Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 12.06.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Шкляева, Н. А. Анализ эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков» / Н. А. Шкляева, А. В. Захарчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 361-364. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82369/ (дата обращения: 25.04.2024).



Актуальность: Для успешного трудоустройства выпускники безусловно должны обладать необходимым уровнем квалификации, теоретическими и практическими знаниями. Однако работодатели всё чаще отмечают значимость «мягких навыков» («soft skills») для эффективной деятельности молодых специалистов. Статья рассматривает вопрос об эффективности внеучебной деятельности, как способа формирования «мягких навыков» у студентов Сургутского политехнического колледжа.

Настоящее исследование строится на гипотезе, согласно которой предполагается, что студенты, принимающие активное участие во внеучебной деятельности колледжа, имеют высокий уровень сформированности «гибких навыков» (soft skills).

Для достижения цели и подтверждения гипотезы было проведено анкетирование среди студентов колледжа по методике Лаборатории компетенций Soft Skills Южного Федерального Университета и Центра карьеры ЮФУ. Респондентам была предложена анкета [3], предлагающая 55 утверждений, описывающих проявления 11 компетенций, на которые опрашиваемый должен выбрать ответ в соответствии со шкалой, данной рядом с утверждением. По итогам анкетирования баллы по каждой компетенции суммируются и выводится уровень сформированности компетенции.

В процессе проведения эксперимента опрошено 100 респондентов. Все участники исследования были разделены на две группы: экспериментальная — 47 человек (студенты, принимающие активное участие во внеучебной жизни колледжа: представители студенческого самоуправления, творческих коллективов, спортивных секций, военно-патриотического клуба, интеллектуального клуба) и контрольная — 53 человека (студенты, не принимающие участие, либо минимально задействованные во внеучебной жизни колледжа, принимающие разовые участия в мероприятиях).

Для формулировки выводов по результатам используются следующие контрольные точки: уровень опыта (сумма баллов по компетенции 19 и более), уровень развития (сумма баллов более 15 и менее 19) и начальный уровень (сумма баллов меньше 15).

Уровень «опыта» подразумевает, что студент успешно использует компетенцию для решения стандартных рабочих задач. В новых, нестандартных ситуациях компетенция проявляется в виде отдельных фрагментов. Человек четко осознает суть компетенции, демонстрирует модели поведения, подтверждающие ее. Сознательно отслеживает поведенческие проявления компетенции в собственном поведении и поведении окружающих. В анкетировании уровень опыта начинается с 19 баллов в сумме ответов по компетенции.

Уровень «развития» предполагает, что человек владеет компетенцией ограниченно, в виде отдельных элементов. Компетенция проявляется в простых или знакомых ситуациях и не проявляется в незнакомых, сложных ситуациях. Уровень развития в анкетировании начинается с 15 баллов в сумме ответов по компетенции.

На «начальном» уровне человек не владеет компетенцией. Характерные для компетенции поведенческие проявления и модели демонстрирует редко или не демонстрирует совсем, а также не понимает важности компетенции, не пытается ее применять и развивать.

Результаты эксперимента представлены на рисунке 1.

Результаты анализа эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков» у студентов СПК

Рис. 1. Результаты анализа эффективности внеучебной деятельности как способа формирования «гибких навыков» у студентов СПК

Сравнение уровня сформированности компетенций:

 По компетенции «Комплексное многоуровневое решение проблем» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 17,47 (развитие), у контрольной группы — 16,56 (развитие) — рисунок 1.

 Компетенция «Критическое мышление» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 18,69 (развитие), у контрольной группы — 18,67 (развитие).

 Компетенция «Креативность» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 17,01 (развитие), у контрольной группы — 15,56 (развитие).

 Компетенция «Управление людьми» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 18,09 (развитие), у контрольной — 15,59 (развитие).

 Компетенция «Сотрудничество с другими» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 20,06 (опыт), у контрольной — 18,28 (развитие).

 Компетенция «Эмоциональный интеллект» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 19,00 (опыт), у контрольной — 18,44 (развитие).

 Компетенция «Суждение и принятие решений» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 19,67 (опыт), у контрольной — 18,56 (развитие).

 Компетенция «Клиентоориентированность» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 20,05 (опыт), у контрольной — 16,34 (развитие).

 Компетенция «Умение вести переговоры» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 17,32 (развитие), у контрольной — 17,91 (развитие).

 Компетенция «Когнитивная гибкость» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 19,77 (опыт), у контрольной — 18,22 (развитие).

 Компетенция «Эффективный поиск работы» средний уровень сформированности компетенции у экспериментальной группы — 19,71 (опыт), у контрольной — 16,44 (развитие).

По результатам анкетирования выявлено, что у ребят, относящихся к группе «активистов» (экспериментальная группа), в среднем уровень сформированности «гибких навыков» выше, чем у участников контрольной группы. Экспериментальная группа демонстрирует уровень опыта (ожидаемый уровень развития) по шести из одиннадцати компетенций: сотрудничество с другими (20,06), эмоциональный интеллект (19,00), суждение и принятие решений (19,67), клиентоориентированность (20,05), когнитивная гибкость (19,77), эффективный поиск работы (19,71), в то время как респонденты контрольной группы по всем компетенциям демонстрируют уровень развития (уровень ниже ожидаемого).

Таким образом, результаты эксперимента позволяют сделать вывод, что внеучебная деятельность в Сургутском политехническом колледже является эффективным средством формирования «гибких навыков» студентов.

Литература:

  1. Богдан Е. С. Развитие soft skills как важный компонент формирования компетенций конкурентоспособных выпускников инженерных направлений // Вестник евразийской науки. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soft-skills-kak-vazhnyy-komponent-formirovaniya-kompetentsiy-konkurentosposobnyh-vypusknikov-inzhenernyh-napravleniy (дата обращения: 01.12.2020).
  2. Управление конкурентоспособностью: учебник и практикум для вузов / под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 447 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–03257–4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449954 (дата обращения: 15.10.2020).
  3. Лаборатория компетенций soft skills: [сайт]. — 2017. — URL: http://softskills.sfedu.ru/ (дата обращения: 01.04.2021). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, экспериментальная группа, контрольная группа, развитие, уровень, внеучебная деятельность, сумма баллов, уровень опыта, уровень развития, Сургутский политехнический колледж.


Похожие статьи

Инновационные способы и средства оценки компетенций по...

Ключевые слова: компетенции, тестирование, уровень сформированности. Для определения уровня формирования компетенций студентов Педагогического колледжа, используются различные инновационные способы и средства организации учебного процесса и оценки...

Квалификационный экзамен как форма аттестации по...

Раздел 4. «Опыт диагностики интересов, склонностей и уровня развития УУД учащихся

Формирование учебной деятельности младших школьников. учебная деятельность

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий...

Критерии и уровни сформированности... | Молодой ученый

Понятие «уровень» отражает диалектический характер процесса развития

Данный уровень характеризуется низкой степенью понимания необходимости развития

Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по...

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

На стадии эксперимента мы выясняли исходный уровень профессиональной адаптации студентов, основные мотивы обучения и профессионального выбора, активности в

Рис. 1. Динамика развития личностных качеств студентов экспериментальной группы (в процентах).

Опыт реализации программы по развитию смысложизненных...

Рис. 5. Уровни сформированности СЖО у учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе исследования (по Д. А. Леонтьеву). За положительное направление измерения в начале и в конце эксперимента был взят уровень СЖО учащихся.

Представление опытно-экспериментального исследования по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа

экспериментальная группа, показатель, контрольная группа, воспитательная работа, класс, учащийся, активный вид деятельности...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

- Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешности работы над проектом; во время работы учитель должен придерживаться правил, раскрывающих перед учащимся ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

Результаты апробации модели организации педагогической...

На философском и общенаучном уровне методологии концептуальными основаниями для

‒ идея о профессионально-личностном развитии практиканта в процессе прохождения

На технологическом уровне методологии концептуальными основаниями для разработки модели...

Диагностика уровня сформированности социокультурной...

Уровень знаний определяется суммарно: низкий уровень знаний — от 1 до 30 баллов

Опыт применения знаний невелик, вследствие чего ценность социокультурных знаний признается

Высокий уровень знаний характеризуется осмысленным и гибким владением знаниями в...

Похожие статьи

Инновационные способы и средства оценки компетенций по...

Ключевые слова: компетенции, тестирование, уровень сформированности. Для определения уровня формирования компетенций студентов Педагогического колледжа, используются различные инновационные способы и средства организации учебного процесса и оценки...

Квалификационный экзамен как форма аттестации по...

Раздел 4. «Опыт диагностики интересов, склонностей и уровня развития УУД учащихся

Формирование учебной деятельности младших школьников. учебная деятельность

Экспериментальная работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий...

Критерии и уровни сформированности... | Молодой ученый

Понятие «уровень» отражает диалектический характер процесса развития

Данный уровень характеризуется низкой степенью понимания необходимости развития

Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по...

Анализ и результаты опытно-экспериментальной работы по...

На стадии эксперимента мы выясняли исходный уровень профессиональной адаптации студентов, основные мотивы обучения и профессионального выбора, активности в

Рис. 1. Динамика развития личностных качеств студентов экспериментальной группы (в процентах).

Опыт реализации программы по развитию смысложизненных...

Рис. 5. Уровни сформированности СЖО у учащихся экспериментальной группы на контрольном этапе исследования (по Д. А. Леонтьеву). За положительное направление измерения в начале и в конце эксперимента был взят уровень СЖО учащихся.

Представление опытно-экспериментального исследования по...

экспериментальная группа, контрольная группа, уровень, методика, профессиональная адаптация, опытно-экспериментальная работа

экспериментальная группа, показатель, контрольная группа, воспитательная работа, класс, учащийся, активный вид деятельности...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

- Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности — залог успешности работы над проектом; во время работы учитель должен придерживаться правил, раскрывающих перед учащимся ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

Результаты апробации модели организации педагогической...

На философском и общенаучном уровне методологии концептуальными основаниями для

‒ идея о профессионально-личностном развитии практиканта в процессе прохождения

На технологическом уровне методологии концептуальными основаниями для разработки модели...

Диагностика уровня сформированности социокультурной...

Уровень знаний определяется суммарно: низкий уровень знаний — от 1 до 30 баллов

Опыт применения знаний невелик, вследствие чего ценность социокультурных знаний признается

Высокий уровень знаний характеризуется осмысленным и гибким владением знаниями в...

Задать вопрос