Особенности развития волевых и познавательных способностей студентов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 22.06.2021

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Агбаева, У. Б. Особенности развития волевых и познавательных способностей студентов / У. Б. Агбаева, Жибек Еркинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 287-288. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82701/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются особенности формирования и развития волевых и познавательных способностей студентов.

Ключевые слова: личность, познавательные процессы, волевые процессы.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга в самой постановке проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б. Г. Ананьева [1]. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики.

Среди наиболее распространенных предикторов учебной успешности чаще всего называют особенности индивидуальности обучающихся (задатки, способности, одаренность, темперамент); когнитивные качества личности, в том числе интеллект, уровень интеллектуального развития, креативность, имплицитные теории интеллекта; особенности мотивов и мотивации, особенности самооценки и уровня притязаний; факторы среды, а также черты личности, относящиеся к разным сферам, в частности, познавательной и волевой.

Познавательные процессы — отдельные познавательные действия, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий из всех видов психических процессов [2]. Поэтому актуальной проблемой современной психологии является поиск методологических подходов к выявлению личностных качеств, наиболее тесно связанных с особенностями процесса и результатами обучения.

В исследовании личностных факторов обучения активно ведутся в последние годы на основе системно-функционального подхода, в рамках которого, в том числе, описаны индивидуально-типические различия в реализации отдельных свойств личности, а также разработаны программы по их гармонизации.

Одним из важнейших преимуществ данного подхода является целостное рассмотрение свойств личности, как системы целевых, мотивационных, когнитивных, динамических, эмоциональных, регуляторных и др. переменных, что соответствует современным тенденциям комплексного изучения факторов успешности учебной деятельности.

В соотношении с теми или иными особенностями учебной деятельности рассматривались такие свойства личности как трудолюбие, общительность, настойчивость и любознательность. Некоторые из этих свойств также изучались в контексте учебных достижений в сравнительных или индивидуально-типологических исследований.

Так, в исследовании показано, что общительность и положительная эмоциональность учащихся способствует успешности овладения учебным материалом, при этом особенно важными оказываются характеристики легкости, широты, удовлетворенности общением и доминирование эмоции радости.

Настойчивость как волевое свойство личности является одним из наиболее изученных как в рамках системно-функционального подхода вообще, так и в соотношении с учебной деятельностью в частности. Различия в проявлении настойчивости по отношению к оценке уровня профессиональной подготовленности показывают, что для более успешных студенты можно говорить о сформированности компонентов настойчивости по отношению как к инструментальным, так и содержательным ее характеристикам [3]. Такие студенты обычно реализуют настойчивое поведение для достижения общественно значимых целей, стремятся к общественно значимому результату и проявляют настойчивость для решения конкретных предметных задач.

Безусловно, что любознательность, которая традиционно относится к познавательным свойствам личности, характеризующим познавательную активность личности и ее исследовательское поведение, наиболее активно изучается в соотношении с теми или иными особенностями как познавательной, так и учебной деятельности [4]. Данное свойство рассмотрено в работах авторов интерпретирующих его как познавательную потребность и познавательный интерес, познавательную мотивацию, интеллектуальное чувство, исследовательскую активность, черту характера или свойство личности.

Обобщая все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что на фоне большого количества исследований различных аспектов учебных достижений студентов, выполненных на основании различных теоретических подходов, существует дефицит комплексных исследований, в которых сопоставляется вклад индивидуально-типических особенностей волевых и познавательных черт личности в успешность учебной деятельности.

Литература:

  1. Ананьев, В. А. Психология здоровья — новая отрасль человекознания / В. А. Ананьев // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998.– № 4.
  2. Бодалёв, А. А. Психология о личности / А. А. Бодалёв. — М., 2003. — 300 с.
  3. Теоретические и практические аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход: коллективная монография. 2018. — 209 с.: ил.; ISBN 978–5-6041755–0-7
  4. Психология личности [Текст]: учебно-методический комплекс. — Москва: Человек, 2018. — 175 с.; ISBN 978–5-906131–39–3
Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, свойство личности, системно-функциональный подход.


Похожие статьи

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

Системный подход в развитии личности в данном социуме РФ с особенностями системы профессионального обучения предполагает: 1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Реализация системно-деятельностного подхода входе конструирования учебного занятия. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так...

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго...

Системно-деятельностный подход базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. «В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую...

Структура образовательной деятельности на основе...

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в...

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

Учебная деятельность учащихся обеспечивает познание. Основным результатом этой деятельности становится формирование

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго... Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель...

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

Основы системного подхода были разработаны в трудах главного идеолога этого направления за рубежом Л.фон Берталанфи, а также группой его последователей

Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, исследовательской и...

О понятии «культура самоорганизации личности студента»

Следовательно, согласно системно-синергетическому подходу, самоорганизация – базовое свойство личности, заключающееся в её

Согласно системно-функциональной модели Н.М. Таланчука, культура самоорганизации – это часть самовоспитательной культуры личности...

Основные методологические подходы в педагогике

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты

Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное

Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность-продукт и результат общения с людьми и...

Проектирование современного урока в соответствии с принципами...

А свойство личности выступать в качестве субъекта, по отношению к процессу

Проявление субъектности личности обучающихся в учебной деятельности соотносят с понятием «учебная субъектность».

системно-деятельностный подход, субъектность, учебная субъектность...

Похожие статьи

Системный подход в развитии личности индивидуума и его...

Системный подход в развитии личности в данном социуме РФ с особенностями системы профессионального обучения предполагает: 1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Реализация системно-деятельностного подхода входе конструирования учебного занятия. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так...

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго...

Системно-деятельностный подход базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. «В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую...

Структура образовательной деятельности на основе...

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в...

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно...

Учебная деятельность учащихся обеспечивает познание. Основным результатом этой деятельности становится формирование

Системно-деятельностный подход — основа стандартов второго... Учебная деятельность может возникнуть лишь тогда, когда цель...

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

Основы системного подхода были разработаны в трудах главного идеолога этого направления за рубежом Л.фон Берталанфи, а также группой его последователей

Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, исследовательской и...

О понятии «культура самоорганизации личности студента»

Следовательно, согласно системно-синергетическому подходу, самоорганизация – базовое свойство личности, заключающееся в её

Согласно системно-функциональной модели Н.М. Таланчука, культура самоорганизации – это часть самовоспитательной культуры личности...

Основные методологические подходы в педагогике

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты

Сущность: деятельность- основа, средство и условие развития личности, это целесообразное

Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность-продукт и результат общения с людьми и...

Проектирование современного урока в соответствии с принципами...

А свойство личности выступать в качестве субъекта, по отношению к процессу

Проявление субъектности личности обучающихся в учебной деятельности соотносят с понятием «учебная субъектность».

системно-деятельностный подход, субъектность, учебная субъектность...

Задать вопрос