Статья посвящена анализу религиозной составляющей деятельности Коммунистической партии Российской Федерации. В данной работе представлены результаты исследования партийных документов, программ, работ руководителя КПРФ Г. А. Зюганова и сделаны выводы об отношении партии к религии в современной России.
Ключевые слова: Россия, партийная среда, русский народ, современная КПРФ, социальная справедливость, национально-историческая традиция России, КПРФ, партия.
Ситуация в партийной среде, в которой существует современная КПРФ, весьма неоднозначна. С одной стороны, у массового избирателя сохраняется запрос на социальную справедливость и недовольств либеральным курсом реформ 90-х годов. С другой стороны, имеется призыв к сильному государству и высокой степени государственного вмешательства, что сводит на нет низовую самоорганизацию на местах, не давая коммунистическим и социалистическим партиям выстраивать сеть местных организаций.
Необходимо отметить, что после событий весны 2014-го года КПРФ взяла очевидный государственно-патриотический курс, аргументируя это строго про-властной риторикой о недопущении в России «Майдана» по украинскому сценарию. Этот новый курс достаточно неплохо накладывается на заложенный еще в 90-е и 00-е годы базис идеологем КПРФ о «помощи русскому народу» [4, с. 107].
КПРФ, если проанализировать ее партийные документы, риторику и инициативы, не является общепринятой левой партией по традиционной европейской или американской классификации. К примеру, важным критерием для отличия между Республиканской партией США и Демократической многие американские эксперты считают принципиальную позицию по отношению к вере — республиканцы признают существование бога, в то время как демократы делают ставку на агностиков и атеистов. Соответственно, вера в бога считается маркером именно правой партии. Говоря же о коммунистах России, впервые возникших как партия под руководством Ленина — они были последовательными материалистами, и воинствующий атеизм считался частью их государственной политики. Смягчен, а затем отброшен он был только из-за Великой Отечественной войны, когда власть увидела мобилизационный потенциал религиозных организаций, в частности, РПЦ, решила поставить их на службу себе.
В программе КПСС был упомянут научный атеизм как идеология противостояния «церковным предрассудкам», а бороться с религией предписывалось просветительской и пропагандистской деятельностью [6, с.121–122]. КПРФ в этом плане сильно отличается от предшественницы, несмотря на то что позиционирует себя ее правопреемницей. В программе КПРФ не просто отказались от принципа научного атеизма, но также в открытую заявляют о возможном политическом союзе с религиозными общественными объединениями, а также об уважительном отношении к традиционным религиям народов России, среди которых особенно подчеркнуто православие [5, с. 10]
Лидер КПРФ, Г. А. Зюганов в своем докладе разъяснил позицию партии по религиозным вопросам, и, в особенности, к РПЦ [3, с. 56–57]. Он подчеркнул важную роль православной церкви в «советской цивилизации», построение которой в России КПРФ видит своей целью.
Зюганов считает, что «КПРФ — партия научного коммунизма, но не воинствующего атеизма. <…> Наша партия считает свободу совести — свободу вероисповедания или атеизма — гарантией уважения религиозных и атеистических чувств людей. Вот почему мы восстановили свободу совести для коммунистов. Именно восстановили, ибо она была в большевистской партии с момента ее рождения» [2, с. 87]. В качестве аргументации Зюганов приводит мнение Ленина, согласно которому рабочий должен быть привлечен идеями партии, даже если он сохранил свои религиозные убеждения. Позиция Ленина по вопросам борьбы с религиозным воззрением на природу власти и общества у Зюганова не рассматривается вовсе. Он смещает акцент на деятельность КПСС в XX веке, говоря, что этот ленинский принцип был забыт одним из первых в угоду внутрипартийным интригам, а в настоящее время должен быть возвращен для увеличения социальной базы КПРФ.
Кроме того, Зюганов, в противовес правящему либеральному режиму, основанного на воинствующем индивидуализме, ставит исконно русскую и христианскую ценность соборности как исконно русскую, христианскую ценность. Соборный тип общежития он сравнивает с «христианским коммунизмом», тем самым сближая позиции своей партии и православные национально-исторические традиции России. Под соборностью он подразумевает коллективизм, который опирается на мощную духовную традицию, ставящую на первое место нравственные нормы, а не категории полезности.
В частности, Г. А. Зюганов считает, что социализм Советской России был построен на многовековых традициях православия и соборности, которые провозглашают коллективизм, братство, социальную справедливость. Не забывает он также и упоминать и другие конструкты, которые характерны для национально-исторических традиций России. Среди них — государственность, под которой он понимает ведущую роль государственного аппарата в проведении внешней и внутренней политики, державность — исторически сформированное величие России на мировой арене, а также уже упоминавшаяся духовность. Кроме того, Зюганов отмечал, что Россия — это евразийская цивилизация, в рамках которой развивается православная культура. К тому же, выделяя 4 типа национального самосознания в постсоветской России, он особо отмечает православно-российский менталитет, который является долгожителем и исторически простирается со времён Киевской Руси. Основой этого менталитета являются православные нормы и ценности, заложенные в самосознании русского народа.
Однако несмотря на достаточно теплые отношения с РПЦ, указаны также очевидные недостатки сотрудничества церкви и буржуазного государства. «Мы, коммунисты, всегда выступали за отделение Церкви от государства, и сегодня КПРФ выступает против попыток либерально-олигархического режима превратить Русскую православную церковь в послушный ему механизм управления страной и обществом. Для самой Церкви пойти на поводу у этих поползновений означало бы разделить ответственность за разрушительный социально-экономический курс, проводимый сегодня в России» [1, с. 20]. В подобных обстоятельствах КПРФ видит своих союзников в духовенстве, которое не вмешивается в политику и занимается тем, что организует жизнь верующих в соответствии с морально-нравственными религиозными нормами. По мнению компартии, одинаково неприемлем и воинствующий клерикализм отдельных священнослужителей, и воинствующий атеизм отдельных партийцев.
У современной КПРФ существует в отношении религии только один основной запрет — на пропаганду ее в партийной среде, в отношении принятия новых членов религиозный ценз, в отличие от КПСС, отсутствует.
Таким образом, рассматривая религиозный аспект в деятельности КПРФ, мы можем отметить, что, несмотря на свою левую идеологическую направленность — то есть стремление воплотить ранее не существовавший идеал социально-политической системы — она сочетает в себе и черты правой политической идеологии, поскольку оперирует такими исконными для России ценностями как православие, соборность, державность, духовность, государственность, а также критикует правящий режим за то, что он реализует в России чуждый ей либеральный идеал социально-политического устройства. Можно сказать, что идеология КПРФ является эндогенно-экзогенной, поскольку она сочетает в себе как западные идеалы и ценности — социализм, так и национально-исторические особенности России.
Литература:
- Зюганов Г. А. Смотреть вперёд. X Съезд КПРФ и «трудные вопросы» российского коммунистического движения. М.: ИТРК, 2004. С. 107.
- Зюганов Г. А. Актуальные вопросы совершенствования идейно-теоретической работы партии // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2012. № 4 (15
- Зюганов Г. А. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г. А. Зюганова к XIV (октябрьскому) совместному пленуму ЦК и ЦКРК КПРФ.
- Калинин В. А. «Националистический дискурс в деятельности КПРФ». Вестник Саратовского государственного университета, серия «социология, политология». 2014. Т.14. Вып. 4.
- Программа КПРФ. — М., 2011. — С. 35
- Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС в 1961 году). — М. Политиздат, 1961. С. 121–122