Исследование синдрома хронической усталости у социальных педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 21.06.2021

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Филатова, А. А. Исследование синдрома хронической усталости у социальных педагогов / А. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 491-493. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82476/ (дата обращения: 19.01.2022).



В данной статье рассматривается проблема синдрома хронической усталости у социальных педагогов. Приводятся результаты эмпирического исследования с целью определения наличия и степени выраженности синдрома хронической усталости.

Ключевые слова: синдром, хроническая усталость, социальный педагог, утомление, профессиональная деятельность, снижение мотивации.

This article deals with the problem of chronic fatigue syndrome in social educators. The results of an empirical study to determine the presence and severity of chronic fatigue syndrome are presented.

Keywords: syndrome, chronic fatigue, social pedagogue, fatigue, professional activity, decreased motivation.

В настоящее время существует немало исследований, посвящённых изучению синдрома хронической усталости. Предметами исследования являются причины формирования хронической усталости (Г. К. Ушакова, Э. Боллз), основные симптомы хронической усталости (Тольпина Ю.Г).

Синдром хронической усталости (СХУ) — одна из самых распространённых патологий на сегодняшний день, основными симптомами которой являются: усталость, бессонница, быстрая утомляемость, высокая раздражительность, головная боль и др [1, c.11]. Учёные считают, что хроническая усталость накапливается у людей, которые загружены работой и различными проблемами, не обладающие умением расслабиться и поделиться проблемами с близкими людьми.

В различных странах мира синдром хронической усталости известен под другими названиями: синдром хронической усталости и иммунной дисфункции, синдром поствирусной астении, миалгический энцефаломиелит [3, c.51]. Длительное время трактовка данного заболевания носила дискуссионный характер.

Проблема профессиональных рисков, отрицательных факторов в социальной педагогике, содействующих появлению СХУ, недостаточно исследована и остаётся по-прежнему актуальной. Стрессовые ситуации, возникающие в процессе взаимодействия социального педагога с клиентами, личная незащищённость педагога, постоянное проникновение в суть проблем клиента оказывают негативное влияние на здоровье специалиста [4, c.93]. К СХУ могут привести состояния психической напряжённости, вызванные трудностями, конфликтами в решении трудных социальных проблем. Хронические патологии, неправильны образ жизни, неблагоприятная окружающая среда, психологические расстройства — все это приводит к усталости педагога. Деятельность социального педагога требует больших физических и психологических ресурсов, поэтому, рано или поздно специалиста начинают испытывать напряжение, а в последствии физическое, умственное и эмоциональное истощение, которые приводят к хронической усталости [2, c.17].

По мнению большинства исследователей, терапия данного заболевания должна быть комплексной и строго индивидуализированной. В комплекс лечения синдрома хронической усталости в обязательном порядке должны включаться: полноценный сон; разгрузочно-диетическая терапия; нормализация режима отдыха и физической нагрузки; общий или сегментарный массаж совместно с гидропроцедурами и ЛФК; витаминотерапия; аутогенная тренировка, групповая психотерапия; вспомогательные средства (дневные транквилизаторы, ноотропные средства и другие симптоматические лечебные воздействия и препараты) [3, c.68].

В исследовании приняло участие 49 социальных педагогов г. Липецка, из них 46 женщин и 3 мужчин, в возрасте от 29 до 60 лет.

Данное исследование проводилось в один этап. Наличие синдрома хронической усталости определялось с помощью методики «Степень хронического утомления» (А. Б. Леонова и И. В. Шишкина; модификация — 2003).

Цель исследования: изучить на момент проведения исследования наличие и степень выраженности хронической усталости.

Обобщённые данные, полученные в результате анализа данных по методике А. Б. Леоновой и И. В. Шишкиной, представлены на рисунке 1. Из рисунка видно, что 38 % опрошенных отсутствуют признаки хронического утомления; 33 % педагогов имеют начальную степень хронического утомления; у 12 % отмечается выраженная степень хронического утомления; сильная степень хронического утомления диагностирована у 7 % педагогов; 10 % опрошенных находятся в области патологических состояний.

Показатели степени выраженности хронического утомления (ХУ) у социальных педагогов

Рис. 1. Показатели степени выраженности хронического утомления (ХУ) у социальных педагогов

Анализ составляющих индекс хронического утомления позволяет сделать вывод о том, что наиболее выраженными является комплекс симптомов «Снижение мотивации и изменения в сфере социального общения» (55 %), что выражается в стремлении пораньше закончить работу, переживании усталости от взаимодействия с клиентами и коллегами и т. д. Менее всего выражены «Симптомы физиологического дискомфорта» (11 %), объясняется это небольшими физическими нагрузками и достаточно комфортными условиями работы.

Таким образом, в результате проведённого исследования, можно сделать вывод о том, что большая часть опрошенных социальных педагогов подвержены риску развития синдрома хронической усталости. Для социальных педагогов с синдромом хронической усталости характерны такие качества, как снижение мотивации в сфере социального общения, усталость, депрессия, чувство беспомощности.

Литература:

  1. Арцимович Н. Г. Синдром хронической усталости /Арцимович Н. Г., Галушкина Т. С.. — М.: Науч. мир, 2002. — 220 с.
  2. Воробьева О. В. Синдром хронической усталости (от симптома к диагнозу) // Трудный пациент. 2010. №. 10. С. 16–21.
  3. Исаев А. П. Синдром хронической усталости. Лечение и профилактика /А. П. Исаев, Г. А. Шорин, С. А. Кабанов; Урал. гос. акад. физ. культуры. — Челябинск: Версия, 1997. — 112 с.
  4. Митина Л. М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога //М.: Академия. 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): хроническая усталость, хроническое утомление, снижение мотивации, социальный педагог, педагог, синдром, социальное общение.


Задать вопрос