Злоупотребление должностными полномочиями в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Шутов, И. И. Злоупотребление должностными полномочиями в России / И. И. Шутов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 355-356. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82669/ (дата обращения: 20.01.2022).



Коррупция и коррупционные преступления существуют в России с давних времен. Однако наибольший подъем пришелся на годы строительства цивилизованного капитализма и рынка: ставки в корыстном использовании служебного положения среди различных чинов государственных служащих стали слишком высоки. Европа столкнулась с этим еще в 19 веке. Соответственно, они приобрели значительный опыт борьбы с коррупционными преступлениями. Таким образом, понятие коррупции давно известно в международном праве. В соответствии с ним под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц и их служебное поведение, осуществляемые в связи с полученным или обещанным вознаграждением.

Это вполне согласуется с пониманием коррупции в современной российской криминологии. Так, А. И. Долгова справедливо определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся взяточничеством — продажностью государственных или иных служащих и, исходя из этого, корыстным использованием ими в личных или узких групповых целях, корпоративными интересами официальных должностных полномочий, полномочий и связанных с ними возможностей». [1,c.701] Коррупция — сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые определены в статье 1 Федерального закона Российской Федерации 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Помимо получения и дачи взяток злоупотребление служебным положением также считается коррупцией.

Под злоупотреблением служебным положением законодатель понимает использование должностным лицом своих служебных полномочий против интересов службы, если данное действие совершено из корыстных или иных личных интересов и повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организации или интересы общества или государства, охраняемые законом. Ответственность за совершение такого преступления установлена ст. 285 УК РФ.

Лица, злоупотребляющие служебными полномочиями или превышающие служебные полномочия, посягают на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, регулируемых нормативными правовыми актами, в результате которых нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.

При рассмотрении уголовных дел о злоупотреблении должностных полномочий (статья 285 УК РФ) и о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) необходимо установить, является ли подсудимый субъектом этих преступлений- должностным лицом. [2]

Острой проблемой квалификации злоупотребления служебным положением является определение круга субъектов данного преступления. Уголовный закон определяет предмет должностного преступления в примечании к рассматриваемой статье. Термин «должностное лицо» используется не как единый термин, а как особое понятие уголовного права и отражает наличие противоречий в законодательстве, что приводит к широкому толкованию этого понятия, поскольку в действующей практике встречаются случаи превышение полномочий должностными лицами, не являющимися государственными служащими. Для эффективного противодействия служебным злоупотреблениям на различных должностях государственной службы представляется необходимым расширить перечень субъектов злоупотреблений служебными полномочиями. [3] В дополнение к сказанному следует напомнить, что отнесение субъекта к категории должностных лиц возможно только на основании конкретных документов, определяющих его компетенцию.

«В практике известны случаи выполнения служебных функций неуполномоченными сотрудниками, в результате которых наносится ущерб охраняемым законом интересам других лиц. Иногда государственные служащие или сотрудники органов местного самоуправления осуществляют полномочия должностных лиц, которые не разработаны и не формализованы должным образом

Общественная опасность их деятельности не вызывает сомнений, но указанные лица не могут быть привлечены к ответственности за должностные преступления, поскольку на это нет полномочий данного должностного лица и нет регламентированной в соответствующем документе должностной компетенции» [4]

В литературе назывались различные классификации причин и условий преступлений и преступлений, но все криминологи единодушны во мнении, что должностные преступления — это социальное явление. Реальность убедительно показывает, что причины преступности определяются условиями жизни людей. В их основе лежат противоречия, существующие в обществе, при этом произошел сдвиг ценностных ориентаций определенных слоев общества в сторону криминальных структур и коррумпированных сообществ.

Таким образом, в борьбе с официальной и коррупционной преступностью большое значение имеет профилактика, то есть положительное воздействие на ее причины и условия, предотвращение и пресечение преступной деятельности физических лиц.

Мерами такой профилактики являются: совершенствование нормативно-правовой базы противодействия служебной и коррупционной преступности (принятие Закона «О противодействии коррупции»); изменения и дополнения в Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации», определяющие ежегодное представление исчерпывающей информации о своих доходах и имуществе; принятие правового акта, регулирующего порядок взаимодействия кадровых служб, контролирующих и правоохранительных органов при проверке достоверности информации, предоставляемой лицами, назначенными на государственные должности).

Наряду с указанными специальными криминологическими мерами, устранение негативных последствий экономической реформы, укрепление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но часто нарушаемых государством, прав и интересов физических и юридических лиц.

Литература:

  1. Криминология: Учебник для вузов/Под общ. ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой._3-е изд., М.:Норма,2005.-912с.
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 г. Москва «О судебной практике по делами о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».
  3. Стренин А. Проблемы ответственности за умышленное неисполнение должностным лицом своих служебных полномочий //Уголовное право.2003 № 1.
  4. Егорова Н. Ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности// Российская юстиция.1998. № 9. С.10
  5. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. д. ю. н., проф. А. И. Долговой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2005. - 912 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, служебное положение, должностное лицо, лицо, полномочие, преступление, УК РФ, государственная служба, коррупционная преступность, корыстное использование.


Задать вопрос