Труд как личностный выбор в культуре шестидесятников (на примере пьес В. С. Розова «Страница жизни» и «В добрый час») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 14.06.2021

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Гаспаров, А. А. Труд как личностный выбор в культуре шестидесятников (на примере пьес В. С. Розова «Страница жизни» и «В добрый час») / А. А. Гаспаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 506-508. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82432/ (дата обращения: 19.04.2024).



Статья посвящена мотивам выбора личности и познания бытия путем физического труда в творчестве советского писателя и драматурга Виктора Сергеевича Розова. Предметом исследования является анализ двух пьес В. С. Розова: «Страница жизни» и «В добрый час». Обосновывается идея, что творчество драматурга остается актуальным и по сей день, поскольку позволяет сформировать нравственные идеалы современного поколения на достойном примере молодых ребят-«шестидесятников».

Ключевые слова : Виктор Розов, драматургия, труд.

В советской литературе 1950–1980-х годов социалистический реализм уже не был доминантным направлением в связи с наступлением периода «оттепели», когда огромную роль в произведениях стали играть нравственный выбор человека, духовное самоопределение личности, познание культуры своей страны: «Это было познание разных сторон национального бытия и национальной судьбы». [1, с. 291]. Одним из ярких авторов, для произведений которого была актуальна подобная проблематика, стал Виктор Сергеевич Розов (1913–2004 гг.). Будучи писателем-«шестидесятником», Розов считал, что нужно давать молодому поколению право выбора, право на ошибку, ведь юноши и девушки не могут просто взять и принять то, что им навязывают извне, а те, кто пытается это сделать, показаны нам с отрицательной точки зрения, как некие обыватели, которым нужно лишь «пролезть, устроиться, приспособиться» [5, с. 46].

Необходимо отметить, что драматургу хотелось в первую очередь раскрыть конфликт между этими самыми обывателями и «розовскими мальчиками». «Розовские мальчики» — это молодое поколение 60-х годов, которое стремится осознать собственное «я», путем долгих исканий и размышлений о жизни. Можно сказать, что они отражают тенденции эпохи шестидесятников, борясь с некими шаблонами общества: «розовские мальчики» совершают свой драматический выбор между общепринятыми эталонами и собственной индивидуальностью» [7]. Эти люди не могут быть хитрыми и фальшивыми, они выступают против обмана и какого-либо компромисса. Именно такое молодое поколение стремится привести общество к прогрессу, пытаясь продемонстрировать свою любовь к этому социуму: «Идеалы шестидесятников в силу их противоречивости оказались неосуществимы, но их социальная активность и их творческие высказывания способствовали падению тоталитаризма» [4, с. 195]. Как писала Т. Н. Денисова, таких людей можно отнести к категории романтических героев. Как и любые романтические герои, персонажи Розова являются бунтарями, которые бросают вызов всем, кто не хочет следовать собственным нравственным ориентирам, а думает лишь о материальных удобствах и комфорте — обыватели, которые приводят общество к деградации, ведь именно: «Мещанство быта и мещанство духа давно волнует В. С. Розова» [2, с. 51]. Такая борьба между обывателями и молодым поколением играет важную роль в творчестве писателя. Этот конфликт развивается по определенной модели: главный герой замечает, что его друг, товарищ или родственник хочет далеко не честным путем получить благосостояние, после этого «розовский мальчик» тотчас же объявляет войну и борется до победы, раскрывая мещанские пороки противника-обывателя.

Обыватели не всегда бывают плохими, скорее, они люди далеко не счастливые. Пытаясь прийти к конформизму, они не могут принять правильный выбор, обдумать свою жизненную ситуацию, к примеру, антагонист пьесы «Страница жизни» Анатолий, который хотел получить высшее образование, но без какого-либо энтузиазма: «Пробовал авиационный, энергетический, химико-технологический, — везде пролетел. С горя пошел по стопам Елизаветы Максимовны. Буду детей мучить» [6, с. 216]. Именно в этом произведении наблюдается некий мотив выбора, когда главный герой Борис решает, идти ли ему в вечернюю школу или не идти. С одной стороны, здесь показан денежный интерес, ведь знания нужны для неплохой прибавки к зарплате, с другой, — Борис является личностью, он считает, что человека нужно уважать и ценить в первую очередь за труд, это является хорошей школой жизни. Именно поэтому его можно внести в категорию «розовских мальчиков» — юношей, которые не принимают «стандарты и формулы жизненного успеха» [4, с. 199]. Еще одним представителем этой категории является Константин Полетаев, который показывает главному герою, что нужно просто плыть по течению, не забывая про собственное предназначение в жизни, работая и ценя труд.

Действительно, в пьесах Розова труд играет очень важную роль, читатель может наблюдать конфликт интеллектуального и физического труда, в котором побеждает последний. В произведении «В добрый час» главный герой Андрей, тоже являющийся «розовским мальчиком», находится на стадии выбора, он не знает, кем ему стать в социуме. Его мама, Анастасия Ефремовна, пытается всеми силами запихнуть в институт им. Баумана, но в конце Андрей признается, что хочет испытать себя в настоящем труде: «Из первой получки отцу с матерью хоть десятку, а пришлю... Мою десятку, кровную! Я, знаешь, не дурак, не лентяй, все могу делать, все!» [5, с. 76]. В конце он уезжает по дальней дороге, так как советские писатели в традициях соцреализма любят изображать дальнюю дорогу, недостижимую, которую нельзя обнаружить в реальности, но она призывает к прогрессу. Необходимо уточнить, что Андрей уехал работать не только потому, что выбрал труд, скорее, он смог познать благодаря выбору бытие собственной личности. Он понял, что нужно в этом мире быть честным и порядочным, а не лезть в институт с черного хода, как уговаривал его товарищ Вадим, который является конформистом и обывателем.

В отличие от Анатолия, Вадим четко знает, куда он хочет пойти, для чего, но попасть в институт он собирается далеко не честным путем — благодаря связям своего отца. Во второй картине второго действия пьесы «В добрый час» читатель может увидеть разделение персонажей на конформистов, которые считают, что любые средства хороши, не уважают труд, и нонкорфимстов, людей, которые упорно борются за труд, честность и порядочность. К первому лагерю относятся Вадим и Анастасия Ефремовна, ко второму — Алексей, Аркадий, Афанасий. Что касается Андрея, то он не высказал своей позиции, а его отец не участвовал в споре, но мы можем отнести его ко второму лагерю, так как он сказал, что прежде чем пойти учиться, он четыре года работал с геологическими партиями и начинал чернорабочим, поскольку стремился к своей специальности и добивался ее [5].

Таким образом, благодаря автору, читатель может увидеть, что литература 60-х гг. показывает, как формируется общество, по какому пути развития оно пойдет дальше. Творчество Виктора Розова сыграло важную роль в литературе, помогло увидеть пристальное внимание к народной душе [3]. А образы «розовских мальчиков» настолько понравились читателям и зрителям, что стало появляться множество фильмов с такими же типажами главных героев. В фильме Фрунзе Довлатяна и Льва Мирского «Карьера Димы Горина» (1961г.) главный герой, служащий сберкассы Дима Горин (Александр Демьяненко), случайно выдает лишнюю сумму денег. Пытаясь ее вернуть, он отправляется в Сибирь. Именно там Дима осознает, что его настоящее место в Сибири, его должность финансиста ничто по сравнению с подлинным трудом, именно поэтому он, как и Андрей — герой пьесы «В добрый час», решает попробовать настоящую работу, в конце обретя свое собственное «я». Как и многие персонажи Виктора Розова, Дима находит в поисках собственного предназначения истинную любовь, девушку, которая схожа с героинями Розова, пытается быть честной, мужественной и отважной. Для Виктора Сергеевича мотив мужества играл огромную роль, практически все «розовские мальчики» не побоялись никаких испытаний, который подвергались им на пути. Похожий пример был в фильме Бориса Дурова и Станислава Говорухина «Вертикаль» (1967 г.), где главные герои взбирались на вершину горы на Кавказе. Уже в самом начале фильма зрители видят, что перед альпинистами стоит непростой нравственный выбор: идти через трудности или отказаться. Они принимают тяжкое испытание, испытывая при этом чувство любви к своей профессии. Они нашли собственное призвание не ради денег, для них это осознание своего внутреннего «я». Как и в творчестве В. С. Розова, в фильме есть несколько важных диалогов, которые показывают, что главным героям нравится труд, это их выбор.

Подводя итоги данной статьи, можно прийти к заключению, что Виктор Розов сыграл важную роль в советской литературе, демонстрируя все положительные черты труда и нравственного выбора для молодежи того времени, а его произведения являются достойным образцом формирования нравственных качеств современного молодого поколения. В своих пьесах драматург говорит нам, что не стоит бояться делать свой собственный выбор, что только так человек может быть счастлив.

Литература:

  1. Агеносов В. В. История русской литературы XX век. Часть 2. — М.: Дрофа, 2007 г. — 540 с.
  2. Громова М. И. Русская современная драматургия. — М.: Флинта, Наука, 2002 г. — 158 с.
  3. Зайцев В. А., Герасименко А. П. История русской литературы второй половины XX века. — М.: Высшая школа, 2004 г. — 456 с.
  4. Мескин В. А. История русской литературы XX-XXI веков // М.: Юрайт, 2016г. — 411 с.
  5. Розов В. С. В добрый час. — М.: Советский писатель, 1989 г. — 598 с.
  6. Розов В. С. Страница жизни. — М.: Советский писатель, 1989 г. — 598 с.
  7. «Студенческая библиотека»: since portal [Электронный ресурс]. URL: https://students-library.com/library/read/45654-rozovskie-malciki-v-russkoj-dramaturgii
Основные термины (генерируются автоматически): главный герой, добрый час, молодое поколение, труд, дальняя дорога, огромная роль, Сибирь, собственное предназначение, советская литература, физический труд.


Ключевые слова

труд, драматургия, Виктор Розов

Похожие статьи

Уроки нравственности в пьесе Виктора Розова «В добрый час!»...

В пьесе «В добрый час!» трое сверстников из Сибири, приехавших в Москву поступать в институт, встречаются с тремя московскими ребятами.

Это глубоко обдуманный, выстраданный сомнениями и поисками свой собственный путь в жизни.

Забытые подвиги | Статья в журнале «Юный ученый»

− рассказать подрастающему поколению о подвигах советских людей, чтобы знали, помнили и чтили память о Великой Отечественной войне.

Первой женщиной, которая получила звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, была Зоя Космодемьянская.

Герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева | Молодой ученый

С большим трудом удалось её выровнять и посадить на замерзшее озеро в узком ущелье.

В конце XX века подвиг Алексея Маресьева повторили многие советские солдаты, оказавшиеся

С Героем Советского Союза Валерием Бурковым журналисты могут говорить часами, поту...

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Образ человека труда является квинтэссенцией производственного романа, как особого жанра советской литературы. На каждом из этапов развития жанра мы видим, как концептуальное содержание понятия «труд» находит воплощение в литературных характерах.

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Для молодого поколения, живущего в век постмодернистской игровой литературы, очень важную роль играют произведения о войне, несущие

В 1930-1940-ые годы прошлого века советская литература была представлена сельскохозяйственными и производственными...

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Советская власть понимала, что кино можно сравнить со «средствами массового поражения», т. к. кино — это самое доступное широким слоям населения зрелище.

Если проанализировать фильмы различных стран, то можно заметить тенденцию в схожести героев фильмов.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Победу отстояло предвоенное поколение советских людей, которые не только самоотверженным подвигом, героическим трудом, но и

Советский человек победил фашизм не только силой оружия, но и силой нашей культуры, потому что культура является барометром...

Жанрово-стилевое своеобразие творчества...

 В статье рассматривается жанрово-стилевое своеобразие творчества Д. М. Мамина-Сибиряка. На примере очерка «Бойцы» автор статьи демонстрирует новаторство представителя социологического направления в литературе.

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Главный герой данного произведения (обязательно ребенок) возвращается

По дороге к нему подходит таинственный человек и рассказывает об некотором острове, невидимом и

Далеко не каждое произведение классиков русской литературы вызывало к себе подобный интерес...

Похожие статьи

Уроки нравственности в пьесе Виктора Розова «В добрый час!»...

В пьесе «В добрый час!» трое сверстников из Сибири, приехавших в Москву поступать в институт, встречаются с тремя московскими ребятами.

Это глубоко обдуманный, выстраданный сомнениями и поисками свой собственный путь в жизни.

Забытые подвиги | Статья в журнале «Юный ученый»

− рассказать подрастающему поколению о подвигах советских людей, чтобы знали, помнили и чтили память о Великой Отечественной войне.

Первой женщиной, которая получила звание Героя Советского Союза во время Великой Отечественной войны, была Зоя Космодемьянская.

Герои, повторившие подвиг Алексея Маресьева | Молодой ученый

С большим трудом удалось её выровнять и посадить на замерзшее озеро в узком ущелье.

В конце XX века подвиг Алексея Маресьева повторили многие советские солдаты, оказавшиеся

С Героем Советского Союза Валерием Бурковым журналисты могут говорить часами, поту...

Образ героя и эволюция темы труда производственного романа

Образ человека труда является квинтэссенцией производственного романа, как особого жанра советской литературы. На каждом из этапов развития жанра мы видим, как концептуальное содержание понятия «труд» находит воплощение в литературных характерах.

Роль литературы о войне в нравственном воспитании

Для молодого поколения, живущего в век постмодернистской игровой литературы, очень важную роль играют произведения о войне, несущие

В 1930-1940-ые годы прошлого века советская литература была представлена сельскохозяйственными и производственными...

Кино как средство патриотического воспитания | Статья в журнале...

Советская власть понимала, что кино можно сравнить со «средствами массового поражения», т. к. кино — это самое доступное широким слоям населения зрелище.

Если проанализировать фильмы различных стран, то можно заметить тенденцию в схожести героев фильмов.

Изобразительное искусство 1941–1945 годов как важный фактор...

Победу отстояло предвоенное поколение советских людей, которые не только самоотверженным подвигом, героическим трудом, но и

Советский человек победил фашизм не только силой оружия, но и силой нашей культуры, потому что культура является барометром...

Жанрово-стилевое своеобразие творчества...

 В статье рассматривается жанрово-стилевое своеобразие творчества Д. М. Мамина-Сибиряка. На примере очерка «Бойцы» автор статьи демонстрирует новаторство представителя социологического направления в литературе.

Художественное своеобразие произведений В. П. Крапивина...

Главный герой данного произведения (обязательно ребенок) возвращается

По дороге к нему подходит таинственный человек и рассказывает об некотором острове, невидимом и

Далеко не каждое произведение классиков русской литературы вызывало к себе подобный интерес...

Задать вопрос