Связь представления родителей об «идеальном родителе» и их позиции по отношению к развитию ребенка
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Связь представления родителей об «идеальном родителе» и их позиции по отношению к развитию ребенка

Исследовалась связь представлений родителей об «идеальном родителе» и их позиции по отношению к развитию ребенка. Выборка: 40 матерей в возрасте от 24 до 42 лет, имеющих детей дошкольного возраста. Методики: «Выявление позиции родителей по отношению к развитию ребенка» (Е. Л. Пороцкая, В. Ф. Спиридонов), «Представление об идеальном родителе» (Р. Г. Овчарова). Результаты: были описаны особенности представления об «идеальном родителе» у родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка. Выявлена связь представлений современных родителей об «идеальном родителе» с их позицией по отношению к развитию своего ребенка. Гипотеза исследования подтвердилась.
Поделиться в социальных сетях
0
Библиографическое описание

Загалова, М. Т. Связь представления родителей об «идеальном родителе» и их позиции по отношению к развитию ребенка / М. Т. Загалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — URL: https://moluch.ru/archive/373/81213/ (дата обращения: 02.08.2021).



Исследовалась связь представлений родителей об «идеальном родителе» и их позиции по отношению к развитию ребенка. Выборка: 40 матерей в возрасте от 24 до 42 лет, имеющих детей дошкольного возраста. Методики: «Выявление позиции родителей по отношению к развитию ребенка» (Е. Л. Пороцкая, В. Ф. Спиридонов), «Представление об идеальном родителе» (Р. Г. Овчарова). Результаты: были описаны особенности представления об «идеальном родителе» у родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка. Выявлена связь представлений современных родителей об «идеальном родителе» с их позицией по отношению к развитию своего ребенка. Гипотеза исследования подтвердилась.

Ключевые слова: идеальный родитель, родительская позиция, представления, развитие ребенка, образ родителя.

В современной науке постоянно дискуссируется тема кризиса современной семьи, на которой сказались глобальные изменения в обществе конца XX в. — начала XXI в. Сегодня отмечается размывание родительских ролей и неопределенность их задач. При этом требования со стороны общества к современным родителям достаточно высоки [3]. В связи с этим у многих родителей просматривается стремление к идеальному родительству.

Интерес к проблеме «идеального родительства» появился в конце прошлого века [2, 5, 6]. Возникновение данной проблемы опосредует необходимость научного осмысления появившегося в современном обществе противоречия, заключающегося в разногласиях между ожиданиями со стороны социума конкретного поведения родителей и существующими практиками реализации родительских функций. Исследования истории семьи позволили выявить трансформацию родительских ролей на разных исторических и социокультурных этапах и в различных условиях [1, 2, 4, 6].

В современной ситуации у родителей нет четко заданной модели родительства, которой они могли бы следовать, но при этом есть достаточно большие ожидания со стороны общества. Занимая определённую позицию по отношению к своему ребенку, которая формируется под влиянием целого ряда факторов, современные родители имеют и представления, о том, каким должен быть родитель. Нам представляется интересным посмотреть, как видят идеального родителя родители, занимающие различные позиции по отношению к развитию ребенка.

Это определило цель исследования : выявить представления об «идеальном родителе» у родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка.

Была выдвинута гипотеза исследования : представления об «идеальном родителе» у современных родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка имеют свою специфику.

Выборка : в исследовании приняли участие: 40 матерей в возрасте от 24 до 42 лет, проживающих в городе Москве и воспитывающих ребенка дошкольного возраста.

В ходе исследования были использованы следующие методики :

Опросник «Выявление позиции родителей по отношению к развитию ребенка» (Е. Л. Пороцкая В. Ф. Спиридонов) позволяет выявить позицию родителя по отношению к развитию ребенка, которая выражается в ориентации на акселерацию / амплификацию развития ребенка (шкала А) и в активности / пассивности участия родителя в данном процессе (шкала В).

Опросник «Представление об идеальном родителе» Р. Г. Овчаровой позволяет выявить выраженность 6-ти показателей, отражающих представления об идеальном родителе: положительное — отрицательное; должное — необязательное; теплое — холодное; предлагаемое — отвергаемое; достижимое — неосуществимое; простое — сложное. При этом каждый из показателей имеет 3 компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Для статистической обработки данных применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты. На первом этапе анализа полученных данных задача состояла в том, чтобы соотнести позицию родителя по отношению к развитию ребенка, которая имеет две составляющих и может быть выражена одним из четырех вариантов (акселерация-активность, акселерация-пассивность, амплификация-активность, амплификация-пассивность), с их представлением об идеальном родителе, которое включает когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент.

Рассмотрим соотношение родительских позиций в выборке наиболее распространённой родительской позицией является позиция пассивной акселерации (50 %), далее идёт позиция пассивной амплификации (30 %) и активной амплификации (15 %). Менее всего выражена позиции активной акселерации (5 %).

Проанализировав полученные данные, мы выделили, какой из компонентов представления об идеальном родителе (когнитивный, эмоциональный или поведенческий) в большей степени выражен у родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка. Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 1.

Наиболее выраженный компонент представлений об идеальном родителе у родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка (в %)

Рис. 1. Наиболее выраженный компонент представлений об идеальном родителе у родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка (в %)

Было установлено, что у 6,7 % родителей, придерживающихся позиции акселерация-активность, т. е. направленных на ускорение развития ребенка, не учитывающих его возрастных особенностей и активно включенных в этот процесс, в представлении об идеальном родителе наиболее выражен эмоциональный компонент. У 46,7 % родителей, придерживающихся позиции акселерация-пассивность, т. е. направленных на ускорение развития ребенка, не учитывающих его возрастных особенностей и не включенных в процесс развития ребенка, в представлении об идеальном родителей наиболее выражен поведенческий компонент. Если говорить о представлениях об идеальном родителе у родителей, придерживающихся позиции амплификации (46,6 %), т. е. учитывающих особенности возраста и содействующих их наиболее полной реализации, среди них, вне зависимости от активной или пассивной позиции в 20 % и 26,6 % преобладает когнитивный компонент представления об идеальном родителе.

Также мы рассмотрели наименее выраженный компонент представления об идеальном родителе (когнитивный, эмоциональный или поведенческий) у родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка. Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 2.

Наименее выраженный компонент представлений об идеальном родителе у родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка (в %)

Рис. 2. Наименее выраженный компонент представлений об идеальном родителе у родителей с разной позицией по отношению к развитию ребенка (в %)

Было установлено, что у 10 % родителей с активной позицией и 60 % родителей с пассивной позицией, направленных на ускорение развития ребенка, не учитывающее его возрастных особенностей, в представлении об идеальном родителе наименее выражен когнитивный компонент. При этом у 30 % родителей, придерживающихся позиции амплификация-пассивность, т. е. учитывающих особенности возраста, но не включённых активно в процесс развития ребенка, слабее всего выражен эмоциональный компонент представления об идеальном родителе. В группе родителей с позицией амплификация-активность не было выявлено наиболее слабого типа представлений об идеальном родителе.

Далее рассматривалось соотношение родителей, не имеющих выраженного компонента представлений об идеальном родителе, в соответствии с различными типами родительской позиции.

Было установлено, что среди родителей, не имеющих выраженного типа родительской позиции, 80 % относятся к типам акселерация-пассивность (40 %) и амплификация-пассивность (40 %). При этом 20 % таких родителей относятся к типу амплификация-пассивность. Среди родителей с позицией акселерация-активность не было респондентов с невыраженным компонентом представлений об идеальном родителе.

Далее анализировались связи между представлениями родителей об идеальном родителе и их позициями по отношению к развитию ребенка. Использовался критерий ранговой корреляции Спирмена.

Была обнаружена значимая корреляционная связь шкалы А (амплификация — акселерация) со шкалами «Теплое — холодное (эмоциональный аспект)» (ρ=0,321; р<0,05) и «Простое — сложное (поведенческий аспект)» (ρ=0,342; р<0,05).

Обнаружена значимая корреляционная связь шкалы В (активность — пассивность) со шкалами «Должное — необязательное (когнитивный аспект)» (ρ=0,455; р<0,01), «Должное — необязательное (эмоциональный аспект)» (ρ=0,358; р<0,05), а также «Простое — сложное (поведенческий аспект)» (ρ=0,424; р<0,01).

То есть, чем выше у родителя выражено стремление следовать за естественным развитием ребенка, в противовес желанию ускорить его развитие, тем более эмоционально мягким, ласковым и теплым он видит образ идеального родителя и тем в большей степени считает, что родитель не должен слишком сильно вмешиваться в жизнь ребенка, ограничивать его и критиковать.

При этом, чем выше у родителя выражена готовность участвовать в развитии ребенка по сравнению с желанием отстраниться от этого, тем в большей степени он склонен считать, что идеальный родитель иногда может быть несправедливым, чего-то не знать и не ставить детей на первое место, что он может быть раздраженным, не интересоваться детьми и не гордиться ими, а также, что он не должен слишком сильно вмешиваться в жизнь ребенка, ограничивать его и критиковать.

Далее анализировались взаимосвязи отдельных показателей родительской позиции по отношению к развитию ребенка с их представлениями об идеальном родителе.

Была обнаружена значимая корреляционная связь шкалы Акселерации со шкалами «Простое — сложное (когнитивный аспект)» (ρ=0,316; р<0,05), «Должное — необязательное (поведенческий аспект)» (ρ=0,413; р<0,01), «Простое — сложное (поведенческий аспект)» (ρ=0,448; р<0,01).

Также была выявлена значимая корреляционная связь шкалы Активности со шкалами «Положительное — отрицательное (когнитивный аспект)» (ρ=0,521; р<0,01), «Должное — необязательное (когнитивный аспект)» (ρ=0,372; р<0,05), «Теплое — холодное (когнитивный аспект)» (ρ=0,566; р<0,01), «Предлагаемое — отвергаемое (когнитивный аспект)» (ρ=0,490; р<0,01), «Простое — сложное (когнитивный аспект)» (ρ=0,409; р<0,01), «Положительное — отрицательное (эмоциональный аспект)» (ρ=0,379; р<0,05), «Теплое — холодное (эмоциональный аспект)» (ρ=0,315; р<0,05), «Предлагаемое — отвергаемое (эмоциональный аспект)» (ρ=0,342; р<0,05), «Простое — сложное (эмоциональный аспект)» (ρ=0,355; р<0,05), «Положительное — отрицательное (поведенческий аспект)» (ρ=0,448; р<0,01), «Теплое — холодное (поведенческий аспект)» (ρ=0,468; р<0,01), «Достижимое — неосуществимое (поведенческий аспект)» (ρ=0,443; р<0,01), «Простое — сложное (поведенческий аспект)» (ρ=0,469; р<0,01).

То есть, чем выше стремление родителя ускорить развитие ребенка, тем в большей степени идеальный родитель видится ему не принимающим решения за ребенка, снисходительным и уважающим его, не вмешивающимся в его жизнь, не критикующим и не ограничивающим его свободу а также тем в большей степени родитель может быть неопытным, проводить с ребенком мало времени и больше жить для себя.

Чем выше активная включенность родителя в развитие ребенка, тем в большей степени он склонен видеть идеального родителя как сильного, благоразумного, практичного, бескорыстного и ответственного, склонного принимать детей, сотрудничать с ними, доверять и прощать им их ошибки, и при этом понимающего, что родитель может чего-то не знать и может не всегда ставить детей на первое место, не принимать за них лишних решения, а также склонен относится к ним снисходительно и уважительно.

Также, чем выше активная включенность родителя в развитие ребенка, тем в большей степени он представляет идеального родителя счастливым, радостным и добрым, эмоционально мягким, ласковым и теплым, одобряющим, жалеющим и любящим, а также готовым к родительству, не стыдящимся за ребенка и не боящимся извиниться перед ним.

И, наконец, чем выше активная включенность родителя в развитие ребенка, тем в большей степени в его представлении идеальный родитель отдыхает, воспитывает и обучает ребенка, хвалит, балует и опекает его, при этом тем в большей степени он не склонен вмешиваться в жизнь ребенка, ограничивать его свободу и критиковать его, а также тем в большей степени он признает, что не всегда может повлиять на ребенка, иногда командует им и не всегда выполняет его капризы.

Обсуждение результатов и выводы. Анализ наиболее выраженных компонентов представлений об идеальном родителе показал: родители с позицией «акселерация-активность» в качестве наиболее значимого аспекта идеального родителя выделяют эмоциональный; родители с позицией «акселерация-пассивность» в качестве наиболее значимого аспекта идеального родителя выделяют поведенческий компонент; родители с позицией амплификации, независимо от активной или пассивной позиции, в качестве наиболее значимого аспекта идеального родителя выделяют когнитивный компонент.

Анализ наименее выраженных компонентов представлений об идеальном родителе у родителей показал: родители с позицией акселерации, независимо от уровня активности, менее всего склонны представлять идеального родителя через когнитивный компонент; родители с позицией «амплификация-пассивность» менее всего склонны описывать идеального родителя через эмоциональный компонент; в группе родителей, учитывающих возрастные особенности ребенка и занимающих активную позицию по отношению к его развитию, не было выявлено наиболее слабого компонента представлений об идеальном родителе.

Анализ группы родителей, не имеющих выраженного типа родительской позиции, показал, что отсутствие выраженного компонента представлений об идеальном родителе в наибольшей степени свойственно родителям, занимающим пассивную позицию в отношении развития ребенка, и менее всего свойственно родителям, занимающим позицию ускоренного развития ребенка и активно включенным в данный процесс.

Анализ взаимосвязей представления родителей о развитии ребенка и их представлений об идеальном родителе показал, что, чем выше активная включенность родителя в развитие ребенка, тем более позитивным видится ему образ идеального родителя, причем во всех аспектах: когнитивном, эмоциональным и поведенческом.

Заключение. Проведенное исследование позволило выявить связь представлений современных родителей об «идеальном родителе» с их позицией по отношению к развитию своего ребенка: представление об «идеальном родителе» как о свободном, либеральном, имеющим много времени на себя связано со стремлением ускорить развитие ребенка; представление позитивного, эмоционально теплого образа «идеального родителя» связано с активной включенностью родителя в развитие ребенка.

Выдвинутая гипотеза подтвердилась. Результаты исследования могут быть использованы в индивидуальном консультировании, при сопровождении родителей как субъектов семейных отношений; а также в процессе реализации программ высшего профессионального образования по психологическим и психолого-педагогическим направлениям подготовки, в учебных курсах

Литература:

  1. Абрамов Я. В. Брак и семья. — М.: Книга по Требованию, 2013. — 656 c.
  2. ГолодС. И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // Социс, 2008. — № 1. — С. 42–45.
  3. Поливанова К. Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование, 2015. Т. 7. № 2. С. 1–11. DOI: 10.17759/psyedu.2015070301
  4. Пушкарева Н. Л. Русская женщина: история и современность. История изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800–2000: Материалы к библиографии / Н. Л. Пушкарева. — М.: Ладомир, 2002. — 526 с.
  5. Римашевская Н. М. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования / Н. М. Римашевская. — М.: Наука, 2014. — 714 c.
  6. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и ее проблемы. — М.: Статистика, 2018. — 224 c.

основные термины

генерируются автоматически
идеальный родитель, родительская позиция, представления, развитие ребенка, образ родителя
публикация
№31 (373) июль 2021 г.
дата публикации
июль 2021 г.
рубрика
Психология
язык статьи
Русский
Принята к публикации