1172 ГК РФ и последующей выдаче свидетельства о праве на наследство содержащегося в ячейке (сейфе) имущества по правилам наследования имущества по закону. Названное письмо стало повсеместно применяться как на практике, так и при решении споров в судах.
В случае, если нотариусом не была проведена опись имущества, хранящегося в банковском сейфе (ячейке), то в соответствии с упомянутым Письмом ФНП РФ наследники вправе получить свидетельство о праве на наследство прав и обязанностей, вытекающих из договора аренды банковского сейфа в случае, если не истёк срок такого договора [3].
В ситуации, когда наследники обратились к нотариусу о наследовании содержимого ячейки наследодателя после истечения срока аренды банковской ячейки (сейфа), получить доступ к хранящемуся в банке имуществу возможно только через суд. Подобное дело было разрешено в Заводском районном суде г. Саратова от 11 марта 2014 г. по иску законных наследников к ИФНС России по Заводскому району г. Саратова. Как выяснилось из материалов дела, наследники при первоначальном обращении к нотариусу получили свидетельство о праве наследования всего имущества за исключением того, которое хранилось в банковской ячейке. Свой отказ нотариус обосновал истечением срока действия договора аренды банковской ячейки. Удовлетворяя требования истцов, суд в своём решении сослался на общие нормы о наследовании. При этом ответчиком выступала ИФНС России, поскольку в случае отказа в удовлетворении иска имущество перешло в категорию выморочного, то есть стало бы собственностью государства [4].
Таким образом, несмотря на давность освещённой проблемы и активное использование гражданами банковских ячеек и сейфов для хранения какого-либо имущества, законодателем до сих пор не закрыт пробел в праве, а в нотариальной практике не выработана однозначная позиция относительно обсуждаемой ситуации. Полагаем, что необходимо положения Письма ФНП от 6 июня 2013 г. закрепить на законодательном уровне, то есть включить в обязанность нотариуса функцию описи содержащегося в банковской ячейке имущества наследодателя на основании которой наследникам будет выдаваться свидетельство о праве на наследства как имущества ячейки, так и всех прав и обязанностей по договору аренды банковской ячейки (сейфа).
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
- Кириллова Е. А. Наследование содержимого банковской ячейки: проблемы нотариальной и судебной практики // Нотариус. 2016. № 2. С. 15–18.
3. Письмо ФНП от 06.06.2013 № 1284/06–09 «Об оформлении наследственного имущества, находящегося в индивидуальном банковском сейфе»
- Решение Заводского районного суда города Саратова от 11 марта 2014 г. по делу N 2–778/2014 // СПС «РосПравосудие» (Дата обращения: 19.06.2021)