Анализ технических ошибок при помощи сплит-таймов в спортивном ориентировании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 18.06.2021

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Шупикова, Д. С. Анализ технических ошибок при помощи сплит-таймов в спортивном ориентировании / Д. С. Шупикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 469-471. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82548/ (дата обращения: 19.01.2022).



Сущность соревнований по спортивному ориентированию состоит в выявлении спортсменов, умеющих быстрее всех сориентироваться на местности, используя карту и компас, и преодолеть определенный маршрут на незнакомой местности через фиксированные на карте и местности контрольные пункты (КП). Победители определяются по времени прохождения дистанции [1].

Специалисты спортивного ориентирования считают, что главная педагогическая задача технической подготовки — обучение спортсмена «быстрому мышлению» [2]. Поэтому необходимо непрерывно искать способы снижения количества и продолжительности технических операций на единицу пройденного пути. Быстрота и точность выполнения технических приёмов имеют первостепенное значение, поскольку результат спортсмена-ориентировщика зависит от скорости передвижения по трассе.

Значительную роль в структуре технической подготовленности спортсменов-ориентировщиков играет обучение техническим навыкам, приёмам ориентирования. Далее происходит формирование и совершенствование технического мастерства ориентировщика; техническое мастерство — это владение теми приемами, которые используются для ориентирования в процессе соревновательной деятельности [1].

В практике спортивного ориентирования главная цель работы с картой состоит в оценке и выборе путей движения между контрольными пунктами. На этой основе возникают и решаются все остальные тактико-технические задачи по преодолению маршрута, что невозможно сделать быстро и правильно, если не развивать способность ориентировщика устанавливать смысловые логические связи при запоминании карты местности. Необходимо учиться быстро и точно улавливать характерные особенности местности соревнований, оценивать надёжность опознания тех или иных ориентиров, представлять образ трассы и специфические трудности её преодоления. К примеру, при выборе опорных ориентиров важно сначала выделить наиболее существенные из них, установить связь между ними, оценить их с точки зрения надёжности и быстроты выхода к намеченной точке, а в районе КП вновь вернутся к тщательному чтению и анализу карты [1].

В спортивном ориентировании большое значение имеет уровень развития специальных технических навыков. Если уровень развития одного из этих навыков не достигает нужного, этот навык необходимо совершенствовать на специальных занятиях. Владение основами техники создаёт предпосылки для решения ориентировочных задач, поставленных перед спортсменом. Хороший ориентировщик использует поочередно или же одновременно технические приемы и должен быть способен выбирать наиболее подходящие решения. Спортсменам необходимо применять технические умения и навыки ориентирования, решая навигационные задачи движения по местности со сложным рельефом и большим количеством ориентиров — линейных (лыжные трассы разной градации, автомобильные дороги, границы растительности разных лесных пород), площадных (поляны разной конфигурации, участки природной растительности разных пород, лесопосадки, искусственные сооружения) и точечных (всевозможные пересечения линейных и площадных ориентиров, микрообъекты рельефа) [1]. Немаловажную роль в подготовке спортсменов играет «умение работать с картой». Это один из главных залогов успеха в улучшении технической подготовленности ориентировщика. Для достижения высоких результатов необходимо не только хорошее понимание всего того, что есть в карте, но и быстрая работа с этой информацией. Чтобы развивать точную и быструю работу с картой нужно пространственное воображение, память на карту и местность, а также много практики работы с картой, работа на разных местностях для формирования различных алгоритмов действий в определенных условиях, а также нужно постоянно анализировать свою деятельность, поведение и мысли на дистанции.

Анализировать информацию окружающего мира позволяют анализаторы. В спортивном ориентировании, да и в обычной жизни это основной наш способ считывать информацию. Психологический анализ является главным способом изучения окружающей действительности. Он основывается на различных единицах, которые отличаются друг от друга. Стоит отметить, что анализ подразумевает деление целого на части. Так, при реализации психологического анализа, берется что-то целое и рассматривается со всех ракурсов. Как и в спортивном ориентировании, разделение пройденной дистанции на части, отрезки от пункта до пункта [2].

Анализировать ошибки, допущенные на соревнованиях, и делать из этого надежные выводы трудно, но необходимо. Трудно потому, что для полного и правильного анализа выступления нужно повторно пройти трассу мысленно у себя в голове, отвечая на вопросы: что мне помешало сегодня в достижении лучшего результата? Придерживался ли я выбранного варианта движения, принятого в начале этапа? Можно ли было ориентироваться быстрее и все же быть точным, чтобы не ошибиться на КП? Много ли совершил ошибок? В чем причина каждой ошибки? Что поспособствовало этой ошибки? Как требовалось поступить для предотвращения? и т. д. Ответы на вопросы должны быть конкретными, нужно стараться опираться не на эмоциональные ощущения, не на посторонние элементы, например: бывает, когда спортсмен начинает свой анализ, описывает, что с ним происходило на дистанции в лесу, часто слышатся такие фразы, как: «ой, я не заметил как пробежал свою яму на дистанции», «свернул не на ту дорогу/не на ту лыжню». Это не даёт никакой конкретики, это не проанализированный досконально ответ. Правильнее будет: «Я пробежал свою яму, потому что… невнимательно посмотрел в карту/ отвлекся на соперника/ не был полностью погружен и сконцентрирован на дистанции. После такого ответа более-менее понятно, что спортсмен осознал и проанализировал действия на дистанции и можно выделить из этой работы над ошибками, над чем поработать, что улучшать, например, что нужно повысить концентрацию внимания в ходе дистанции, что нужно тренировочный план добавить работы на улучшения этого компонента. На соревнованиях спортсмены не могут осуществить повторный выход на трассу, чтобы более детально на местности осуществить разбор дистанции и перепроверить свои какие-либо действия, так как это запрещено правилами соревнований. Поэтому раньше для анализа применялись такие средства как восстановление ошибок по памяти и заполнение дневника.

Анализировать нужно каждую пройденную дистанцию и фиксировать ее, например в специально заведенный для этого дневник или тетрадь. Лучше всего вести учет ошибок, составив список различных элементов техники, которые встречаются на соревнованиях, и возможных причин ошибок. Более доступно анализировать действия спортсмена и скорость его движения на отдельных перегонах дистанции, сегодня, выступает современная техника, которая позволяет фиксировать время прохождения не только перегонов, но и отдельных отрезков. В этом нам и поможет сплит-тайм прохождения дистанции.

«Сплит-тайм» — это распечатка списка пройденных участником КП с указанием времени и скорости спортсмена на каждом отрезке дистанции (от КП до КП), и информацию о правильном прохождении дистанции (в нужном порядке участник должен пройти все КП). Сплит-тайм выдается в стойке считывания информации сразу же после пересечения линии финиша участником, и там он может узнать правильно ли, преодолел дистанцию по отметке в «сплит-тайме» («ОК» — данная отметка о правильном прохождении КП, «плохая», — спортсмен дисквалифицирован). Каждый день после окончания соревнований, «сплит-таймы» всех участников также выкладываются в электронном виде, например, на сайте проводившего региона или организации. Общие «сплит-таймы» дают возможность проанализировать гонку, кто и как шел по дистанции, на каких отрезках лидировал и выявить, где отставал или выбирал не совсем оптимальный вариант движения или попросту выпал из карты, совершил ошибку, заблудился [6].

При выявлении ошибок (временных потерь) необходимо находить их причины. Анализ причин ошибок спортсмена в нескольких соревнованиях может дать достаточно адекватную картину уровня его подготовленности, что, в свою очередь, должно стать поводом для внесения корректив в тренировочный процесс.

Литература:

1. Сираковская, Я. В. Технико-тактическая подготовка спортсменов -ориентировщиков на начальном этапе обучения / Я. В. Сираковская // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2011. — № 6 (76). — С. 150–152.

2. Васильев, Н. Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации / Н. Д. Васильев. — Волгоград: Учеб. пособие, 1984. — 85 с.

3. Казанцев, С. А. Ошибки в соревнованиях по спортивному ориентированию как следствие спортивно — психических состояний / С. А. Казанцев // Ученые записки университета им. п.ф. Лесгафта — СПб, 2009. — № 5. — С. 31–36.

4. Захарова Е. А. Мельникова Л. В. Совершенствование технико-тактических действий с использованием современных технологий в спортивном ориентировании / Е. А. Захарова, Л. В. Мельникова // Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. — 2019. — С. 89–93.

5. Правила вида спорта «спортивное ориентирование» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://pandia.ru

6. Шупикова, Д. С. Применение системы GPS-слежения в технической подготовке в спортивном ориентировании / Д. С. Шупикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 390–393.

Основные термины (генерируются автоматически): спортивное ориентирование, быстрая работа, дистанция, местность, ошибка, пройденная дистанция, психологический анализ, техническая подготовленность, техническое мастерство, уровень развития.


Задать вопрос