В настоящей статье рассматриваются некоторые актуальные по мнению авторов проблемы общей характеристики органов прокуратуры при проведении прокурорских проверок
Ключевые слова: Российская Федерация, Прокуратура Российской Федерации, акты прокурорского реагирования, прокурорские проверки, федеральный закон.
This article examines some of the topical, in the opinion of the authors, problems of the implementation of certain stages of organizing and conducting a prosecutor's inspection in certain sectors and areas of application of Russian legislation, and offers various options for solving these problems.
Keywords: Russian Federation, Prosecutor's Office of the Russian Federation, acts of prosecutor's response, prosecutor's checks, federal law.
Гласность — это принцип, обеспечивающий открытость деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации. То есть, деятельность прокуратуры открыта для освещения в средствах массовой информации. При этом стоит понимать, что данный принцип не должен быть превалирующим над другими не менее важными принципами.
Сотрудники прокуратуры работает классно в той мере в какой это не противоречит законодательства об охране прав и свобод человека и гражданина, а также не нарушает интересов общества и государства. Таким образом, например прокурор не вправе разглашать государственную тайну или сведения личного характера о гражданах. В случаях если прокурор допущен к информации, которая представляет собой государственную тайну, он обязан соблюдать режим строгой секретности. При этом никто не имеет права без согласия прокурора оглашать разглашать ход проведения проверок, а также их материалы.
Для того чтобы полноценно охарактеризовать основы деятельности прокуратуры Российской Федерации необходимо изучить классификацию принципов организации деятельности данного государственного органа, также раскрыть содержание и сущность данных принципов [3]. Классификация принципов, на которых основывается организация и деятельность органов прокуратуры Российской Федерации включает самые важные требования, которые определяют роль прокуратуры в социальной жизни общества и государства, определяют функции прокуратуры, совокупность полномочий и обязанности прокуроров, помогают выстроить алгоритм взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с другими госорганами и общественными объединениями [5].
Внепартийность — данный принцип гласит, что сотрудники прокуратуры ни в коем случае не могут быть членами общественных объединений, партий, а также участвовать в их деятельности [4]. Действующее законодательство Российской Федерации не допускает создание и деятельность в органах прокуратуры объединений, преследующих политические целей, потому что сотрудники прокуратуры должны быть беспристрастным.
Прокуроры и иные сотрудники прокуратуры не имеют права защищать или отстаивать интересы их политических партий либо политических объединений, а также принимать решение исходя из партийных предпочтений. Важно учитывать, что во время осуществления профессиональной деятельности и работники никак не ограничивается решением партий и общественных объединений, отстаивающих политические цели и интересы.
Важность работы органов прокуратуры Российской Федерации подчеркивал Президент В. В. Путин, который на коллегии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, заявил следующее:
«На прошлой коллегии дал поручение значительно усилить работу по защите прав наиболее уязвимых категорий граждан. Прошу и впредь держать под контролем это приоритетное направление. Отмечу, что в 2020 году выросло число выявленных, а главное, устранённых нарушений в области охраны прав инвалидов, пенсионеров. Такая статистика говорит о том, что проблемы в этой сфере сохраняются. Ваша задача вместе с другими государственными органами обеспечить безусловное исполнение социальных гарантий, чтобы пожилые люди, люди с ограниченными возможностями без проволочек, разного рода мытарств получили то, что им положено по закону: компенсации и бесплатные лекарства, медицинские услуги и средства реабилитации» [2].
Закон закрепляет, что прокурорский надзор является одним из приоритетных механизмов прокурорского реагирования на нарушение законодательства и является важным способом государственного регулирования ключевых общественных отношений в государстве — социального, политического, культурного, образовательного, экономического характера. Прокурор рассматривает заявления и жалобы, а также любые иные сообщения о нарушении законных прав, свобод и интересов человека и гражданина в рамках и юрисдикции его должностных полномочий [1].
Прокурорская проверка является одним из самых значимых элементов в процессе осуществления надзора за исполнением законодательства и соблюдения, конституционных прав граждан России. Важно осознавать, что прокурорская проверка должна проводиться в строгом соблюдении норм действующего законодательства, соответствовать принципам прозрачности, эффективности, объективности, добропорядочности, гуманизма, честности, недопущения неуважительного отношения к субъектам прокурорской проверки, недопустимости высокомерного поведения со стороны прокурорского работника.
Литература:
- О прокуратуре Российской̆ Федерации, Федеральный̆ закон от 17.01.1992 No 2202–1 (последняя редакция) // «Собрание законодательства РФ», 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
- Официальный сайт Президента Российской Федерации, Задачи Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, речь на коллегии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации в 2021 году URl// http://www.kremlin.ru/events/president/news/65165 (Дата обращения 31.05.2021 г.)
- Винокуров А. Ю. К вопросу о правовой регламентации прокурорской проверки // Админ. и муницип. право. 2017. № 9. С. 54.
- Воеводина Т. Г. К вопросу о правовом регулировании проведения прокурорской проверки исполнения законов // Пробелы в рос. законодательстве. 2017. № 6. С. 339.
- Макаренко М. А. Правовая регламентация прокурорских проверок: современное состояние и тенденции развития // Журн. правов. и экон. исслед. 2017. № 4. С. 45.