Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 450 раз

Библиографическое описание:

Неверова, А. А. Теоретические аспекты изучения генетики в школьном курсе общей биологии / А. А. Неверова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 425-429. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82634/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассмотрены основные понятия генетики и их использование в школьном курсе общей биологии.

Ключевые слова: генетика, понятие

Совершаемая в последние десятилетия научно-техническая революция привела к противоречию между временем, отводимым на обучение в школе, и возросшим объемом знаний и умений, которыми необходимо обеспечить современных школьников. В сложившихся условиях перед общеобразовательной школой возникла настоятельная потребность в решении проблем, связанных с отбором учебного материала, совершенствованием форм и методов обучения. Основная задача школы связана с развитием у школьников способностей и навыков самостоятельного овладения в будущем необходимыми знаниями и умениями.

Генетика — это комплекс наук о свойствах живых организмов передавать свои признаки в ряду поколений и изменять свои признаки в силу различных причин [1]. По признанию многих современных биологов данная наука в последние годы стала сердцевиной всех биологических наук. Разнообразие жизненных форм и процессов может быть осмыслено как единое целое в рамках генетики.

Развитие генетики можно выделить три этапа: первый этап связан с Г. Менделем и открытием законов наследственности. Второй этап начался с изучения генетики на клеточном уровне. Третий этап характеризуется достижениями в сфере молекулярных наук, которые позволили изучать закономерности генетики на уровне бактерий и вирусов [5].

На современном этапе развития школьного биологического образования проблема формирования системных знаний у учащихся приобретает особое значение в связи с дифференциацией обучения и предъявлением более высоких требований к подготовке школьников, т. е. нужно формировать у учащихся прочные системные знания по биологии [5].

Рядом исследователей доказано, что основная движущая сила процесса обучения, воспитания и развития — планомерное формирование и развитие понятий (Н. М. Верзилин, Е. П. Бруновт, И. Д. Зверева, О. В. Казакова, М. И. Мельникова и другие). Понятие одновременно выступает отражением материального объекта, средством его мысленного воспроизведения, построения. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания понятия со способом его конструирования, идеализации [3].

На основе понятий формируются знания более высокого порядка — законы, теории. Данное положение в методике преподавания биологии является ведущим и находит отражение в специальной теории развития биологических понятий. Данная теория создала научную основу для полноценного освоения учащимися образовательной школы содержания учебного материала [2].

К положениям теории развития биологических понятий относятся следующие:

  1. Систему основных понятий учебного предмета «Биология» составляют понятия, отражающие смысл основных социальных отраслей биологии и объединяемые в группы — морфологические, анатомические, физиологические, экологические и генетические, систематические, агрономические, гигиенические — специальные (эволюция, формы и уровни биологической организации, взаимосвязи организма и среды и др). Их необходимо изучать во всех разделах биологии.
  2. Биологические понятия развивают мыслительную деятельность учащихся (благодаря им приобретаются умения анализировать, сравнивать, систематизировать, классифицировать и обобщать учебный материал). Они обеспечивают формирование научного взгляда, укреплении здоровья и культивировании здорового образа жизни.
  3. Биологические понятия представляют учащимся не в готовом виде; они развиваются в процессе обучения [2].

Школьную биологию с позиций ее содержания логично представлять как комплекс понятий, с помощью которых выражаются знания. Биологические знания — это результат познания живой природы, который проверен общественно-исторической практикой.

Биологические знания могут передаваться новым поколениям людей при организованном и целенаправленном их обучении. Эти знания должны быть систематичными и охватывать все основные разделы биологической науки. Их лучше выражать во взаимосвязи, определенной логической структуре и последовательности [3].

В 50-х годах, несмотря на сложную обстановку в биологии, связанную с персонализацией и идеологизацией науки, были выделены основные группы понятий, раскрыта динамика их развития, описаны различные типы понятий, этапы их формирования, применение в новых условиях, намечены методические средства их развития и определено значение теории биологических понятий для методики обучения биологии (И. Д. Зверев, Н. Л. Корсунская, О. В. Казакова, Н. А. Рыков, Н. Л. Соколов) [5].

С середины 60-х годов, курс общей биологии стал строиться по принципу теоретических концепций эволюционного учения и генетики: показана роль генетических понятий в развитии мыслительных процессов учащихся (Б.Х Соколовская); предложена система терминологической работы (В. М. Пакулова); установлена связь понятий наследственность и изменчивость (Ю. В. Блиновская); дано теоретическое обоснование дидактического потенциала разных видов организации учебной деятельности учащихся и определила их эффективность в усвоении биологического материала (Н. И. Зубкова); раскрыта роль знаний законов генетики, связанных с развитием понятий теоретического характера (К. Б. Бутаева) [3].

Исследователями за годы изучения генетики были разработаны понятия, которые используются для обучения школьников.

  1. Генетика (от греч, «генезис» — происхождение) — наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.
  2. Ген (от греч. «генос» — рождение) — единица функционирования наследственного материала, определяющая развитие какого-либо признака или свойства организма. Ген выступает как кодирующая система, обладает способностью к мутациям, ауторепродукции и рекомбинации.
  3. Генотип — это весь комплекс генов, полученных организмом от своих родителей. Под генотипом следует, понимать не молекулярную структуру нуклеиновых кислот, а информацию, закодированную в них.
  4. Фенотип — это весь комплекс внешних и внутренних признаков организма (форма, размеры, окраска, химический состав, поведение, биохимические, микроскопические и макроскопические особенности).
  5. Изменчивость — вся совокупность различий по тому или иному признаку между организмами, принадлежащими к одной и той же природной популяции или виду.
  6. Наследственность — определяется как свойство родителей передавать свои признаки и особенности развития следующему поколению.
  7. Альтернативные признаки — взаимоисключающие, контрастные признаки (окраска семян гороха желтая и зеленая).
  8. Хромосомы — главные структурно-функциональные элементы клеточного ядра, содержащие расположенные в линейном порядке гены и обеспечивающие хранение, воспроизводство генетической информации, а также начальные этапы ее реализации в признаки; изменяют свою линейную структуру в клеточном цикле.
  9. Локус — участок хромосомы, в котором расположен ген.
  10. Доминантный признак (от лат. «доминас:» — господствующий) — преобладающий признак, проявляющийся в потомстве у гетерозиготных особей.
  11. Кариотип — хромосомный комплекс клеток конкретного вида растений или животных с характерными для него морфологическими особенностями.
  12. Мутации — внезапно и случайно проявляющиеся изменения в наследственной информации соматических клеток (соматическая мутация) или в зародышевых клетках, которые не являются следствием рекомбинации и которые наследуются [1].

Таким образом ученые, работавшие над проблемами методики изучения биологии, использовали теорию развития биологических понятий как ключевой момент своих исследований. Выдвинутые и обоснованные ими идеи, являются базой для работы в школе, необходимой отправной точкой для дальнейшего совершенствования учебного процесса по биологии.

Рассматривая теорию развития биологических понятий, авторы стремятся к более эффективному разрешению проблемы развития понятий генетики в процессе обучения и выделяют, согласно двум уровням познания, две ступени развития понятий: на первой ступени понятия носят эмпирический характер, а на второй научно-технический. Отсюда эмпирические понятия опираются на данные наблюдения и экспериментов, а теоретические понятия связаны с совершенствованием понятийного аппарата науки и направлены на всестороннее познание объективной реальности в ее существенных связях и закономерностях [4].

Психология внесла значительный вклад в развитие генетики, частности В. В. Давыдов выделил две формы теоретического мышления. Первая включает анализ фактического материала и его обобщение. На основе последнего происходит выделение некой содержательной абстракции, в которой зафиксирована сущность явления. Вторая форма теоретического мышления — восхождение от абстрактного к конкретному.

Применительно к понятиям генетики исходной абстракцией, в которой выражается сущность, специфика конкретных проявлений наследственности и изменчивости, может считаться единица наследственности — ген.

Основная концепция генетики утверждает существование единицы наследственности в виде некоторого фактора, который передается от родителей к потомкам. Понятие «ген» как дискретной единицы, выявляемой менделевским гибридологическим анализом, ввел В. Л. Иоганнсен. С его точки зрения, ген не только эмпирическое обобщение, но и исходная абстракция.

По мнению В. В. Давыдову восхождение от абстрактного к конкретному имеет две взаимосвязанные стороны: содержательное абстрагирование и содержательное обобщение — процесс установления связей между разнородными проявлениями свойств исходной абстракции, обнаружения их всеобщего целостного характера. Произвести содержательное обобщение — это значит найти некую закономерность. Абстракция и обобщение по выражаются в форме теоретического понятия (В. В. Давыдов) [3].

Обобщение закономерностей наследственности позволило выявить некоторые универсальные свойства гена: хранение, передача и фенотипическое проявление наследственных задатков; относительная стабильность, дискретность, линейность, непрерывность генетического материала. Все это — теоретические обобщения, существующие в единстве, которые нельзя отрывать друг от друга и изучать изолированно.

Таким образом, научно-теоретическое понятие ген образуется при восхождении от абстрактного к конкретному, когда происходит мысленная переработка известных фактов.

Понятия генетики, формируемые при изучении темы «Основы генетики» в общеобразовательной школе, имеют традиционную эмпирическую окраску. Принципы методологии развития их таковы: 1 этап — восприятие, II этап — представление и III этап — понятие. Отрицать важность эмпирических понятий не приходится, поскольку наука генетика содержит много фактов и их эмпирических обобщений. Проблема состоит в том, что часто понятия генетики в сознании учащихся остаются на эмпирическом уровне. Отсутствие иерархических связей между понятиями влечет за собой потерю образования, вообще, и генетики, в частности, считают, что эмпиризм знаний школьников — причина их неполноценности.

Поэтому Б. Д. Комиссаров выделяет следующие этапы формирования теоретического понятия: становление исходной целостной абстракции («клеточки»); прослеживание ее связей без разрыва; отражение этих связей в абстрактном определении и, в заключении, — синтез определений. Например, понятие ген формируется сначала как абстракция (единица наследственности), затем конкретизируется на уровне хромосомной теории и развивается до уровня генной [5].

Проблема развития научно-теоретических понятий в «живых процессах мышления» подробно рассматривалась Л. С. Выготским, которая включает в себя этапы развития научно-теоретического понятия: 1. Обозначение понятия с помощью термина. 2. Перенос понятия на новые объекты. 3. Использования понятия в процессе свободного ассоциирования. 4. Применение понятия в образовании суждений [3].

Обозначение понятия с помощью термина — весьма существенный момент. Термин используется в качестве средства произвольного направления внимания, абстрагирования, выделения отдельных признаков, их синтеза и символизации с помощью знака. Понятие реализуется в термине, а сам термин, в свою очередь, входит в определение понятия.

Образование понятия начинается с того момента, когда учащийся осваивает новый термин, который является носителем научного понятия. В этом случае представляется необходимым предусмотреть опасность «голого» вербализма, имитирующего наличие научно-теоретического понятия. Если учащиеся усваивают не понятие, а его название, запоминают термин, но оказываются несостоятельными перед всякой попыткой осмысленного применения знания, — это показатель эмпирического уровня развития понятия. Но если эмпирические и научно-теоретические понятия совпадают, но за ними лежат разные интеллектуальные операции. Решающее значение для развития научно-теоретических понятий имеет не память или внимание, а то, насколько учащийся пользуется этой памятью и какую роль она выполняет. Процессы развития научно-теоретических понятий генетики (операции перенесения понятий на новые объекты или восхождение) предполагают деятельность логической памяти, произвольного внимания как функцию структурирования воспринимаемого. В сознании учащихся образуется новая структура обобщения или процесс сведения информации. Благодаря этому преобразуется структура всех прежних понятий [4].

Новое понятие, новое обобщение возникает не иначе как на основании предшествующего. Это выступает очень отчетливо в том обстоятельстве, что параллельно с нарастанием генетических обобщений идет нарастание осознания и произвольности понятий генетики. Нарастание свободы оперирования понятиями по мере роста обобщений объясняется возможностью обратного движения от высшей ступени к низшей, содержащейся в высшем обобщении. Низшая операция рассматривается как частный случай высшей. Таким образом, новая ступень обобщения возникает как обобщение обобщений. Прежняя работа мысли, выразившаяся в обобщениях на предшествующих ступенях, не аннулируется и не пропадает зря, а включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую работу мысли.

К высшей ступени развития научно-теоретических понятий относится явление эквивалентности, которое когда всякое понятие подразумевает бесчисленное количество способов с помощью других понятий. Научно-теоретический уровень развития понятий дает, таким образом, возможность интеллектуального запоминания, когда достаточно один раз понять принцип — закон наследования, чтобы в дальнейшем уметь проанализировать какое-либо явление наследственности (Л. С. Выготский) [3].

Вышеизложенное позволяет сделать выводы, что главным отличием эмпирических понятий от научно-теоретических является их рядоположение, потеря иерархии, то, что они даны вне системы. Результатом этого становится констатирующий характер суждений, утрата возможности движения в суждениях от высших понятий к низшим и наоборот. Кроме того, научно-теоретическое понятие предполагает то, что называется абстрагированием — умение рассматривать отдельные элементы содержания понятия вне их связи с конкретным что нельзя наблюдать в эмпирическом понятии, так как в нем на первый план выступает конкретная ситуация, являющаяся в сознании учащихся.

Вышеизложенное позволяет делать следующие выводы, что

— генетика стала сердцевиной всех биологических наук;

— движущая сила процесса обучения и развития — планомерное формирование и развитие понятий;

— в формировании генетических понятий большую роль сыграла теория развития биологических понятий и учения в психологии.

Литература:

  1. Биологический энциклопедический словарь. Издательство -«Советская энциклопедия», 1986. — 894 с.
  2. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. — М.: Просвещение, 1976. — 384 с.
  3. Нгуен Динь Ням. Формирование и развитие у учащихся генетических знаний в процессе обучения общей биологии в общеобразовательных школах Вьетнама: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 1998–148 c.
  4. Сезонова Татьяна Владимировна. Методика развития понятий об абиотических и биотических факторах в школьном курсе биологии: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.02: Орел, 2002–134 c.
  5. Мягкова, А. Н. Методика обучения общей биологии: пособие для учителя /А. Н. Мягкова, Б. Д. Комиссаров. — М.: Просвещение, 1985. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): генетик, ген, знание, исходная абстракция, признак, процесс обучения, развитие, сознание учащихся, теория развития, учебный материал, этап.


Ключевые слова

понятие, генетика

Похожие статьи

Отражение проблемы развития самостоятельной деятельности...

Развитие самостоятельной деятельности учащихся при обучении биологии имеет свою историю становления и свои традиции в

К.Д. Ушинскому также глубоко импонировала идея самодеятельности учащихся в обучении. Ее он противопоставлял скуке, как источнику...

История зарождения и развития классической и неклассической...

Даная работа раскрываются основные этапы развития классической и неклассической науки и

Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а

Каждая отрасль знания проходит схожие этапы становления и совершенствования, хотя...

Реализация идей Л. С. Выготского в теории... | Молодой ученый

При этом этапы усвоения знаний нельзя отделять от этапов усвоения деятельности.

И если мы хотим сформировать у учащихся полноценные умственные действия, то должны развернуть процесс

Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци...

Основные компоненты структуры исследовательских...

Для приобщения всех учащихся в процесс творческого познания необходимо включать в

Учебно-исследовательские умения (такие как видение проблемы, выдвижение гипотезы

Интеллектуальные умения являются основой формирования учебных исследовательских...

Психологические теории обучения организации учебной...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной... проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по...

Научная картина мира в языке младшего школьника

Развитию целостного образа мира способствует прежде всего активная позиция младшего

Все это требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.

Учебно-трудовая и общественная деятельности вовлекают учащихся в широкий круг...

Деятельностный подход как теоретико-методологическое...

Ведущим теоретико-методологическим основанием формирования универсальных учебных действий выступает

компьютерное обучение, информационная технология обучения, процесс обучения, действие, учебный материал, учебная деятельность, принцип, знание...

Предпосылки исследования эволюционирования способов...

Эти знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании и являются важной основой

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития

С развитием человечества появлялись и накапливались все новые знания.

Похожие статьи

Отражение проблемы развития самостоятельной деятельности...

Развитие самостоятельной деятельности учащихся при обучении биологии имеет свою историю становления и свои традиции в

К.Д. Ушинскому также глубоко импонировала идея самодеятельности учащихся в обучении. Ее он противопоставлял скуке, как источнику...

История зарождения и развития классической и неклассической...

Даная работа раскрываются основные этапы развития классической и неклассической науки и

Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а

Каждая отрасль знания проходит схожие этапы становления и совершенствования, хотя...

Реализация идей Л. С. Выготского в теории... | Молодой ученый

При этом этапы усвоения знаний нельзя отделять от этапов усвоения деятельности.

И если мы хотим сформировать у учащихся полноценные умственные действия, то должны развернуть процесс

Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци...

Основные компоненты структуры исследовательских...

Для приобщения всех учащихся в процесс творческого познания необходимо включать в

Учебно-исследовательские умения (такие как видение проблемы, выдвижение гипотезы

Интеллектуальные умения являются основой формирования учебных исследовательских...

Психологические теории обучения организации учебной...

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной... проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Основные категории педагогики — развитие, воспитание...

Развитие человека — это процесс становления его личности под влиянием внешних и

Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных

Обучение — это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по...

Научная картина мира в языке младшего школьника

Развитию целостного образа мира способствует прежде всего активная позиция младшего

Все это требует развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать.

Учебно-трудовая и общественная деятельности вовлекают учащихся в широкий круг...

Деятельностный подход как теоретико-методологическое...

Ведущим теоретико-методологическим основанием формирования универсальных учебных действий выступает

компьютерное обучение, информационная технология обучения, процесс обучения, действие, учебный материал, учебная деятельность, принцип, знание...

Предпосылки исследования эволюционирования способов...

Эти знания основываются на здравом смысле и обыденном сознании и являются важной основой

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития

С развитием человечества появлялись и накапливались все новые знания.

Задать вопрос