Использования средств лечебной физической культуры в постиммобилизационном периоде спортсменов-баскетболистов высокой квалификации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 15.06.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Михель, О. И. Использования средств лечебной физической культуры в постиммобилизационном периоде спортсменов-баскетболистов высокой квалификации / О. И. Михель, М. Ю. Кириллова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 374-378. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82361/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлены мероприятия, направленные на рациональное построение тренировочного процесса и управление тренировочными нагрузками спортсменами.

Ключевые слова: средства лечебной физической культуры, постиммобилизационный период, учебно-тренировочный процесс, средства восстановления спортсменов-баскетболистов высокой квалификации.

The article presents activities aimed at the rational construction of the training process and the management of training loads by athletes.

Keywords: means of remedial physical culture, post-immobilization period, educational and training process, means of rehabilitation for highly qualified basketball players.

В современном спорте проблема восстановления так же важна, как и сама тренировка, поскольку невозможно достичь высоких результатов только за счет увеличения объема и интенсивности нагрузок. Частые физические перегрузки приводят к перенапряжению опорно-двигательного аппарата и различным предпатологическим состояниям. Поэтому в теории и практики спортивной подготовки, спортсменов-баскетболистов высокой квалификации возрастает необходимость применения наиболее эффективных средств лечебной физической культуры в постиммобилизационном периоде после перенесенных травм опорно-двигательного аппарата спортсменов-баскетболистов высокой квалификации.

Цель исследования теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить влияние средств лечебной физической культуры на восстановление спортсменов-баскетболистов высокой квалификации в постиммобилизационном периоде.

Методы и этапы исследования теоретический анализ научно-методической литературы, изучение документации, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент.

Первый этап был посвящён анализу организации учебно-тренировочного процесса, анализу тренировочных программ, индивидуальных планов подготовки, спортивных дневников, спортсменов-баскетболистов высокой квалификации в постиммобилизационном периоде.

Второй этап связан с обоснованием и определением подходов в построении учебно-тренировочного процесса в постиммобилизационный период, особенностей применения средств лечебной физической культуры, разработка комплексов лечебной физической культуры для спортсменов-баскетболистов высокой квалификации в период восстановления.

Третий этап посвящён реализации и проверки влияния средств лечебной физической культуры на динамику восстановление спортсменов-баскетболистов высокой квалификации в постиммобилизационном периоде.

Результаты и их обсуждение. Постиммобилизационный период спортсменов-баскетболистов высокой квалификациивключал в себя разработанный намиряд профилактики мероприятий, которые включают в себя средства рационального построения тренировочного процесса, систему планирования и управления тренировочными нагрузками. Использование нетрадиционных методов тренировки. Рациональное сочетание средств общей, специальной, физической, технико-тактической, подготовки. Эффективное построение разминки, растяжка. Моделирование соревновательной подготовки.

Также санитарно-гигиенические мероприятия, входят в систему профилактики. Санитарное состояние мест занятий. Исправность и надёжность спортивного инвентаря. Соответствие экипировки условиям проведения тренировки. Возможность осуществления гигиенических процедур после тренировки.

Система восстановительных мероприятий во время тренировочных занятий, после тренировочных занятий, в течение дня, в микроцикле была разработана для профилактики травм и заболеваний у спортсменов-баскетболистов высокой квалификации. Педагогические методы восстановления, физиотерапевтические методы, правильное питание.

Комплексные средства восстановления:

Педагогические — целесообразное построение тренировочного процесса, рациональное соотношение объёма и интенсивности упражнений, переключение нагрузок, увеличение интервала отдыха в тренировке, чередование тренировочных микроциклов, снижение нагрузок. Исключение монотонности в тренировках.

Медико-биологические — сбалансированное питание, витаминизация, использование пищевых добавок и минеральных солей. Физические средства: физиотерапия, массаж, самомассаж, гидротерапия. Медикаментозные средства. Всё это должно входить в комплексную систему профилактики заболеваний и травм в годичном цикле подготовки спортсменов.

На начальном этапе использовались простые упражнения, а затем упражнения с небольшим весом, выполняемые в среднем темпе. При этом спортсмен довольно точно мог оценивать свое состояние и свои ощущения и в случае необходимости вовремя прекратить тренировку, чтобы избежать перегрузки или повторной травмы. С ростом тренированности нагрузку постепенно увеличивали за счет количества повторений, а не за счет увеличения веса отягощения.

Были разработаны комплексы средств лечебной физической культуры спортсменов-баскетболистов высокой квалификации в постиммобилизационном периоде. Для перенесённых травм голеностопного сустава и суставов стопы, для коленного сустава.

Примерный комплекс физических упражнений на растягивание активные упражнения, являющиеся эффективным средством восстановления утраченных функций, применявшиеся в сочетании с массажем.

Пассивные упражнения: оказывающие существенное воздействие на опорно-двигательный аппарат спортсмена. Выполнялись упражнения с помощью, сначала с небольшой амплитудой и малым числом повторений, затем с постепенным увеличением.

Комплекс массажа при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата входит в систему восстановления в постиммобилизационном периоде. Массаж при перенапряжении нервно-мышечного аппарата, при микротравмах, повреждениях мышц (растяжения, надрывы, разрывы, ушибы), травматические бурситы в области надколенника, повреждение мениска коленного сустава.

Данный комплекс был разработан для улучшения кровообращения и окислительно-восстановительных процессов, для тонизирующего воздействия на организм и способствующий скорейшему восстановлению работоспособности спортсмена, восстановлению функции травмированного органа.

Комплекс силовых упражнений с амортизаторами. Особенность упражнений с амортизатором состоит в том, что в преодолевающей фазе упражнения усилие возрастает к концу, а в уступающей фазе — наоборот, резко уменьшается по ходу траектории рабочих движений, силовые упражнения с амортизаторами дают хорошие результаты при восстановлении после спортивных травм.

Также нами было разработано примерное содержание восстановительного микроцикла в постиммобилизационном периоде подготовки спортсменов-баскетболистов высокой квалификации. Примерное содержаниевосстановительного микроцикла представлено в таблице 1.


Таблица 1

Примерное содержание восстановительного микроцикла

Дни микро-

цикла

Направленность занятий

Преимущественный

метод тренировки

Объём нагрузки(км), интенсивность в ЧСС уд./мин. (зона интенсивности)

Режим

выполнения

1

Техническая

Равномерный

12–15

140–170 (II)

Восстанавливающий

2

Поддержание общей выносливости

Переменный

15–20

140–170 (II)

Поддерживающий

3

Активный отдых

х.т. (60 мин.)

кол-во выстрелов(100)

4

Поддержание скоростно-силовых способностей

Равномерный

110–140 (I)

Поддерживающий с использованием непредельных отягощений с максимальным числом повторений, использованием статических упражнений)

5

Активный отдых

Комплексная тренировка через тренажёр

х.т. (30 мин.)

кол-во выстрелов(100)

50 (без нагрузки)

50 (комплексная через тренажёр)

Поддерживающий

6

Активный отдых

(плавание в бассейне)

Равномерный

110–140 (I)

Восстанавливающий

7

День отдыха

-

-

-


В структуру восстановительного микроцикла включались средства с использованием восстановительного и поддерживающего режима с соответствующим объёмом и интенсивностью физических нагрузок с учётом условий проведения тренировочных занятий в постиммобилизационный период. Содержание восстановительного микроцикла направлено на восстановление и поддержание функциональных систем организма спортсменов-баскетболистов высокой квалификации в период восстановления.

Напряженный характер работы спортсменов-баскетболистов во время тренировок предъявляет повышенные требования предельной мобилизации работоспособности организма. В то же время современный баскетбол отличается быстро изменяющимся темпом игры и большой производительностью участия в соревнованиях.

С целью проверки эффективности применения средств восстановления в постиммобилизационном периоде подготовки спортсменов-баскетболистов высокой квалификации нами был проведен педагогический эксперимент. Для формирования контрольной и экспериментальной группы нами были проанализированы спортивные дневники спортсменов-баскетболистов высокой квалификации по основным параметрам содержания тренировочного процесса и тренировочных нагрузок.

По полученным результатам проведенного анализа парным способом и при помощи таблицы случайных чисел были сформированы контрольная и экспериментальная группы, характеристика исходных данных представлены в таблице 2.

Таблица 2

Характеристика исходных данных испытуемых контрольной и экспериментальной групп

Показатели

КГ

( n =10)

МС-4 чел.

КМС-6 чел

X ср ± σ

ЭГ

( n =10)

МС-4 чел.

КМС-6 чел

X ср ± σ

Достоверность

t кр.

t р.

P

Объём нагрузок, кол-во

4376 ± 87,2

4336±77,4

2,1

1,8

>0,05

Количество тренировочных занятий

372±8,3

362±9,2

2,1

0,9

>0,05

Пропущено тренировочных занятий по болезни

23±1,3

23±0,9

2,1

0,5

>0,05

Количество занятий в восстановительном режиме

29±0,7

27±0,3

2,1

0,4

>0,05

Выводы. По результатам полученных данных мы видим, что показатели основных параметров тренировочного процесса в контрольной и экспериментальной группы не имеют достоверных различий (p>0,05). Полученные данные указывают на соблюдение необходимых требований при проведении педагогического эксперимента. Объём нагрузок в контрольной и экспериментальной группе не имеет существенных различий. Количество тренировочных занятий и в той и другой группе практически одинаково составляет 372 занятия в контрольной группе и 362 тренировочных занятия в экспериментальной. Пропущенных занятий по причине болезни и в той и другой группе составило 23 дня. Занятия в восстановительном режиме 29 и 27 дней соответственно.

Литература:

  1. Вуттен, М. Как стать баскетбольным тренером и добиться успеха / М. Вуттен, Д. Вуттен — М.: Национальный баскетбольный проект «Бруклинский Мост», 2016–304 с.
  2. Иорданская, Ф. А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов — резерва спорта высших достижений (этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования) / Иорданская Ф. А. -Советский спорт, 2017. — 818 c.
  3. Никитушкин, В. Г. Комплексный контроль в подготовке юных спортсменов. Монография / В. Г. Никитушкин. — Москва: Наука, 2013. — 806 c.
  4. Пономарев А. В., Вавилов А. Л. Повышение Эффективности дальних бросков с игры в баскетболе у студентов ВГУ И ВГСХА / Актуальные проблемы физической культуры и спорта и пути их решения — ВятГу (Киров), 2017. — 343 с.
  5. Яхонтов, Е. Р. Подготовка высококвалифицированных спортсменов (баскетбол): популярные системы позиционного нападения в современном баскетболе / Е. Р. Яхонтов, Б. Е. Лосин, С. Н. Елевич, Л. Н. Минина, С. В. Рудакас — СПб.: Издательство НГУ им П. Ф. Лесгафта, 2016–168 с.
Основные термины (генерируются автоматически): высокая квалификация, лечебная физическая культура, тренировочный процесс, экспериментальная группа, восстановительный микроцикл, занятие, активный отдых, нагрузка, педагогический эксперимент, учебно-тренировочный процесс.


Ключевые слова

учебно-тренировочный процесс, средства лечебной физической культуры, постиммобилизационный период, средства восстановления спортсменов-баскетболистов высокой квалификации

Похожие статьи

Сравнительный анализ специально-технической подготовленности...

Параметры тренировочной нагрузки соревновательного микроцикла зависят от его ранга и уровня

- трех разовые тренировочные занятия в день (в условиях учебно-тренировочных и

Структура и содержание тренировочной нагрузки «сверхударного» микроцикла у...

Характеристика и содержание предсоревновательной подготовки...

В представленной статье рассматриваются вопросы управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток 12-13 лет на этапе

Структура и содержание тренировочного дня и занятий планировалась в зависимости от задач разрешаемых микроциклом, и носили...

Эффективность использования специальных вспомогательных...

Суть экспериментальной методики заключалась в добавлении в тренировочный процесс специальных вспомогательных упражнений для жима лежа, в разрез устоявшееся схеме обычных базовых упражнений в жиме лежа, которыми являются: классический жим лежа на...

Развитие навыков юных футболистов | Статья в журнале...

Эффективность построения тренировочного процесса юных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов ("7Р») у юных футболистов может начаться...

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Многолетний тренировочный процесс целесообразно рассматривать как единый процесс

На данном этапе спортсмены должны изучать основные группы технических приемов и способы

При организации тренировочного процесса на данном этапе необходимо предусмотреть и...

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

Управление тренировочным процессом в пожарно-прикладном спорте на основе

Данная группа тренировочных заданий развивающей направленности была составлена на основе

2000 упражнений для легкоатлетов: Учебное пособие для физкультурных учебных заведений.

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

Построение учебно-тренировочного процесса юных спортсменов в режиме продленного дня общеобразовательной школы на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить: 1. единообразие методики разносторонней подготовки

Оптимизация подготовки футболистов высокой квалификации...

Статья посвящена вопросам оптимизации тренировочных нагрузок футболистов высокой квалификации в годичном цикле.

Основные термины (генерируются автоматически): тренировочный процесс, микроцикл, подготовительный период, упражнение, соревнование...

Самостоятельная физическая подготовка курсантов

Физическая культура в силу своей специфики являются методологической и практической основой интегративной оздоровительной деятельности. Она позволяет человеку осознать не только телесную, но и социальную сущность. Занятиями физическими упражнениями играют...

Похожие статьи

Сравнительный анализ специально-технической подготовленности...

Параметры тренировочной нагрузки соревновательного микроцикла зависят от его ранга и уровня

- трех разовые тренировочные занятия в день (в условиях учебно-тренировочных и

Структура и содержание тренировочной нагрузки «сверхударного» микроцикла у...

Характеристика и содержание предсоревновательной подготовки...

В представленной статье рассматриваются вопросы управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток 12-13 лет на этапе

Структура и содержание тренировочного дня и занятий планировалась в зависимости от задач разрешаемых микроциклом, и носили...

Эффективность использования специальных вспомогательных...

Суть экспериментальной методики заключалась в добавлении в тренировочный процесс специальных вспомогательных упражнений для жима лежа, в разрез устоявшееся схеме обычных базовых упражнений в жиме лежа, которыми являются: классический жим лежа на...

Развитие навыков юных футболистов | Статья в журнале...

Эффективность построения тренировочного процесса юных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов ("7Р») у юных футболистов может начаться...

Содержание и структура многолетней подготовки спортсменов

Многолетний тренировочный процесс целесообразно рассматривать как единый процесс

На данном этапе спортсмены должны изучать основные группы технических приемов и способы

При организации тренировочного процесса на данном этапе необходимо предусмотреть и...

Разработка и обоснование стандартных тренировочных заданий...

Управление тренировочным процессом в пожарно-прикладном спорте на основе

Данная группа тренировочных заданий развивающей направленности была составлена на основе

2000 упражнений для легкоатлетов: Учебное пособие для физкультурных учебных заведений.

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

Построение учебно-тренировочного процесса юных спортсменов в режиме продленного дня общеобразовательной школы на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить: 1. единообразие методики разносторонней подготовки

Оптимизация подготовки футболистов высокой квалификации...

Статья посвящена вопросам оптимизации тренировочных нагрузок футболистов высокой квалификации в годичном цикле.

Основные термины (генерируются автоматически): тренировочный процесс, микроцикл, подготовительный период, упражнение, соревнование...

Самостоятельная физическая подготовка курсантов

Физическая культура в силу своей специфики являются методологической и практической основой интегративной оздоровительной деятельности. Она позволяет человеку осознать не только телесную, но и социальную сущность. Занятиями физическими упражнениями играют...

Задать вопрос