Инклюзия как новая форма образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 19.06.2021

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Огольцова, Е. Г. Инклюзия как новая форма образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е. Г. Огольцова, У. С. Катаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 429-431. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82630/ (дата обращения: 18.01.2022).



Инклюзией называется процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзивное образование, следовательно, является процессом развития общего образования, который предполагает доступность образования для всех, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья. И. Д. Украинцева пишет о том, что после окончания Второй мировой войны человечество стало стремиться к гуманизации общественной жизни [2]. Автор работы подчёркивает, что одним из шагов в этом направлении стало создание ООН, которая приняла большое количество международно-правовых актов о правах человека, повлиявших на ситуацию с детьми-инвалидами.

До середины 60-х гг. предполагалось, что человеку с особенностями развития необходимо долгосрочное лечение в специализированном учреждении, однако это приводило к его изоляции, отсутствию условий, способствующих гармоничному развитию личности, нередко и жестокому обращению с обитателем подобного учреждения. Всё это было признано ничем иным, как грубейшим нарушением прав человека.

И. Д. Украинцева пишет: «Реальные перемены в идеологии и практике стали происходить в середине 1960-х гг. в связи с расформированием государственных учреждений опеки и психиатрических больниц, в которых содержались люди с отклонениями в развитии» [2]. С этого момента дети с особенностями развития стали интегрироваться в среду обычных сверстников. Нужно признать, что процесс интеграции предъявляет требования к обществу, которое должно было отныне изменить отношение к такому ребёнку, и к самому ребёнку, так как ему нужно учиться, мобилизовав для этого свои силы. С середины 1980-х гг. стало уделяться внимание адаптации среды к возможностям человека с особенностями в развитии, созданию системы социальных связей, которые бы способствовали развитию его способностей, ведь они могут быть востребованы в том месте, где человек живет, учится или работает.

Экскурс в историю даёт возможность И. Д. Украинцевой говорить о том, что инклюзивное образование предполагает не только определённые усилия со стороны ребёнка с инвалидностью, но и создание благоприятных условий для его интеграции в социум. Одним из них является толерантное отношение общества к нему.

И. Д. Украинцева пишет, что введение инклюзивного образования основывается на понимании: человек имеет право на образование. Это справедливо по отношению к нему. Автор работы утверждает: «В различных правовых документах международного значения, например Конвенции по правам ребенка, Саламанской декларации, 1994 и др., принятых в Российской Федерации, говорится о защите прав детей с особыми потребностями от всех видов дискриминации, о предоставлении им равных условий во всех сферах жизнедеятельности. Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [2], граждане Российской Федерации имеют равные возможности в получении образования» [2]. Автор работы с сожалением констатирует, что в общеобразовательных школах, средних и высших профессиональных образовательных учреждениях не созданы соответствующие условия для обучения детей с ограниченными возможностями, продолжают функционировать наличествуют специальные школы, выделяется недостаточно квотированных мест для лиц с ОВЗ в организациях.

И. Д. Украинцева как эффективный способ борьбы с дискриминацией людей с инвалидностью обозначает установку общеобразовательных школ на инклюзию. Автор работы считает, что таким образом можно формировать добрые отношения в школьных сообществах, строя социум, приемлемый для всех, и в то же время предоставляя возможности всеобщего образования.

Е. В. Донгаузер и С. А. Частухина подчёркивает, что инклюзивное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья — это сравнительно новый подход к проблеме для российского общества [1]. Изучая реализацию его, авторы пишут, что немного вузов ориентировано на обучение лиц с особенностями развития. В подобных вузах Российской Федерации, по статистическим данным, обучаются около 4 % студентов из числа лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Статистические данные по стране на момент написания работы указывали, что в Российской Федерации проживает около 10 миллионов инвалидов. При этом трудоустроены на постоянной основе только 13–15 % из них. Авторы работы причины сложившейся ситуации видят в несовершенстве законодательства по трудоустройству лиц с инвалидностью, приоритеты рыночной экономики и работодателей. В результате сегодня лица с ОВЗ испытывают сложности при устройстве на работу, которая бы позволила им иметь достойную заработную плату. Лишь 60 процентов специалистов с ОВЗ, получивших высшее образование, имеют занятость.

Вместе с тем авторы работы отмечают, что образовательный процесс в учебных заведениях реализуется с помощью современных визуальных, аудио и информационно-коммуникативных технических средств, которые улучшают учебный процесс. Высшие учебные заведения, обучающие студентов с ОВЗ, внедряют подобные специальные средства, позволяющие успешно обучаться людям с различными видами физических отклонений. Е. В. Донгаузер и С. А. Частухина подчёркивают: «Ориентированность высших учебных заведений на выпуск и размещение учебников и пособий для лиц с особыми образовательными потребностями является важным фактором создания совместной образовательной среды и доступности образования» [1]. Ссылаясь на исследования В. В. Волковой и Е. В. Михальчи, авторы утверждают, что недостаточное финансирование инклюзивного образования в вузах препятствует возможности приобретения и применения технических средств и возможности разработки новых аппаратов.

Е. В. Донгаузер и С. А. Частухина обращают внимание на то, что вузы, выбравшие инклюзию, должны понимать, что студенты с ОВЗ могут испытывать трудности из-за физической недоступности окружающей среды. Кроме того, не все преподаватели высшей школы владеют компетенциями для работы со студентами, имеющими некоторые отклонения в развитии. Поэтому таким преподавателям необходимо пройти обучение на курсах, приобретая знания, формируя навыки работы со студентами, у которых особые образовательные потребности.

В процессе обучения в вузе нужно учитывать психологические особенности студентов с инвалидностью и препятствия, которые могут возникнуть при совместном обучении данной категории обучающихся с другими обучающимися. Поэтому авторы работы рекомендуют включать студентов с ОВЗ студентов в различные культурные программы, привлекать к посещению и проведению мероприятий, организовывать с ними экскурсии, круглые столы, создавать клубы для общения студентов с инвалидностью и т. д.

Е. В. Донгаузер и С. А. Частухина полагают, что необходимо проводить просветительскую работу с учащимися по вопросам совместного обучения, для того чтобы остальные студенты могли оказать поддержку однокурсникам с особыми потребностями. Авторы работы считают, что нужно использовать социальную рекламу инклюзивного образования, которая будет иллюстрировать его основные принципы.

В качестве примера реализации инклюзии Е. В. Донгаузер и С. А. Частухина приводят Свердловскую область, участвующую в государственной программе РФ «Доступная среда» к 2017 году уже более пяти лет. Авторы пишут, что область каждый год находит новые финансовые и ресурсные возможности для создания доступной среды для лиц с ОВЗ. Уральский государственный педагогический университет в 2017 году обучал около 20 студентов с ОВЗ.

Авторы пишут: «Одним из направлений программы развития УрГПУ является создание условий для получения образовательных услуг на различных уровнях образования (бакавриат, магистратура, аспирантура) различными категориями обучающихся, в том числе обучающимися с ОВЗ и инвалидов через создание доступной среды. И основной формой организации педагогического процесса в вузе является интегрированное обучение инвалидов, т. е. все студенты обучаются в смешанных группах, что дает возможность постоянно общаться со сверстниками и эффективнее адаптироваться в обществе» [1].

Авторы работы отмечают, что в вузе осуществляет деятельность Центр психолого-педагогического и информационного обеспечения образования студентов-инвалидов, способствуя успешной интеграции студентов с ОВЗ в учебный процесс. Кроме того, здесь создаются условия, обеспечивающие доступную среду.

Таким образом, можно утверждать, что сегодня вводится инклюзия как новая форма образования для лиц с ОВЗ. Опыт показывает, что современное общество не всегда демонстрирует готовность относиться к людям с инвалидностью как к равноправным членам общества, не всегда можно говорить о наличии материально-технических условий для беспрепятственного передвижения и эффективного обучения лиц с инвалидностью, однако определённая работа в этом направлении осуществляется.

Литература:

  1. Донгаузер Е. В. Современное состояние инклюзивного образования в системе высшего образования России / Е. В. Донгаузер, С. А. Частухина // Высшее образование в России: история и современность: сборник научных трудов / науч. ред. М. А. Дьячкова; отв. ред. О. Н. Томюк. — Екатеринбург: УрГПУ, 2017. — С. 124–130.
  2. Украинцева И. Д. Инклюзивное образование как новая форма жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья / И. Д. Украинцева // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — No5. — С. 101–104
Основные термины (генерируются автоматически): автор работы, инклюзивное образование, Российская Федерация, доступная среда, инвалидность, студент, ограниченная возможность здоровья, особенность развития, совместное обучение, учебный процесс.


Задать вопрос