Специфика досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 12.06.2021

Статья просмотрена: 517 раз

Библиографическое описание:

Баженова, О. А. Специфика досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования / О. А. Баженова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82378/ (дата обращения: 20.04.2024).



Главным звеном в системе местного управленческого аппарата во все времена являлся представительный орган. Именно с его помощью реализуется большая часть функций всей системы. Данное обстоятельство ставит сам процесс образования представительных органов не в возможность, а в обязанность муниципалитетов. Без представительного органа не может существовать ни одно муниципальное образование в России.

Представительный орган — это ни что иное, как выборный орган. Действует он только на территории муниципального образования. Отличает этот орган и перечень подлежащих его полномочиям функций. Компетенция этого органа строго ограничена муниципальными вопросами. Его деятельность — квинтэссенция интересов населения конкретного муниципалитета, возведенная в ранг нормативного акта.

Здесь на первое место выходит то скрытое, что таится за компетенцией представительного органа — его сущность и назначение.

Основным сущностным фактором, отличающим представительный орган от иных органов местного самоуправления, является его деятельность в области нормотворчества. Сфера его деятельности — поселение, городской округ, внутригородской район, внутригородское муниципальное образования. Состоит этот орган из депутатов [1, ст. 35].

ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 года перечисляет компетенцию представительного органа через раскрытие вопросов, возможных для разрешения на этом уровне:

— организационно-правовая деятельность муниципальных представительных органов. Органу допустимо определять то минимальное количество депутатов, которое допустимо на сессиях, сроки осуществления своих полномочий;

— досрочное прекращение деятельности, в том числе основания и порядок такого мероприятия.

Среди основных причин, по которым допустима ситуация досрочности прекращения полномочий органа, обычно на практике случается та, одна из которых перечислена законом. В этом же акте указан и орган — законодательный, субъекта РФ — имеющий право распустить представительный орган муниципалитета.

Законами федерального уровня прописана ответственность и органов, и должностных лиц муниципалитета. Для привлечения к ответственности должно вступить в силу соответствующее решение суда. Суд выносит подобное решение при наличии признаков несоответствия основному закону страны. Однако недопустимо нарушать не только основной, но и иные федеральные и федеральные конституционные законы. Должно наказываться также и наступление на конституции (уставы) субъектов РФ и даже самих муниципалитетов. Не должно оставаться без реагирования и случаи ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий [1, ст. 72]. О. Е. Кутафин приравнивает такую ответственность с последствиями неблагоприятного характера, применяемыми к нарушителям [3, с. 540].

Есть и другой подход. Ответственность — тот ответ, который дает государство в моменты совершения правонарушения уполномоченным лицом — имеет неблагоприятный характер для нарушителя [2, с. 60].

ФЗ от 6 октября 2003 года в статье 73 особо оговаривает процесс роспуска представительного органа муниципалитета:

1 этап. Принятие нормативного правового акта. Установление его противоречия Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

2 этап. Дается время муниципальному органу на устранение допущенных нарушений — трехмесячный срок со дня вступления в силу решения суда. Устранение допустимо вплоть до отмены несоответствующего закону акта [5, с. 54].

3 этап. Высшее должностное лицо должно внести проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования. Это должно произойти не позднее, чем по истечении одного месяца после вступления в силу решения суда о ненадлежащем качестве нормативного акта.

4 этап. Соответствующий закон субъекта РФ подписывается. Закон обнародуется. Со дня вступления этого закона в силу полномочия представительного органа прекращаются.

Роспуск представительного органа муниципального образования не необратим — допускается обжалование закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования. Срок — 10 дней. Начало течения — день вступления в силу в судебном порядке. Дальше нужно учитывать еще 10 дней — в этот срок суд может рассматривать жалобу. Если жалоба не отменила роспуск, то представительный орган досрочно распускается — досрочно прекращаются и его полномочия.

Если свести все эти этапы воедино, то получается, что ответственность у представительного органа имеет несколько отложено. Казалось бы, что ответственность должна наступить непосредственно за незаконный акт. Однако на самом деле в конечном итоге представительный орган распускается только по факту неисполнения решения суда. А. А. Сергеев отмечает: «Можно ежедневно издавать незаконные акты и в случае своевременного исполнения судебных решений не бояться ответственности в виде прекращения полномочий. Можно, исполнив судебное решение об отмене незаконного акта, в тот же день издать новый акт с другим названием и спокойно ждать несколько месяцев нового судебного решения» [4, с. 361]. Считаем эту позицию вполне обоснованной и отражающей суть проблемы.

Опасность заключается еще и в том, что достаточно банального формального несоответствия акта законодательству РФ, чтобы инициировать роспуск представительного органа. Об этом очень ярко говорит И. А. Алексеев: «Не всякое нарушение закона должно становиться основанием для досрочного прекращения полномочий. Здесь требуется осторожный и весьма взвешенный подход. Следует учитывать и степень тяжести нарушения. И только в случае грубого нарушения закона, повлекшего либо которое могло повлечь существенные неблагоприятные последствия, необходимо применять крайнюю меру ответственности в виде досрочного прекращения полномочий [2, с. 60]».

На наш взгляд сегодня ситуация с досрочным прекращением полномочий представительного органа муниципального образования очень пробельна и чревата практическими проблемами.

И все это происходит наряду с тем, что роспуск представительного органа в муниципалитете — вещь очень серьезна, так как может существенно подорвать финансы местного самоуправления — последующие выборы депутатов достаточно затратные. Все это свидетельствует о крайности мер в виде роспуска представительного органа — прежде этого нужно попытаться разрешить вопрос более лояльными и менее существенно влияющими на жизнь муниципалитета и интересы населения [2, с. 69].

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
  2. Алексеев И. А. Содержание и виды муниципально-правовой ответственности // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 57–72.
  3. Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М., 2019. 559 с.
  4. Сергеев А. А. Проблемы конституционно-правовой ответственности в системе местного самоуправления // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2017. 365 с.
  5. Шугрина Е. С. Особенности конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления // Современное право. 2016. № 12. С. 49–57.
Основные термины (генерируются автоматически): представительный орган, муниципальное образование, досрочное прекращение полномочий, местное самоуправление, орган, Российская Федерация, субъект РФ, неблагоприятный характер, незаконный акт, нормативный акт.


Похожие статьи

местное самоуправление, Российская Федерация, орган...

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Поэтому, вопросы удаления в отставку главы муниципального образования должны решаться в основном на...

местное самоуправление, Российская Федерация...

муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, действующее законодательство, представительный орган, акт, муниципальная служба, нормативный правовой акт, Российская Федерация...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 6. Акты органов муниципальной власти.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган...

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

местное самоуправление, местная администрация, муниципальное образование, Российская Федерация, местное значение...

Федеральное законодательство в механизме реализации...

Полномочия органов местного самоуправления определены не только в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является базовым в системе местного самоуправления...

Понятие, полномочия и положение представительного органа...

Местное самоуправление является органом публичной власти в муниципальных образованиях. Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, таких как здравоохранение, образование...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

Каждый субъект Федерации полномочен, при определении характера правового

При этом собственное правовое регулирование субъектов РФ в рамках единой системы правового

Кокотов Н. А. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов Федерация и их...

Разграничение компетенций главы муниципального...

 Ключевые слова: глава муниципального образования, местный представительный орган, местное самоуправление, муниципальная

Приказы главы муниципального образования, не содержащие правовых норм, не могут быть признаны нормативными правовыми актами, а...

местное самоуправление, Российская Федерация...

местное самоуправление, муниципальное образование, Российская Федерация, юридическая техника, представительный орган

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах...

Похожие статьи

местное самоуправление, Российская Федерация, орган...

Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти». Поэтому, вопросы удаления в отставку главы муниципального образования должны решаться в основном на...

местное самоуправление, Российская Федерация...

муниципальное образование, местное самоуправление, местное значение, действующее законодательство, представительный орган, акт, муниципальная служба, нормативный правовой акт, Российская Федерация...

Законодательное регулирование местного самоуправления...

5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 6. Акты органов муниципальной власти.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта РФ...

местное самоуправление, Российская Федерация, орган...

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

местное самоуправление, местная администрация, муниципальное образование, Российская Федерация, местное значение...

Федеральное законодательство в механизме реализации...

Полномочия органов местного самоуправления определены не только в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является базовым в системе местного самоуправления...

Понятие, полномочия и положение представительного органа...

Местное самоуправление является органом публичной власти в муниципальных образованиях. Местное самоуправление — это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения, таких как здравоохранение, образование...

Правовые особенности собственного правового регулирования...

Каждый субъект Федерации полномочен, при определении характера правового

При этом собственное правовое регулирование субъектов РФ в рамках единой системы правового

Кокотов Н. А. Разграничение и согласование полномочий РФ, субъектов Федерация и их...

Разграничение компетенций главы муниципального...

 Ключевые слова: глава муниципального образования, местный представительный орган, местное самоуправление, муниципальная

Приказы главы муниципального образования, не содержащие правовых норм, не могут быть признаны нормативными правовыми актами, а...

местное самоуправление, Российская Федерация...

местное самоуправление, муниципальное образование, Российская Федерация, юридическая техника, представительный орган

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах...

Задать вопрос