В данной статье описываются варианты применения метода моделирования в эколого-педагогическом процессе в ДОО.
Ключевые слова: ребенок, модель, метод моделирования, дошкольный возраст.
Для изучения отдельных объектов, предметов природы с детьми можно создавать разнообразные модели, позволяющие дошкольникам больше углубляться в мир природы, узнать существенные стороны, характеристики того или иного предмета окружающего мира. Благодаря методу моделирования ребенок начинает смотреть по-новому на окружающее, делать для себя новые открытия. Демонстрация моделей способствует тому, что дети способны успешно осуществлять систематизацию и обобщение знаний о природе [1, с. 10–12].
В экологическом образовании детей дошкольного возраста воспитатели используют разные виды моделей.
— Предметное моделирование чаще всего доступно для детей старшего дошкольного возраста. С ними можно сделать, например, из папье-маше на воздушном шарике глобус (предметную модель Земли). Данная модель будет способствовать получению новой информации поэтапно. Это можно сделать так: в течение учебного года глобус постепенно усовершенствовать, а именно: приклеивать острова, материки, прорисовывать моря, горы, обозначать страны, наклеивать фигурки животных на определенные участки Земли, где они обитают. На каждом этапе необходимо устанавливать четкую задачу. Обычно путешествие по глобусу у дошкольников вызывает колоссальный интерес [7, с. 37–51].
Создание картонных моделей воспитателями в детских садах — наиболее частое явление. Демонстрация таких моделей помогает детям усвоить, например, отпугивающую, маскировочную, разноцветную защитные окраски покровов разных представителей животного мира [6, с. 224].
Можно выполнить две модели лесного зайца (какой он зимой, какой он летом), имеющий маскировочный окрас. Наглядный пример поможет детям разобраться в том, что при смене сезона года, происходят изменения и в животном мире. Как только наступает весна, так зайцы меняют свои шубки с белого на серый цвет. Это необходимо для того, чтобы защититься от врагов, зимой заяц сливается со снегом, а весной, летом и частично осенью он серый. Будь заяц серым, не так виден среди молодой поросли или среди опавших листьев [4, с. 13–25].
Таким образом, использование картонных моделей способствует нахождению ребенком очевидной связи, скрытой раннее от его восприятия, между средой обитания живых существ и их строением, приспособлением.
Необходимо включать в момент познавательной деятельности детей те предметные модели, с которыми легко будет совершать практические действия [1, с. 10–12].
Привлекающую яркостью модель попугая можно сделать из цветной бумаги, а модель хищной птицы — из черной. Данных птиц можем расположить на искусственных ветках, сделанных из проволоки. Хищную птицу можно прикрепить с помощью резинки к ветке и продемонстрировать, как нападает она на свою жертву сверху. Охоту животных почти невозможно увидеть в диких условиях дошкольникам (им этого видеть и не нужно), поэтому моделирующая деятельность в данном случае оказывается достаточно актуальной [4, с. 13–25].
— Предметно-схематическая модель позволяет детям обобщать представления о классах животных. Когда знакомим детей, например, с классом «птицы», необходимо направлять их внимание на характерные особенности данных птиц, а именно на их окрас, величину, на характер клюва, конечностей. Это позволяет выделить общие признаки для всех птиц — имеют перьевой покров, два крыла, две ноги и клюв. Данные существенные признаки называют моделью . Исходя из этого, дети могут сделать для себя обобщенный вывод: «Птицы — это животные, которые имеют рот в виде клюва, у которых два крыла, чтобы летать и две ноги, чтобы ходить, тело покрыто перьями» [2, с. 25–32].
Для формирования обобщенных представлений о зверях поможет другая модель , так как звери — это животные, имеющие рот в виде пасти с острыми зубами, их тело покрыто шерстью, имеют четыре ноги, рождают своих детенышей и вскармливают своим молоком (млекопитающие) [6, с. 224].
Чтобы сформировать обобщенное представление о классе «растения» используют предметно-схематическую модель. Растения — это живые существа, имеющие корень для питания, стебель для передачи питательных веществ из земли другим органам, и листья, улавливающие свет, необходимый для дыхания; они живут на поверхности земли, не способны к передвижению [1, с. 10–12].
Через факторы среды определяется жизнь растений и животных. Для представления их, используют модель, которая характеризует состояние данных факторов летом и зимой [3, с.150–152].
— Графические модели передают условные, обобщенные признаки и связи явлений природы. Например, календарь погоды, календарь наблюдений за ростом живых существ, календарь наблюдений за птицами, календарь наблюдений за сезонными явлениями природы, таблица фиксации продолжительности дня [5, с. 63–75].
После прогулки необходимо вместе с детьми сделать отметки в вашем календаре. Моделирование погоды производится в полном соответствии с наблюдением рисунками и значками [3, с. 150–152].
При формировании понятия «рыба» детьми старшей дошкольной группы используется схема, на которой отмечают: форму тела, среду обитания, жаберный способ дыхания, строение конечностей рыбы в виде символов [6, с. 224].
Таким образом, использование моделей в эколого-педагогическом процессе обучения детей дошкольного возраста оказывает большое воздействие на всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста. С помощью моделирования дети способны разобраться во многих непонятных для них явлениях, увидеть те природные процессы, которые не доступны для их обозрения в повседневной жизни. Можно смоделировать все возможные ситуации поведения животных, через которые ребенок вынесет собственные выводы о том, с какими животными можно дружить, с какими нет.
Литература:
- Акимова Е. В., Комиссарова Л. В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 10–12.
- Васильева Е. В., Крайнова М. В., Муканова А. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1. — С. 25–32.
- Григорьева О. Н. Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 150–152.
- Дыбина О. В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, 2015. — С. 13–25.
- Киселева Г. М. Теория и методика экологического образования дошкольников. — Шадринск, 2015. — С. 63–75.
- Михеев В. И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике/ В. И. Михеев. — М.: Красанд, 2010. — 224 с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания детей. — М.: Академия, 2010. — С. 37–51.