Некоторые актуальные проблемы реализации отдельных этапов прокурорской проверки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 17.06.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Калинько, А. В. Некоторые актуальные проблемы реализации отдельных этапов прокурорской проверки / А. В. Калинько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82536/ (дата обращения: 26.01.2022).



В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные по мнению авторов проблемы реализации отдельных этапов организации и проведения прокурорской проверки в отдельных отраслях и сферах применения российского законодательства, предлагаются различные варианты решения указанных проблем.

Ключевые слова: Российская Федерация, Прокуратура Российской Федерации, акты прокурорского реагирования, прокурорские проверки, федеральный закон.

This article examines some of the topical, in the opinion of the authors, problems of the implementation of certain stages of organizing and conducting a prosecutor's inspection in certain sectors and areas of application of Russian legislation, and offers various options for solving these problems.

Keywords: Russian Federation, Prosecutor's Office of the Russian Federation, acts of prosecutor's response, prosecutor's checks, federal law.

Прокуратура Российской Федерации традиционно занимает ключевое место в системе органов государственной власти и правоохранительной системы в целом. Как известно одной из основных задач данного органа является защита конституционных прав человека и гражданина, а также надзор за соблюдением норм российского законодательства.

Одним из ключевых механизмов реализации своих полномочий сотрудниками прокуратуры является инициализация и дальнейшее проведение с вынесением соответствующего процессуального решения по итогам прокурорской проверки.

Основанием для проведения проверки является наличие определенной значимой для правоохранительных органов информации, поступившей от физического или юридического лица/лиц, которая может угрожать правам и свободам человека и гражданина. Проверка всегда должна носить юридически оформленный правовой характер, соответствовать букве и духу закона в рамках Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2].

Комплекс действий по проведению прокурорской проверки условно всегда можно разделить на несколько взаимосвязанных этапов — подготовительный, основной (сама проверка), заключительный этап.

Необходимость дифференциации прокурорских проверок на обособленные этапы обоснована решением конкретных задач в рамках существующего правового поля.

Первым этапом является подготовительный — он включает в себя ознакомление с предстоящими процессуальными действиями, изучение нормативной базы относительно исследуемого субъекта, анализ соответствующей нормативно-правовой базы (например, если речь идет о проверке водных объектов, то Водного кодекса Российской Федерации [1]). Необходимо проанализировать, проводились ли в отношении данного субъекта аналогичные проверки, если да, то каким именно был их результат, обратить внимание на методические рекомендации и правоприменительную практику, в том числе и судебную относительно сферы предстоящей проверки. И самое главное, на данном этапе выносится соответствующее процессуальное решение о проведении прокурорской проверки, уточняется время ее проведения и место, определить круг лиц, который будет принимать участие, поставить их в известность о предстоящих процессуальных мероприятиях. Еще одним важным обстоятельством, подлежащим выяснению, является следующее: предпринимало ли лицо, в отношении которого проводится проверка какие-либо действия по устранению нарушений, если они стали известные еще до проведения проверки [3].

Вторым этапом является непосредственное проведение самой прокурорской проверки на месте. Должностное лицо производит исследование документов, удостоверяющих деятельность проверяемого субъекта (юридического лица, как правило), анализирует документацию, соотносит ее с реальными фактами, например, когда проверяется освоение бюджетных средств при строительстве тех или иных объектов.

При это в ходе осуществления своей процессуальной деятельности сотрудник прокуратуры наделен рядом важных полномочий — право беспрепятственного входа на гражданские и государственные объекты, получать доступ к необходимым объектам, документам и материалам (за исключением сведений, составляющих перечень государственной тайны — особый порядок), требовать от лиц, в отношении которых проводится проверка соответствующих данных и документов, привлечение специалистов узкого профиля для получения необходимых комментариев, вызов субъектов проверки и должностных лиц для дачи объяснений [5]. Данный перечень позволяет сотруднику грамотно компилировать, используя полномочия как особые тактические приемы для получения значимой для проверочных мероприятий информации.

По окончанию исследования всех значимых для проверки материалов проводится всеобъемлющий анализ, который в итоге приведет к принятию процессуального решения.

Важным критерием прокурорской проверки является ее убедительность, то есть принятое решение должно носить не только законодательно оформленный характер, но и быть обоснованным и вызывающим доверие у субъектов прокурорской проверки. При этом сама деятельность сотрудников прокуратуры представляет собой тесное взаимодействие методики (общих правил, выраженных в том числе в приказах Генеральной Прокуратуры Российской Федерации) и тактики — индивидуальной интеллектуально-волевой деятельности сотрудника по собиранию, оценке и исследованию значимой для проверки информации.

Одной из актуальных проблем современной деятельности органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, в том числе и Прокуратуры является целесообразность проводимых проверок, их реальная, а не мнимая необходимость. Принципиально важно, чтобы проверка, проводимая сотрудниками Прокуратуры, не была инструментом давления на проверяемый субъект, о чем неоднократно, в том числе публично заявлялось представителями публичной власти в Российской Федерации [6].

Следовательно, целесообразность проявляется там, где закон допускает альтернативу. Целесообразность, как правило, связана с оценочными понятиями, определяющими действия прокурора, например необходимостью применения той либо иной меры пресечения, привлечение к тому либо иному виду дисциплинарной ответственности, определения определенного срока наказания в рамках предусмотренных соответствующей правовой норой и т. д. Неотъемлемой чертой целесообразности в деятельности прокурора является цель — достижение торжества закона [4].

Дальнейшие анализ и исследования проблем тактического обеспечения прокурорского надзора, прокурорской проверки, в частности, имеют большой научный и практический интерес. Тактический потенциал, накопленный психологией, криминалистикой может быть эффективно и адекватно использован в процессе осуществления прокурорского надзора. К числу недостаточно разработанных проблем тактического обеспечения относятся: психологические аспекты проверочных действий, тактика их проведения, исследование проверочных ситуаций, отдельные специфические характеристики предмета надзора и его подвидов и т. д.

Таким образом, прокурорская проверка является одним из самых значимых элементов в процессе осуществления надзора за исполнением законодательства и соблюдения, конституционных прав граждан России. Важно осознавать, что прокурорская проверка должна проводиться в строгом соблюдении норм действующего законодательства, соответствовать принципам прозрачности, эффективности, объективности, добропорядочности, гуманизма, честности, недопущения неуважительного отношения к субъектам прокурорской проверки, недопустимости высокомерного поведения со стороны прокурорского работника.

Литература:

  1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)
  2. О прокуратуре Российской Федерации Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.
  3. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 // СПС КонсультантПлюс.
  4. Серебрянникова М. В. К вопросу об эффективности прокурорского надзора за исполнением законов // Власть и управление на Востоке России. 2011. № 2.
  5. Смирнов А. Ф. К вопросу о методике и тактике прокурорской проверки // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 8 (60).
  6. Теоретические и организационные основы прокурорской проверки: монография / [Н. Д. Бут и др.]; под общ. ред. Н. В. Субановой; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. — М., 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): прокурорская проверка, Российская Федерация, проверка, проведение проверки, прокурорский надзор, российское законодательство, соответствующее процессуальное решение, сотрудник Прокуратуры, тактическое обеспечение, юридическое лицо.


Задать вопрос