Формирование метапредметных умений младших школьников при изучении русской лексики в поликультурной школе через использование заданий, предполагающих работу с текстом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 17.06.2021

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Попова, М. С. Формирование метапредметных умений младших школьников при изучении русской лексики в поликультурной школе через использование заданий, предполагающих работу с текстом / М. С. Попова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 431-433. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82465/ (дата обращения: 20.01.2022).



В статье автор определяет, что если на уроках русского языка в поликультурной школе в процессе изучения русской лексики использовать задания, предполагающие работу с текстом как полипредметной языковой единицей, то это будет способствовать формированию у младших школьников-инофонов коммуникативных универсальных учебных действий как метапредметного результата.

Ключевые слова: метапредметность, лексика, дети-инофоны.

В условиях массированного миграционного потока, принимая условия глобализации и информатизации общества на современном этапе развития, язык оказался на стыке культур. Использование различных моделей обучения сегодня является необходимым. Эффективное преподавание русского языка в поликультурной школе имеет неразрывную связь с решением проблем межкультурной коммуникации.

В настоящее время школе необходимо вооружить школьника не только набором конкретных знаний. На первое место выходит тот подход к обучению, в котором ученик должен научиться сам добывать информацию, используя разнообразные источники, обрабатывая ее и применяя полученные знания в ходе практики. Благодаря достижению метапредметных результатов, другими словами, формированию универсальных учебных действий (УУД), решается эта задача. Метапредметный подход является организацией деятельности учащихся, цель которой представляет из себя передачу способов со знанием [7].

По мнению научной школы А. Г. Асмолова, метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способность школьника к самостоятельному усвоению новых знания, формированию умений и компетентностей, включая самостоятельную организацию этого процесса [1].

Основными результатами метапредметного обучения, которые сформулированы в Федеральном Государственном образовательном стандарте, является уровень развития основных способностей младших школьников: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия [8].

Основной отличительной особенностью обучения русскому языку в начальной школе определяется значительно высокая, чем у многих других учебных дисциплин, их метапредметная направленность.

К метапредметным результатам изучения учебной дисциплины «Русский язык» в начальной школе относятся: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в разнообразных источниках для решения учебных задач младших школьников; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; стремление к более точному выражению своего мнения и позиции; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в ходе сотрудничества с целью успешного участия в диалоге; умение воспроизводить вопросы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций в общении [5].

Опираясь на Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», каждый человек нашей страны должен получать образование в образовательных учреждениях на русском языке, независимо от национальной принадлежности. Представленный закон гарантирует получение образования на русском языке в муниципальных и государственных заведениях, вследствие чего осуществляется принятие мер для совершенствования системы подготовки педагогов преподавания русского языка как неродного.

Основная задача педагога заключается в снижении уровня языковой интерференции младшего школьника. Необходимо способствовать формированию такой системы обучения, при которой школьник-инофон сможет подняться на определенный уровень успешности в постижении возникающий трудностей обучения русскому языку, таким образом это позволит учащемуся начальной школы чувствовать себя наиболее комфортно среди русскоговорящих сверстников. Уровень знаний русского языка для школьника-инофона определяет степень его успешности и по другим учебным дисциплинам.

Лексическая работа в процессе изучения русского языка в поликультурном классе является наиболее значимой. По причине того, что словарный запас детей-мигрантов ограничен, возникновение трудностей в усвоении не только русского, но и других учебных дисциплин, неизбежно.

В общении людей между собой лексика играет большую роль, так как не имея минимального запаса слов возникают трудности полноценной коммуникации. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях межкультурной коммуникации.

В ходе начального этапа изучения русского языка необходимо сформировать у учащихся-инофонов базовый словарь. С его помощью младший школьник получит возможность общаться в повседневной учебной жизни.

Для того чтобы слово стало для младшего школьника «своим» и вошло в активный словарь, необходима долгая и тщательная работа в ходе обучения. Важно включить в восприятие нового слова как можно большее количество анализаторов школьника, таким образом оно прочнее запомнится. Для этого каждое слово педагогу нужно провести через сознание учащегося-инофона не один раз, включая его в различные контексты и используя разнообразные приемы и методы обучения (чтение слова, поиск и его объяснение в словаре, запись слова, выбор нужного из ряда предложенных) [2]. Слово неразрывно связанно с предложениями и словосочетаниями, исходя из этого учащийся должен уметь употреблять слово в различных контекстах.

Педагогу в условиях поликультурной школы необходимо осуществлять индивидуальный подход в обучении ребенка-инофона на уровне начального образования, соотносить его с коллективным обучением, фиксировать объем и содержание учебного материала занятия, применять метод «от простого к сложному», создавать проблемные ситуации и творческие упражнения, при помощи которых младший школьник сможет совершенствовать свою речь [3].

В качестве примера формирования метапредметных умений при обучении русскому языку приведены следующие виды работ: работа с материалами учебника, работа с текстом, обучение осознанному чтению, создание различных синквейнов (при обобщении прочитанного), внедрение в образовательный процесс интеграции с другими предметами, например, такими как литературное чтение и окружающий мир [6].

В процессе формирования предметных и метапредметных умений при изучении лексики русского языка текст является одним из важнейших понятий. Текст представляет собой последовательную осмысленность высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающей свойствами связности и цельности [2]. Целесообразнее всего увеличивать лексический словарь школьников, для которых русский язык является неродным в ходе работы с предложениями и текстом.

Одними из коммуникативных умений, которые формируются у учащихся-инофонов в ходе работы с текстом является умение сознательного чтения, умение определять тему текста, умение определять содержание текста по заголовку, умение обрабатывать информацию, умение совершенствовать и редактировать написанное, умение задавать вопросы. Выделяют определенные условия, благодаря которым младшие школьники могут не только обнаружить скрытый вопрос, но и найти ответ на него.

В работе с учащимися-инофонами основной задачей является формирование метапредметных коммуникативных умений на базе лексики, необходимой младшим школьникам-инофонам для повседневного общения и для обучения в школе на русском языке. Перед педагогом ставиться цель, что обучение, начиная с ранних его этапов должно способствовать овладению различными коммуникативными типами текстов, т. е. приобретение навыков общения в различных коммуникативных ситуациях (в школе на уроке, дома в быту) и в различных ситуация городского общения на основе формирования и развития лексических умений младших школьников в поликультурной школе.

Проанализировав учебно-методический комплекс С. В. Иванова, А. О. Евдокимовой, М. И. Кузнецовой «Начальная школа XXI века» третьего класса, приведем примеры заданий, которые направлены на формирование метапредметных учебных действий при выполнении которых необходимо использование лексических умений младших школьников-инофонов в ходе работы с текстом [4].

Пример 1 .

Прочитай текст. Какой это текст: повествование, описание или рассуждение? Почему? Как ты озаглавишь текст? Выбери подходящее по смыслу окончание текста и прочитай весь текст целиком.

Ты когда-нибудь слушал осень? Это не ошибка, ведь нам только кажется, что осень не умеет разговаривать.

Приди осенью в золотой лес. Первое, что ты услышишь, это шорох и шепот листьев под ногами. О чем они разговаривают? Может быть, о лете, когда солнце ласкало их, когда ветер шуршал ими? А может быть, о зиме, о том морозном утре, которое они однажды увидят?

Прислушайся. И ты услышишь звук падающего листа. Он прощается со своим домом — веткой, со своими братьями — листьями.

Варианты окончания текста.

  1. Звери тоже разговаривают друг с другом. Они подают сигналы голосом хвостом и даже шерстью. Насекомые тоже говорят: своей окраской они предупреждают об опасности.
  2. Осенью дуют холодные ветры, идет дождь. Природа прощается с летом. Скоро зима.
  3. Но говорят не только падающие листья. Если ты будешь в это время года в лесу, прислушайся к разговору улетающих птиц, деревьев, ветра, и ты услышишь голос осени.

Формируемые коммуникативные УУД: умение сознательного чтения, умение определять тему текста, умение обрабатывать информацию, умение совершенствовать и редактировать написанное.

Пример 2.

Прочитай заголовки текстов. Попробуй определить, о чем говорится в каждом тексте.

1. Я умею плавать! 2. Помощники. 3. Мои новые друзья.

Формируемые коммуникативные УУД: умение определять тему текста, умение определять содержание текста по заголовку.

Пример 3 .

Прочитай предложения, с которых начинаются тексты. Какие предложения точно указывают на то, о чем пойдет речь в тексте, а какие нет? Объясни почему.

  1. Этих зверьков знают все.
  2. Скромны и в то же время удивительны подмосковные леса.
  3. Лес преобразился.
  4. «Времена года» — так назвал Петр Ильич Чайковский двенадцать музыкальных пьес.

Подбери заголовки к тем текстам, первые предложения которых указали, о чем пойдет речь в тексте.

Формируемые коммуникативные УУД: умение сознательного чтения, умение определять тему текста, умение обрабатывать информацию.

Пример 4 .

Прочитай текст. Выбери подходящие по смыслу слова и спиши текст.

Скоро взойдет над рекой и лесом веселое (солнце, облако). Все тогда засияет, все перемешается в осеннем темном (озере, лесу). Высоко поднимутся журавли. С высоко ясного (солнца, облака, неба) мы услышим их прощальные (разговоры, голоса).

Устно озаглавь текст.

Формируемые коммуникативные УУД: умение сознательного чтения, умение обрабатывать информацию, умение совершенствовать и редактировать написанное.

Пример 5 .

Дополни предложения словами из столбика. Запиши.

… решает задачу. Врач

… пишет стихи. Художник

… ведет машину. Ученик

… лечит детей. Шофер

… пишет картины. Поэт

Формируемые коммуникативные УУД: умение сознательного чтения, умение совершенствовать и редактировать написанное.

Формирование метапредметных коммуникативных универсальных учебных действий не может реализовываться без обогащения словарного запаса младших школьников. Увеличение словарного запаса детей-инофонов реализуется при помощи расширения их представлений об окружающем мире. В работе с детьми-инофонами педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся освоили как можно больше словосочетаний со словом, которое изучают, умели правильно использовать слова при составлении предложений и текстов, в устной и письменной речи, а также научились пользоваться ими в разнообразных речевых ситуациях.

Литература:

  1. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Балыхина, Т. М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.
  3. Блягоз, З. У. Научно- практическая конференция по проблемам двуязычия. //Русский язык в школе. — 2005. — № 5.
  4. Иванов, С. В. Русский язык: 1–4 классы: программа, планирование контроль / С. В. Иванов,М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова. — Москва: Вентана — Граф, 2014–384 с.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова.
  6. Коробов, Н. Н. Речевое развитие младшего школьника / Н. Н. Коробов //Начальная школа. — 2010 — № 10.
  7. Метапредметный подход как одна из составляющих стандартов второго поколения. – 2003–2014. [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/613599/
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования. [Электронный ресурс]. Режим достуɪɪа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_154637/
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, умение, текст, сознательное чтение, младший школьник, поликультурная школа, слово, ходя работы, межкультурная коммуникация, метапредметное обучение.


Задать вопрос