Проблемы применения биоэтанола в качестве автомобильного топлива в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Корпань, М. С. Проблемы применения биоэтанола в качестве автомобильного топлива в России / М. С. Корпань. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82675/ (дата обращения: 17.01.2022).



Ключевые слова: этиловый спирт, биотопливо, экология, бензоспиртовые смеси, этанол, автомобильное топливо, альтернативное топливо, биоэтанол.

Ужесточение экологических требований к качеству автомобильных бензинов, в первую очередь для крупных городов и мегаполисов, и сокращение запасов нефти в сочетании с бурным ростом численности автотранспорта в России подразумевает необходимость использования альтернативных биовозобновляемых высокооктановых компонентов (добавок) к автомобильным бензинам. Наиболее перспективной высокооктановой добавкой к автомобильным бензинам является этиловый спирт (этанол).

Применение спиртов, получаемых из возобновляемой растительной биомассы, имеет ряд бесспорных преимуществ. Углеродный цикл применения спиртов характеризуется минимальной продолжительностью. Высокая детонационная стойкость, низкая токсичность, возможность производства из возобновляемых источников сырья, имеющиеся в России свободные мощности для производства — всё это делает этанол более привлекательным по сравнению с другими оксигенатами (высокооктановыми добавками).

В работе [1] расчётные исследования позволяют сделать вывод о том, что работа быстроходного двигателя на бензоэтанольных воздушных смесях не вызывает значительных изменений его мощностных, экономических и токсических показателей. Особенно это касается смесей с содержанием этанола не более 20 %, а именно такая добавка не требует конструктивных изменений двигателя.

Также исследование [2] показало, что токсичность выхлопных газов с точки зрения содержания угарного газа и углеводородов при работе на бензоэтаноле снижается по внешней скоростной характеристике.

Однако есть и проблемы развития производства этанола в России. Высокая стоимость и необходимость оформления разрешительных документов на работу со спиртом и спиртосодержащими жидкостями в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [3].

На наш взгляд имеются 2 пути решения задач.

1-й путь: Принятие закона о «биотопливе»

Законодательно ввести понятие возобновляемых автомобильных топлив: топливный биоэтанол и биодизель. Для этого следует:

1) принять постановление Правительства Российской Федерации о рассмотрении и утверждении проекта Закона Российской Федерации «О биотопливе»;

2) принять Постановление правительства РФ и издать приказ ФТС РФ о внесении дополнений в Таможенный тариф Российской Федерации и Товарную номенклатуру, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Включить в Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Российской Федерации подсубпозицию — «Дегидротированный денатурированный этиловый спирт с минимальной долей этилового спирта 99,5 % объема».

2-й путь: Внесение изменения в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и в Налоговый Кодекс.

Задача: снятие акциза на топливный биоэтанол.

Для этого следует: принять Постановление Правительства Российской Федерации об отмене акцизов на производство и реализацию «Дегидратированного денатурированного этилового спирта с минимальной долей этилового спирта 99,5 % объема», в том числе для его последующей переработки в этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ).

Дополнительная поддержка.

  1. Для развития сельских регионов, улучшения экологии в городах, соответствия мировым стандартам необходимо включение заводов по производству биоэтанола в национальный приоритетный проект «Развитие АПК» с компенсацией процентной ставки по кредиту из федерального бюджета 100 %, включая объекты, связанные технологической цепочкой (со-produkt) с основным производством, а также создание и поддержка инфраструктуры;
  2. Снижение акцизов на автомобильное нефтяное топливо, содержащее компоненты возобновляемого сырья;
  3. Запуск пилотного проекта современного биозавода (120 тыс. тонн в год) в одном из регионов;
  4. Принять национальную программу исследований и пилотных проектов «Биоэтанол из биомассы»;
  5. Принять «Закон по снижению загрязнения воздуха в мегаполисах», устанавливающий обязательное наличие по крайней мере 2 % кислорода в автомобильном топливе;
  6. Представление субсидий производителям сельскохозяйственного сырья, используемого для производства биоэтанола;
  7. Представление в соответствии с региональным законодательством льготы по налогам и сборам на срок до 8 лет;
  8. Снижение тарифов на железнодорожный транспорт и обеспечение бесплатного возврата вагонов-цистерн;
  9. Развитие инфраструктуры экспорта биоэтанола (портовые терминалы).

В России в настоящий момент нет конкретных программ и политики по стимулированию производства альтернативных топлив, в том числе этанол-содержащих. Принятие закона о «биотопливе» и внесение изменения в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и в Налоговый Кодекс позволило бы оказать существенный положительный эффект на экологическую обстановку в стране.

Литература:

  1. Левтеров А. М., Левтерова Л. Л. Исследование характеристик двигателя с искровым зажиганием, работающего на бензоэтанольных топливных композициях // Двигатели внутреннего сгорания. — 2008. — С. 52–56.
  2. Левтеров А. М., Мараховский В. П. Экспериментальная оценка энерго-экологических показателей автомобильного двигателя на бензоэтаноле // Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного Национальной академии наук Украины. — 2007. — С. 2–4.
  3. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изменениями и дополнениями) // «Система ГАРАНТ».
Основные термины (генерируются автоматически): этиловый спирт, Российская Федерация, Россия, государственное регулирование производства, спиртосодержащая продукция, автомобильное топливо, внешнеэкономическая деятельность, денатурированный этиловый спирт, Налоговый Кодекс, Товарная номенклатура.


Задать вопрос