Исследование особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 октября, печатный экземпляр отправим 6 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 17.06.2021

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Великоречина, Л. М. Исследование особенностей развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения / Л. М. Великоречина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 404-405. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82480/ (дата обращения: 21.09.2021).



В статье рассматриваются особенности развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. В работе приведены результаты исследования уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением и с нарушениями зрения.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, дети с нарушениями зрения, старший дошкольный возраст.

Мелкая моторика имеет большое значение для полноценного развития обучающихся разных возрастных групп. Развитие мелкой моторики является важным аспектом при обучении, так как именно от данного навыка идет прямая зависимость речевой и мыслительной деятельности.

Изучением проблемы мелкой моторики рук детей с нарушениями зрения занимались Л. И. Солнцева, М. И. Земцова, Л. А. Новикова, А. Г. Литвак и другие.

Дети с нарушениями зрения могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патологии зрения вызывают искажение восприятия объекта, затрудняют создание целостного образа, изменяют его качественную характеристику. Зрительные образы совершенствуются при введении дополнительных незрительных стимулов: тактильных, вкусовых, слуховых.

Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук [3; с. 44].

Детям с нарушениями зрения трудно дается узнавание различных поверхностей, они, взяв предмет в руки, не обследуют его, пальцы при этом напряжены или, наоборот, вялы. Это приводит к задержке развития тактильной чувствительности и моторики рук, а в дальнейшем сказывается отрицательно на формировании предметно-практической деятельности. Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальном развитии осязания и моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий на занятиях в группах и в бытовой деятельности [1, с. 57].

Развитие моторной функции улучшает познавательные функции, восприятие поступающей информации, в том числе и с помощью органа зрения. Если уделять внимание упражнениям, играм на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка и готовить к овладению навыком письма.

С целью выявления уровня сформированности мелкой моторики детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста был проведен констатирующий эксперимент. Участниками эксперимента стали дети 5–6 лет в количестве 14 человек, из них 7 человек с нормальным зрением, 7 — с нарушениями зрения.

Для выявления уровня сформированности мелкой моторики участников констатирующего эксперимента были использованы методики Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук, Л. А. Венгера.

Целью методики определения уровня развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушениями зрения (Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук) является проверка стабильности выполнения детьми движений, напряжения мышц [2, с. 140].

Второй методикой, использованной нами в работе, стала методика «Дорожки» Л. А. Венгера, целью которой является определение уровня развития точности движений, степени подготовленности руки к овладению письмом, сформированности внимания и контроля над собственными действиями.

Проведение подобранных диагностических методик различных авторов среди детей с нормальным зрением и детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста, а также анализ полученных данных, показали следующие результаты.

Таблица 1

Сравнение результатов обследования мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста по методике Т. И. Гризик среди детей с нормальным зрением и детей с нарушениями зрения

Уровень сформированности мелкой моторики

Дети старшего дошкольного возраста с нормальным зрением

Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Плохо развита

0 %

43 %

Развита недостаточно

57 %

57 %

Хорошо развита

43 %

0 %

Проанализировав результаты, можно отметить, что мелкая моторика у детей с нарушениями зрения имеет значительные недостатки в развитии и отстает от уровня развития у детей с нормальным зрением. Были отмечены такие особенности, как неловкость в движении, отсутствие синхронности, низкая дифференциация движений, гипотонус или гипертонус мышц.

Далее рассмотрим результаты обследования мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста по методике «Дорожки» Л. А. Венгера,

Таблица 2

Сравнение результатов обследования мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нормальным зрением и детей с нарушениями зрения по методике «Дорожки» Л. А. Венгера

Уровень сформированности мелкой моторики

Дети старшего дошкольного возраста с нормальным зрением

Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Высокий

57 %

0 %

Выше среднего

14 %

0 %

Средний

29 %

57 %

Ниже среднего

0 %

29 %

Низкий

0 %

14 %

Из результатов, представленных в Таблице 2, видно, что дети с нарушениями зрения имеют низкий и средний уровень развития мелкой моторики. Они испытывают трудности и допускают многочисленные ошибки, например выходы за пределы дорожки, многократные проведения по одному и тому же месту, неровные, дрожащие, со слабым или с очень сильным нажимом линии, частные отрывания руки.

Таким образом, результаты диагностики показали сниженный уровень развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения в сравнении с детьми с нормальным зрением этого же возраста.

Была выявлена необходимость в проведении работы по развитию мелкой моторики детей с нарушениями зрения. Для ее развития может быть использована группа методов: пальчиковая гимнастика и игра, массаж и самомассаж, различные виды изобразительной деятельности. Каждый из методов в разной степени влияет на развитие мелкой моторики, поэтому целесообразно использовать их в комплексе.

Литература:

  1. Андрющенко Е. В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (3–5 лет): методическое пособие для тифлопедагогов ДОУ [Текст] / Е. В. Андрющенко, Л. Б. Осипова, Н. Я. Ратанова — Челябинск, 2017. — 96 с.
  2. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 4–5 лет. Книга для воспитателей работающих по программе «Из детства в отрочество» [Текст] / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. — М., 1997. — 192 с.
  3. Носачева Н. В. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения [Текст] / Н. В. Носачева // Молодой ученый. — 2017. — № 11. — С. 44–47.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, старший дошкольный возраст, мелкая моторика, нормальное зрение, ребенок, мелкая моторика рук детей, мелкая моторика детей, уровень развития, развитие, сравнение результатов обследования.


Ключевые слова

старший дошкольный возраст, мелкая моторика рук, дети с нарушениями зрения
Задать вопрос