Динамика репрезентации концепта «россияне» в государственном дискурсе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Захаров, О. А. Динамика репрезентации концепта «россияне» в государственном дискурсе / О. А. Захаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82587/ (дата обращения: 29.03.2024).



Использование в речи слова «россияне» всегда отличалось от использования слова «русские». Это составляет одну из актуальных для современной России тем — идентификацию населения. Данная работа сосредоточена на изучении репрезентации политического концепта «россияне» в государственном дискурсе в период с 1991 по 1999 год. Автор исходит из предпосылки о том, что концепт «россиян» при президентстве Б. Н. Ельцина имел несколько смыслов, изменения которых были обусловлены конкретным механизмом. Иными словами, часто не принимается во внимание разница репрезентации концептов при разных президентских сроках.

Ключевые слова : россияне, строительство нации, политоним, Б. Н. Ельцин, федерализм.

После такой «критической развилки», как распад СССР, которая повлекла за собой исчезновение концепции советского человека, жители России формально стали россиянами. Современные исследователи сошлись в консенсусе, что это была своеобразная лексическая форма, призванная заполнить образовавшийся идеологический вакуум. Тем не менее, в данную лексическую форму постепенно привносились различные смыслы за счет многообразных, в том числе дискурсивных практик. В данной статье мы сосредоточим внимание на том, как государство и президент Ельцин изменяли свой ответ на вопрос «кто такие россияне?».

Для этого был задействован метод process tracing [1], который позволяет отследить причинно-следственные связи в рамках отдельно взятого кейса, и посмотреть на содержимое «черного ящика», которым представляется динамика репрезентации рассматриваемого концепта. Динамика происходила с позиции государственного дискурса, под которым в статье понимаются прежде всего нормативные документы, которые закрепляют официальную трактовку различных терминов, а также публичные выступления президента (в частности, Послания Федеральному Собранию РФ), которые определяют идеологический вектор развития страны.

В соответствии с реализацией метода, был сформулирован причинно-следственный механизм. Он предполагает, что репрезентация «россиян» трансформировалась, так как Б. Н. Ельцин реализовывал разные политические стратегии.

На заре политической карьеры перед Б. Н. Ельциным стояли очевидные задачи: заручиться наиболее электоральной поддержкой и в дальнейшем легитимизировать свое избрание. Обращение к гражданам страны как единому целому в такой ситуации является крайне актуальным и соответствующим для выполнения подобных задач инструментом. Соответственно, первое задокументированное публичное применение обращения «россияне», которое прозвучало в ходе выступления Ельцина перед жителями г. Новокузнецка во время поездки по Кузбассу [2] (хотя более известно обращение на митинге у Дома Советов РСФСР [3]) можно рассматривать в качестве политической технологии. Она в свою очередь породила новую идентичность, которая представлялась как общенациональный консенсус: кандидат Ельцин рассчитывал на поддержку не конкретных групп населения, а на всех жителей страны — россиян. На момент 1991 года это был самостоятельный инструмент национальной консолидации и мобилизации электоральной поддержки населения . На это указывают как отечественные [4], так и зарубежные [5, c. 145] исследователи.

Дальнейшие упоминания «россиян» в государственном дискурсе при Б. Н. Ельцине могли быть обусловлены изменением характера отношений между субъектами и федеральным центром. После того, как Б. Н. Ельцин был избран президентом РСФСР (и впоследствии РФ) в 1991 году, ему предстояло сохранить территориальную целостность страны, что ставило вопрос о снижении темпов регионализации в России. Эта политическая стратегия отразилась в смене модели отношения центр-регионы: перевес в сторону регионов должен был быть смягчен [6, c. 568]. В первые 2 года правления Ельцина были предприняты попытки имплементации инструментов политического контроля над регионами: таковыми являлись введение института губернатора и института полномочного представителя Президента РФ. Исследователями отмечается, что уже с начала 1992 года заметно снижение территориально-политической асимметрии [6, c. 568]. Говоря о регионализации, стоит отметить, что она проявлялась не только в политическом стремлении регионов быть независимыми от центра игроками, но еще и в усилении региональной идентичности. В соответствии с этим, приобретение новых смыслов и дальнейшая трансформация формального политонима в концепт, наделенный определенными смыслами, была обусловлена необходимостью создания своеобразного противовеса региональной идентичности — общенациональной рамки, которая включала в себя все этносы России. В тот же период были осуществлены меры, которые несли в себе большую символическую значимость: в 1991 году РСФСР переименована в Российскую Федерацию, в 1992 году начал работу Государственный комитет по национальной политике, в 1993 году принят закон «О гражданстве РФ». Тогда же вступает в силу Конституция РФ, согласно которой носителем суверенитета является «многонациональный народ», все граждане вне зависимости от этнической принадлежности. Дальнейшее использование «россиян» в качестве самоназвания народа представляется в виде компромисса относительно самоназвания населения РФ, призванного снизить риски дестабилизации политической и ситуации в стране . Вместе с этим стоит также и отметить этнополитическую долю в такой репрезентации: в свете вышеописанного использования инструмента внимание к вопросу взаимоотношений жителей разных субъектов федерации демонстрирует институционализированная Ельциным национальная политика в форме Государственного комитета по национальной политике и принятой в 1996 году Концепции государственной национальной политики. Деятельность государственного комитета (а в дальнейшем министерства) национальной политики в 1990-е годы впервые затронула вопросы «взаимодействия различных этносов в делах формирования укрепления духовной общности россиян» [7], что привносит смысл регулирования межэтнических отношений.

Концепция национальной политики провозглашала одним из главных политических вызовов «развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства». Основными целями концепции значились «достижение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям», а также «формирование и распространение идей духовного единства». В документе сделан упор именно на российскую нацию, уже концепт «россияне» фигурирует в документе 3 раза.

Стоит отметить, что частота употребления рассматриваемого концепта в законодательстве в период с 1991 по 1999 год все же характеризуется как низкая. В Конституции «россияне» не фигурируют, в федеральных законах упомянуты лишь в одном — «О днях воинской славы и памятных датах Россию» (№ 32-ФЗ от 13 марта 1995 г.). В других источниках (подзаконных актах) слово россияне использовалось, например в шести указах президента РФ, которые были подписаны Ельциным [8]. Также существовал еще один смысл, вкладываемый Президентом в обращение — «соотечественники». Ельцин ставил это обращение в один ряд с «россиянами» [3].

Исходя из вышеизложенных фактов, можно заключить, что в период с 1991 по 1999 год в ходе вышеописанных событий политоним «россияне» приобретал в государственном дискурсе новые смыслы и акцентуации, в частности этнополитические, что постепенно переводило его в разряд концепта. Меры и концептуальные положения, примененные к понятиям «россияне» и «российская нация», были направлены на закрепление национальной политики и противодействия этническим конфликтам в контексте снижения территориально-политической асимметрии. Рассмотренный причинно-следственный механизм можно считать истинным, поскольку он прошел проверку 3 из 4 логических тестов в рамках метода process-tracing. Единственным исключением является тест «двойное подтверждение», для его прохождения необходимо самостоятельное доказательство, которое подтвердило бы логику причинно-следственного механизма. Такое доказательство должно иметь вид заявления Б. Н. Ельцина или же упоминания в государственном дискурсе о коренных отличиях проводимых им политических стратегий. Но, поскольку такового не было обнаружено, гипотеза не проходит данный тест, что, впрочем, не является препятствием для истинности предложенного механизма [1, с. 138].

Для более глубокого погружения также необходимо рассмотреть и идеологические представления президента Ельцина относительно судьбы страны и ее места в мире.Президентство Бориса Николаевича было ознаменовано либерально-демократическими реформами и общим стремлением к политическому сближению с Западом. Внешнеполитический курс тоже играл большую роль: формула о «возвращении в семью цивилизованных народов» имело влияние на позиционирование нации относительно евразийского региона. Президент Ельцин, обратившись к гражданам РФ как к «россиянам», утвердил западный концепт нации как политического сообщества граждан, так как суть обращения отражала самоназвание российской нации. Введя в государственный дискурс «россиян», Ельцин тем самым актуализировал разрыв с тоталитарным прошлым и акцентировал внимание на гражданской принадлежности.

Президент Ельцин абстрагировался от советского опыта, он принимал участие в создании новой, постсоветской России. В 1996 году Ельцин в контексте этой темы сообщал о «сознательном выборе россиян, неоднократно и убедительно подтверждавших свою приверженность идеалам демократии, свободы, правового государства» [9]. Концепт россиян впервые встречается в Послании 1994 года, обращение употребляется в документе 8 раз, исключительно в смысле всего населения РФ вне зависимости от этнической принадлежности. Согласно Ельцину, нация в Конституции понимается как согражданство. Тем не менее, встречается идеологизированный контекст: «россиянам близка цель построения процветающей и демократической России» [9]. В Послании 1996 эти контексты приобретают более яркую форму. Так, Ельцин утверждает, что строительство российского демократического государства идет успешно, поскольку «самым главным доказательством являются россияне, которые независимо от политических взглядов овладевают умением жить при демократии» [10]. Также имели место экспрессивные сюжеты: «Несправедливо и неправильно изображать россиян забитыми и униженными, готовыми слепо и безропотно подчиняться любому диктату. Напротив, традиции народоправства присущи российскому народу». Ключевая деталь темы российской нации в Посланиях с 1994 по 1999 год заключается в отсылках к либеральному принципу «служения государства людям». Далее, в послании «Россия на рубеже эпох…» 1999 года утверждается, что существует необходимость «поднять национальный дух», «используя великую роль российской многонациональной культуры» [11], также имели место сюжеты о важности «межнационального согласия» и «уважения прав и свобод человека вне зависимости от его национальной принадлежности».

Внешнеполитический курса Президента тоже влиял на процессы строительства нации. В феврале 1992 года Ельцин заявляет в ООН, что никакие идеологии не смогут «одолеть демократию, права человека, политические и гражданские права» [12], а Линия «о возвращении в семью цивилизованных народов» часто использовалась на встречах с мировыми лидерами, например, в 1993 году при подписании Договора о дружбе с Польшей или при встрече с Президентом Клинтоном в Москве в 1994 году.

Приведенные примеры свидетельствуют о преобладании гражданских и демократических смыслов при упоминании россиян (российской нации), ввиду соответствующего взгляда Б. Н. Ельцина на дальнейшее развитие страны. Вместе с этим использование конструкции часто было сопряжено с контекстом так называемого «межнационального согласия», что ассистирует предложенной концепции трансформации смыслов «россиян» из-за разных политических стратегий.

Литература:

  1. Турченко М. С., Завадская М. А. Каузальный механизм vs нагромождение фактов? Критерии оценки причинно-следственных связей в case studies // Polis: Journal of Political Studies. — 2017. — №. 2. C. 134–146
  2. Текст выступления Б. Н. Ельцина перед гражданами г.Новокузнецка во время поездки по Кузбассу 27 апреля 1991г. (копия). — Текст: электронный // Ельцин центр: [сайт]. — URL: https://yeltsin.ru/archive/paperwork/9549 (дата обращения: 17.06.2021).
  3. Выступление президента РСФСР Б. Н. Ельцина, председателя Совета Министров РСФСР И. С. Силаева, и. о. председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатова на митинге у Дома Советов РСФСР, посвященном победе российской демократии над реакцией [аудиозапись]. — Текст: электронный // Ельцин центр: [сайт]. — URL: https://yeltsin.ru/archive/audio/8973 (дата обращения: 17.06.2021).
  4. Кара-Мурза А. А. Между» империей» и« смутой». — Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской академии наук, 1996, 173 с.
  5. Breslauer G. W. Gorbachev and Yeltsin as leaders. — Cambridge University Press, 2002. 229 p.
  6. Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. — Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. 750 c.
  7. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909)
  8. Грищенко А. И. К новейшей истории слова россияне //Русский язык в научном освещении. — 2012. — №. 1. — С. 119–139.
  9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 24.02.1994 «Об укреплении Российского государства (Основные направления внутренней и внешней политики)»
  10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23.02.1996
  11. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999 «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»
  12. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.03.1999 «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)»
Основные термины (генерируются автоматически): национальная политика, государственный дискурс, российская нация, государственный комитет, Россия, россиянин, региональная идентичность, Российская Федерация, территориально-политическая асимметрия, этническая принадлежность.


Ключевые слова

Б. Н. Ельцин, федерализм, россияне, строительство нации, политоним

Похожие статьи

Феномен российской идентичности: исторический дискурс

Кризис национальной идентичности характерен для многих «бывших» империй — России

Дискурс, который формирует политическое поле дня сегодняшнего, плавно переходит в

Россия, этническая идентичность, современная Россия, российская культура, русская...

Асимметрия российского федерализма...

Правовая асимметрия Российской Федерации заложена в Конституции Российской Федерации и в Конституциях (Уставах, Основных Законах) её субъектов. Эта асимметрия основана на правовой неопределенности статуса субъектов РФ, выраженного в Конституции РФ.

Государство, этнос и нация: соотношение и взаимосвязь

Библиографическое описание: Куликова, К. Б. Государство, этнос и нация: соотношение и

По мнению российского правоведа и теоретика права и государства В. А. Четвернина, любой этнос

Нация — это устойчивая этнически-социальное единство людей, которое сложилось...

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных...

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России.

А. С. Ахиезер замечает, что российская культура является переходной по ряду показателей, из

Условия современной России (переход от одной общественно-политической системы к...

Российская Федерация, государственная национальная...

Для России — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.

Российская Федерация, государственная национальная политика, национальная принадлежность...

Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект

Нация и национальная идентичность это два взаимосвязанных понятия. Но актуализировать понятие национальная идентичность нам поможет иное понятие нации. Бенедикт Андерсон в своей книге «Воображаемы сообщества» дает совершенно другую интерпретацию данной...

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование государственной национальной политики в Российской Федерации.

Эволюция политики формирования советской идентичности...

Противоречие заключается в том, является ли современная модель политики идентичности российского общества следствием эволюции советской политики идентичности, или же представляет собой принципиально новый курс данного направления, отличный от советского.

О некоторых особенностях российского федерализма с позиции...

Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых

Российская ассоциация политической науки.

Асимметрия российского федерализма...

Похожие статьи

Феномен российской идентичности: исторический дискурс

Кризис национальной идентичности характерен для многих «бывших» империй — России

Дискурс, который формирует политическое поле дня сегодняшнего, плавно переходит в

Россия, этническая идентичность, современная Россия, российская культура, русская...

Асимметрия российского федерализма...

Правовая асимметрия Российской Федерации заложена в Конституции Российской Федерации и в Конституциях (Уставах, Основных Законах) её субъектов. Эта асимметрия основана на правовой неопределенности статуса субъектов РФ, выраженного в Конституции РФ.

Государство, этнос и нация: соотношение и взаимосвязь

Библиографическое описание: Куликова, К. Б. Государство, этнос и нация: соотношение и

По мнению российского правоведа и теоретика права и государства В. А. Четвернина, любой этнос

Нация — это устойчивая этнически-социальное единство людей, которое сложилось...

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных...

Этническая идентичность в изменяющихся социокультурных условиях современной России.

А. С. Ахиезер замечает, что российская культура является переходной по ряду показателей, из

Условия современной России (переход от одной общественно-политической системы к...

Российская Федерация, государственная национальная...

Для России — с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур — национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер.

Российская Федерация, государственная национальная политика, национальная принадлежность...

Национальная идентичность РФ: конфликтологический аспект

Нация и национальная идентичность это два взаимосвязанных понятия. Но актуализировать понятие национальная идентичность нам поможет иное понятие нации. Бенедикт Андерсон в своей книге «Воображаемы сообщества» дает совершенно другую интерпретацию данной...

Нормативно-правовое регулирование государственной...

Статья посвящена нормативно-правовому регулированию государственной национальной политики Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование государственной национальной политики в Российской Федерации.

Эволюция политики формирования советской идентичности...

Противоречие заключается в том, является ли современная модель политики идентичности российского общества следствием эволюции советской политики идентичности, или же представляет собой принципиально новый курс данного направления, отличный от советского.

О некоторых особенностях российского федерализма с позиции...

Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых

Российская ассоциация политической науки.

Асимметрия российского федерализма...

Задать вопрос