Особенности трагикомического начала в пьесах А. В. Вампилова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Бронская, Л. И. Особенности трагикомического начала в пьесах А. В. Вампилова / Л. И. Бронская, Д. В. Егоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 392-394. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82656/ (дата обращения: 23.01.2022).



В данной статье мы пытаемся заполнить теоретические пробелы в данной области литературоведческого знания такой работой, которая будет сочетать в себе в первую очередь историко-литературный анализ русской драматургии середины XX века, как ключевой основы для выводов, которые необходимы для создания теоретической концепции этого жанра.

Ключевые слова: Вампилов, драматургия, трагикомедия, конфликт.

В пьесах Александра Валентиновича Вампилова мы видим, что на первом плане выдвигается психологическая и нравственная проблематика. Драматург вместе со своими героями рассуждает о смысле жизни. Для этого он помещает их в различные житейские ситуации. Все герои Вампилова — это обычные провинциальные люди, их часто называют «инфантилами» за специфические черты характера.

Типичным для пьес Вампилова является то, что все его герои находятся на важном, можно сказать переломном жизненном этапе. В результате чего для них открываются нравственные и философские основы жизни. Например, герой пьесы «Старший сын», зло пошутил над хозяевами своего ночного пристанища, а после — открыл для себя радость взаимной любви, тепло семейной атмосферы и ощущение семейной заботы, в которые наш герой не верил. В «Утиной охоте» Зилов в какой-то момент вновь становится романтиком и, вспоминая давно ушедшие чувства, нежным юношей, в которого когда-то влюбилась его нынешняя супруга Галина. В пьесе «Прошлым летом в Чулимске» Валя воплощает собой бесконечный труд, направленный на благо созидания и добра, которого не видят слепые люди [4, с. 181].

А. В. Вампилов начинал писательскую деятельность с гротескных «Провинциальных анекдотов», а потом от них перешел к синтезу трагического и комического в «Старшем сыне» и «Утиной охоте». Позже он обратился к жанру социально-психологической драмы, написав «Прошлым летом в Чулимске». Складывается впечатление, что с годами А. Вампилов все глубже воспринимал несовершенство человеческих отношений. Это его влекло к более драматическим жанровым преобразованиям.

Континуум, в котором действуют герои, — быт. Именно в быту по мнению писателя проявляется гражданская и нравственная зрелость. Особое внимание представители поствампиловской волны уделяют проблемам бездуховности и безнравственности, выделяя такие проблемы: двойная мораль, жестокость и хамство, исчезновении доброты и доверия в отношениях между людьми. Драматург заставил задуматься читателей и зрителей о своем отношении к добру и злу, любви и ненависти, жестокости и милосердию, подлости и порядочности [2, с. 18].

В драматургии, в частности в жанре трагикомедии, успешно работали многие авторы. Во второй половине XX века они публиковали свои драматургические произведения, в которых, в том числе, присутствовали и пьесы с трагикомическим началом. Вампилов стремился к новизне сюжета и коллизий. В этом заключается, пожалуй, главное творческое начинание Вампилова.

Александр Валентинович обновляет старые клише, свойственные жанрам водевиля, фарса и мелодрамы. Он часто синтезирует элементы поэтики названных (и многих других) жанров в одном произведении, в связи с этим мы можем наблюдать слияние драмы и комедии — в трагикомедию. И в этом тоже проявляется новаторство Александра Вампилова как драматурга [1, с. 23].

Драматургия Вампилова возникла на фоне тяжелого и непростого для всех времени, государство активно восстанавливалось после войны. Это было противоречивое и очень сложное время. Зарождение социальных идей будоражило все слои общества и ломало его устои. Все это почувствовал и показал Александр Вампилов в своих драмах. Его судьба подтвердила жизнеспособность искусства: только те произведения остаются в веках, в которых более полно раскрыт духовный мир людей отдельного поколения, всего народа, и здесь подразумевается проникновение в сущность действительности и ее отображение в художественных образах.

Важное место Вампилова-драматурга в русской литературе не подвергается сомнению: он если и не становится ключевой фигурой драматургии XX века, то однозначно является ее воскресителем. Авторская позиция в драме Вампилова предоставила свободу адресату, в сознании которого автор построил художественную реальность. Драматургия Александра Валентиновича направлена на то, чтобы адресат ее достраивал, порождал свои высказывания. Процесс достраивания пьес Вампилова адресатом связан с использованием родовой специфики и специфики собственно вампиловских пьес. Вампилов, следуя устоявшимся традициям реализма, внес что-то новое, которое коренным образом отличает его драматургию от всех остальных.

Пьесы Вампилова отличаются своеобразностью сюжета. Писатель плодотворно и успешно работал в жанре драматургии. Пусть в этом жанре написано не так много пьес, все они отличаются оригинальностью сюжета, яркостью характеров и насыщенностью конфликта — важнейшие основы для создания качественных трагикомедий.

Драма Вампилова своей композицией может показаться однотипной, но это лишь на первый взгляд. Все его пьесы имеют кольцевую композицию: первая и последняя сцены имеют одну и ту же локацию. Но к концу пьесы с героем случается переломный момент, после которого наступает новый виток жизни. Финал пьесы — это своеобразный зрительный образ свершившихся перемен в самом герое, что подчеркивают повторяющиеся почти буквально сценические обстоятельства [3, с. 83].

В пьесе «Старший сын» нет столь точного повторения деталей и места действия, здесь совпадают только сами ситуации: Бусыгин опоздал на электричку. Но и здесь мы видим то, как значительно отличается настроение героев, а с ними и настроение самих начальной и финальной сцен. В первой автор будто нагнетает пессимизм, а в завершающей сцене мы чувствуем, как атмосфера наполняется оптимизмом.

Похожая композиция и у пьесы «Утиная охота». Однако, в отличие от «Старшего сына», смысл финальной сцены здесь не так очевиден. Повествование начинается и заканчивается телефонным разговором главного героя Зилова со своим другом, официантом Димой. В обоих случаях речь идет о поездке на утиную охоту. Между двумя звонками произошли определенные события, которые породили перерождение сознания героя. В первой сцене неизвестный мальчик приносит ему большой траурный венок с подписью «От друзей». Зилов начинает анализировать свою жизнь, в какой-то момент кажется, что он доходит до полного психологического истощения и готов пойти на страшный шаг, который лишит его жизни и отправит его в то самое «несуществующее» будущее, про которое мы уже говорили выше. Суицид срывается благодаря вовремя подоспевшим в квартиру друзьям Виктора Зилова. Но напряжение не спало, а просто перенаправилось в иное русло: между друзьями разгорелся серьезный скандал, в ходе которого Зилов окончательно прозрел и психологически «переродился».

Похожим образом выстроена и пьеса «Прошлым летом в Чулимске», но финал этой пьесы выглядит более логичным и конкретным. Все начинается летним утром около чайной: Валентина делает ремонт в палисаднике, а помогает ей старик Еремеев. Все события развиваются стремительно. Проходят всего лишь сутки, но мы уже видим множество конфликтных линий среди всех персонажей. После всех скандалов и интриг, мы видим крушение надежд героев, а после страшных событий, которые случились с Валентиной, о которых узнали почти все жители, жизнь продолжилась в своем привычном течении.

В рассмотренных пьесах Вампилова явленные конфликты и коллизии могут разрешиться лишь за пределами ее сценического пространства, вне показанного читателю пространства и времени. Сам автор будто сомневается в возможности разрешить эти конфликты и нарочно дает читателю подумать самому, автор не делает за него лишних выводов, не навязывает ему свое мнение. Это лишь добавляет трагикомический эффект, ведь через забавные ситуации показаны проблемы общества и личности, в частности те, которые кажутся вечными и тупиковыми [5, с. 26].

Таким образом, А. Вампилов в рамках бытовой комедии смог создать не только внешний драматический конфликт между персонажами, но и внутренний душевный конфликт, в котором герои приходят к решению через мучительные раздумья, сомнения и переживания. Это также присуще практически всем героям пьес Александра Валентиновича Вампилова.

Литература:

  1. Громова М. И. Русская современная драматургия: учебное пособие для студентов-филологов, учащихся средних учебных заведений гуманитарного профиля: для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / М. И. Громова. — М.: Флинта, 1999. — 158 с.
  2. Шварц Д. О Вампилове // Вампилов А. Дом окнами в поле. — Иркутск: Вост.-Сиб. книжное издательство, 1981. — 617 с.
  3. Бродская Г. В. Герой пьесы А. Вампилова // Театр. — 1971. — № 1. — С. 83–93.
  4. Канунникова И. А. Александр Валентинович Вампилов (1937–1972) // Канунникова И. А. Русская драматургия ХХ века. М., 2003. — С. 180–192.
  5. Рацкий И. Проблема трагикомедии и последние пьесы Шекспира // Театр. 1971. № 2. С. 24–29.
Основные термины (генерируются автоматически): пьеса, герой, драматургия, какой-то момент, финальная сцена.


Ключевые слова

конфликт, драматургия, Вампилов, трагикомедия
Задать вопрос