Проблемы правового регулирования налогового контроля и формы его реализации в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Харькавая, Ю. А. Проблемы правового регулирования налогового контроля и формы его реализации в Российской Федерации / Ю. А. Харькавая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 222-224. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82613/ (дата обращения: 26.01.2022).



Вданной статье рассматриваются проблемы правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации. Целью исследования является разработка мер по совершенствованию налогового контроля в Российской Федерации. Объектом научного исследования выступают общественные отношения между налоговым аппаратом и налогоплательщиками складывающиеся в процессе осуществления налогового контроля.

Ключевые слова: налоговый контроль, мероприятия налогового контроля, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налоговое правонарушение, налоговые органы.

Налоговые органы Российской Федерации составляют централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В систему налоговых органов РФ входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС Российской Федерации), и его территориальные органы.

Деятельность налоговых органов осуществляется в рамках их компетенции, представляющей собой установленную нормативными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятельности, а также полномочий по применению мер ответственности.

Основную форму налогового контроля представляет собой проверка, которая включает в себя комплекс мер, применяемых уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением налогового законодательства, путем анализа отчетных данных предоставляемых налогоплательщиком и его фактической финансово-хозяйственной деятельностью.

Следовательно, полноправными субъектами, обладающими правами на проведение налоговых проверок в отношении всех обязанных лиц являются налоговые органы.

Частью любого субъекта права и его правового статуса является возлагаемая на него ответственность, налоговые органы и их должностные лица не исключение. Они также несут юридическую ответственность в случае нарушения законных интересов участников налоговых правоотношений, в процессе осуществления своей деятельности.

Необходимо различать ответственность налоговых органов как государственных организаций, и ответственность их должностных лиц, так как порядок применения ответственности в данных случаях абсолютно разный.

В соответствии со ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за причиненные налогоплательщикам убытки, по причине неправомерных действий и принятых решений, или умышленного бездействия уполномоченных органов. Согласно Закону «О налоговых органах РФ», убытки, причиненные налогоплательщикам должностными лицами, подлежат возмещению в установленном порядке.

Согласно ст. 35 НК РФ причиненные убытки вследствие неправомерных действий уполномоченного органа возмещаются за счет федерального бюджета, в установленном НК порядке. Таким образом, можно сделать вывод, что действительным субъектом ответственности выступает государство. Ст. 35 НК РФ и Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» установлена ответственность должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, они привлекаются к материальной, дисциплинарной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Таким образом, нормативно-правовая база о налогах и сборах носит отсылочных характер, так как порядок применения ответственности к должностным лицам налоговых органов регулируется законодательством других отраслей права.

Одной из основных форм налогового контроля является камеральная проверка, предметом которой выступает проверка того, насколько достоверно произведен расчет по тем, или иным налогам, а также корректность примененного вычета или возврата.

Данный вид проверки выполняет две основные задачи налогового контроля, во-первых, проверка правильности арифметических расчетов и достоверности сведений, отраженных в налоговой отчетности, а также на основании сведений, имеющихся в налоговом органе или полученных с помощью внешних источников, во-вторых, целенаправленный отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки.

Камеральная налоговая проверка, является одним из основополагающих элементов налогового контроля, целью которого является проверка соблюдения налогового законодательства на основе предоставленных налогоплательщиком деклараций. Более того, тщательный отбор кандидатов на этапе камеральной проверки является залогом успешного проведения выездной налоговой проверки, что в результате дает рост эффективности налогового контроля в целом.

Выездная налоговая проверка — это один из самых эффективных форм налогового контроля. Предметом выездной проверки выступает правильность исчисления налогов и своевременность их уплаты. Основная цель выездной налоговой проверки — это контроль за правильностью, своевременностью и полнотой уплаты налогов. В ходе такой проверки проводится анализ не только бухгалтерской отчетности налогоплательщика, но и фактического состояния объектов налогообложения. Разнообразные методы контрольной деятельности позволяют получить уполномоченному органу более точную и развернутую информацию о хозяйственной деятельности налогоплательщика, тем самым делая выездную налоговую проверку более эффективной формой налогового контроля. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются нарушения налогового законодательства, обусловленные злоупотреблением и уклонением налогоплательщика от уплаты налогов.

Процесс проведения выездной налоговой проверки является многоэтапным и сложным явлением. Правильное оформление сопутствующих документов со стороны налоговых органов играет здесь большую роль. Наличие нарушений в оформлении документов может быть использовано против проверяющей стороны грамотными и опытными налоговыми юристами и налоговыми адвокатами, и помочь успешно обжаловать итоги проведенной ВНП.

Наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает именно при проведении налоговых проверок.

Выездная налоговая проверка наиболее «тяжело переносится» налогоплательщиком, так как связана с необходимостью присутствия сотрудников налоговых органов на проверяемом предприятии и истребованием первичной документации налогоплательщика, что в свою очередь, может серьезно повлиять на текущую работу предприятия. Зачастую причиной возникновения конфликтов является плохая информированность налогоплательщиков о содержании и процедуре налоговых проверок. Поэтому налогоплательщикам так необходимо быть осведомленным и компетентным в этой области. Знание налогоплательщиком прав и обязанностей как своих, так и проверяющей стороны, позволит активно участвовать в проведении проверки, в ходе определения результатов, вынесения решения по проведенной налоговой проверке и привлечении или не привлечении к ответственности при выявлении каких — либо нарушений законодательства.

Несмотря на активное реформирование и нововведения в различных областях экономики Российской Федерации, некоторые проблемы остаются неизменными, например, проблемы в системе налогового контроля. На сегодняшний день в системе налогового администрирования образовалась проблема стабильного развития.

За последние годы в системе налогового контроля Российской Федерации были реализованы новейшие методологические основы контрольной деятельности. Данные реформы позволили уполномоченным органам более результативно проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция к проведению углубленных камеральных проверок, которые обеспечивают проверку дополнительных сведений о налогоплательщике, а также исследование важных бухгалтерских документов. При проведении такой проверки трудозатраты значительно ниже, чем при проведение выездных налоговых проверок, так как налоговый инспектор не выезжает предприятие, а готовит документы в налоговой инспекции.

Более того, переход на электронную систему обработки документов, позволил автоматизировать камеральные налоговые проверки, т. к. система дает возможность осуществлять арифметический и логический контроль налоговой отчетности. При этом качество камерального контроля обеспечивает эффективность выездного контроля, так как по результатам камерального анализа осуществляется отбор налогоплательщиков, к которым на места выезжают работники налоговых органов.

Эффективное осуществление налогового контроля в Российской Федерации является одним из самых важных способов обеспечения нормального экономического функционирования государства, следовательно организация налогового контроля и внедрение новых методов тактики его проведения позволит обеспечить бюджет Российской Федерации дополнительными средства, поступающими в бюджеты различных уровней. Кроме того, эффективный налоговый контроль позволит защитить права и законные интересы добросовестных налогоплательщиков.

Таким образом, проблема совершенствования налогового контроля обусловлена тем, что в настоящее время налоговое законодательство не совершенно, а его постоянные изменения не способствуют созданию стабильной налоговой системы.

В целях совершенствования налогового контроля и администрирования налоговые органы в обязательном порядке должны усилить работу аналитической составляющей своей деятельности. Именно аналитика позволяет стимулировать налогоплательщика к добровольному исполнению своих налоговых обязанностей.

Также, следует отметить, что для обеспечения эффективного осуществления налогового контроля необходимы изменения в Налоговом Кодексе, а именно в части правовых и организационных основ контрольной деятельности уполномоченных органов. Одним из важнейших пунктов совершенствования методов регулирования налогового контроля должно выступать изменение правового положения должностных лиц налоговых органов.

С целью повышения показателя результативности контрольных мероприятий налоговых органов, необходимо усовершенствование налоговых процедур по применению административно-налоговых санкций. Наиболее важный фактор эффективности контрольных мероприятий налоговых органов — совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

На сегодняшний день, в сложившихся, на современном этапе экономического развития страны, условиях массовых нарушений налогового законодательства и роста числа недобросовестных плательщиков, проблема отбора кандидатов для проведения контрольных мероприятий приобретает особую значимость.

Чтобы обеспечить финансовую безопасность страны необходимо формирование специальных условий функционирования финансовой системы в целом, при которых будет исключена малейшая возможность развития коррупции и злоупотребления должностными полномочиями на местах.

Также для улучшения налогового контроля в Российской Федерации важную роль играет повышение налоговой культуры в обществе. Более того, развитие налоговой грамотности и повышение налоговой культуры населения необходимо начинать с раннего возраста и осуществлять информационную работу со школьной скамьи.

Таким образом, применение рассмотренных выше мероприятий позволит повысить результативность контрольных мероприятий налоговых органов, что, соответственно, повысит собираемость налогов в целом по стране.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 20.04.2021)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 09.03.2021)
  3. Грачева Е. Ю., Харина Л. Я. Правовое регулирование бюджетного контроля в Российской Федерации: Курс лекций., 2019г.
  4. Химичева Н. И. Финансовое право: Учебник, издательство «Проспект» 2019
  5. Ляпин А. Е. Статистический анализ налоговой преступности в России: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.12 / Ляпин Андрей Евгеньевич, 2019.
  6. Бурсулая Т. Д. Налоговый аудит: Учебник, издательство М.:КноРус, 2019.
  7. Тютюрюков Н. Н. Теория налогов: Учебник, издательство М.:Прометей, 2020.
  8. Никифорова Н. А. Налоговый анализ: Учебник, издательство М.:КноРус, 2020.
  9. https://www.elibrary.ru/project_free_access.asp [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека
  10. https://scientificmagazine.ru/ [Электронный ресурс] Издательство Проблемы науки
Основные термины (генерируются автоматически): налоговый контроль, Российская Федерация, выездная налоговая проверка, орган, налоговое законодательство, проверка, налогоплательщик, ответственность, проведение, РФ.


Задать вопрос