Разработка стратегических направлений развития сельскохозяйственных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Сельское хозяйство

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 14.06.2021

Статья просмотрена: 1512 раз

Библиографическое описание:

Маляр, В. А. Разработка стратегических направлений развития сельскохозяйственных организаций / В. А. Маляр. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 204-207. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82343/ (дата обращения: 18.04.2024).



Ключевые слова: SWOT-анализ, стратегический анализ, сельскохозяйственные организации, метод.

Введение

Интенсивное развитие продовольственных рынков, рыночных отношений и технологий в аграрном секторе привело к тому, что условия функционирования предприятий АПК постоянно изменяются. Поэтому непрерывный анализ внутренней и внешней среды стал играть огромную роль для успешного развития сельскохозяйственного предприятия. Исхода из этого, изучение методов стратегического анализа и возможности их использования в сельскохозяйственных предприятиях на данный момент является достаточно актуальным направлением научных исследований. Целью исследования является изучение содержания и методики одного из популярнейших инструментов стратегического планирования — SWOT- анализа, и применение данного метода для анализа факторов внешней и внутренней среды сельскохозяйственного предприятия ООО «Амурская зерновая компания».

  1. Содержание и методика SWOT -анализа

SWOT-анализ — это метод, который позволяет оценить фактическое положение, стратегические возможности организации путем определения ее сильных и слабых сторон, выявления внешних возможностей и угроз. Это позволяет понять какие трудности могут возникнуть в будущем у предприятия, какие новые перспективы и возможности могут появится. [1]

Данный метод был разработан в 1963 году американским профессором К.Эндрюсом.

Общий принцип анализа — обеспечение стратегического соответствия внутренних возможностей организации (ее сильных и слабых сторон) условиям внешней среды (то есть прибыльности и рыночной доле организации, условиям отрасли и конкуренции, рыночным возможностям, внешним угрозам).

Данный метод показывает:

— какие ресурсы и возможности понадобятся предприятию в будущем для реагирования на новые условия внешней среды и получения прибыли;

— будут ли сильные стороны оставаться таковыми в будущем;

— позволит ли ресурсный потенциал реализовывать новые конкурентные возможности;

— какие виды ресурсов и возможностей будут играть ключевую роль, а какие второстепенную.

SWOT-анализ подразумевает составление матрицы, которая представлена в виде таблицы 1.

Таблица 1

Матрица SWOT

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Сильные стороны (strengths)

Слабые стороны (weaknesses)

Внешняя среда

Возможности (opportunities)

Угрозы (threats)

Она включает в себя следующие разделы:

  1. Cильные стороны (strengths) — то, в чем она преуспела или где имеются какие-то дополнительные возможности. Это факторы, позволяющие создавать конкурентные преимущества.
  2. Слабые стороны (weaknesses) — отсутствие чего-то важного для функционирования, то, что ей пока не удается по сравнению с конкурентами, и ставит в неблагоприятное положение.
  3. Возможности (opportunities) — это благоприятные обстоятельства, которые организация может использовать для получения конкурентного преимущества.
  4. Угрозы (treats) — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на организацию: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей и т. д.

На три характеристики организация может повлиять. Например, устранить недостатки (слабые стороны) за счет внедрения новых технологий, решений (реализации возможности) и усилить свои конкурентные преимущества (сильные стороны). SWOT-анализ учитывает также категорию внешних причин — угроз для развития предприятия. Это — природные катаклизмы, климат региона, курс валют, принятие новых законов, политическая ситуация в стране, демография и ряд других факторов.

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения SWOT-анализа:

  1. Выписываем основные цели, задачи компании или проекта. Выясняем, какие мотивы — зачем нужно развивать дело вам лично или для фирмы.
  2. Определяем и заносим в таблицу сильные и слабые стороны.
  3. Выписываем возможности компании, предприятия. Смотрим на преимущества. Определяем, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки.
  4. Определяем риски, которые могут повлиять на стратегию развития. Выясняем всё к чему нужно быть готовым на рынке.
  5. Анализируем, какое влияние характеристики могут оказывать друг на друга: то есть изучаются сильные стороны и возможности для того, чтобы стать ещё лучше; как использовать возможности для нивелирования недостатков; как преимущества защитят от неконтролируемых внешних факторов; какие мероприятия запустить, чтобы предупредить будущие риски.
  6. Формируем список выводов и рекомендаций.
  1. SWOT -анализ сельскохозяйственного предприятия ООО «Амурская зерновая компания»

ООО «Амурская зерновая компания» — эффективно действующие предприятие, которое осуществляет свою производственную деятельность в с.Золотоножка Константиновского района Амурской области.

Землепользование предприятия представлено земельным массивом общей площадью — 8 558 га, в том числе сельхозугодий — 7461 га, из них пашни 6 300 га, сенокосы — 1161 га. земли в собственности — 1750 га, арендованные — 5711 га.

Производственная структура предприятия представлена отраслью растениеводства.

Основными экономическими видами деятельности ООО «Амурская зерновая компания» являются:

— выращивание зерновых и зернобобовых культур;

— выращивание масличных культур.

Предприятие ежегодно в среднем за последние 3 года производит 5,5 тыс. тонн зерновых, 9 тыс. тонн сои.

Отрасль растениеводства направлена не только на производства товарной продукции, но и на производство семян сои, зерновых культур и обеспечение ими сельхозпроизводителей Амурской области и Дальневосточного региона.

В 2018 году ООО «Амурская зерновая компания» прошло аккредитацию, и имеет сертификат позволяющий заниматься производством и реализацией семян высших репродукций.

Среднесписочная численность работающих — 76 человек. Средний возраст работающих 40 лет.

На балансе предприятия состоит следующее имущество: объекты недвижимости — 25 ед.; трактора -22 ед., комбайны — 19 ед., автомобили- 29 ед., сельскохозяйственные машины и оборудование — 33 ед.

В общерайонном производстве продукции растениеводства на долю ООО «Амурская зерновая компания» приходится 25,6 % зерна, 9,3 % сои.

Предприятие на протяжение многих лет является прибыльным. Чистая прибыль в среднем за период 2017–2019 гг. составила 21 781 тыс. руб.

Применим вышеизложенный метод стратегического анализа и построим матрицу SWOT-анализа ООО «Амурская зерновая компания» (таблица 2).

Таблица 2

SWOT -анализ ООО «Амурская зерновая компания»

S (strengths) — Сильные стороны

W (weaknesses) — Слабые стороны

  1. Стабильное финансовое положение.
  2. Стабильность материально-технической базы, постоянное обновление основных средств.
  3. Производство качественных семян.
  4. Наличие базы по приемке, хранению и отгрузке продукции рядом с железной дорогой (с. Березовка).
  5. Постоянное внедрение новых технологий.
  1. 73 % используемых предприятием сельскохозяйственных угодий арендованные.
  2. Дебиторская задолженность.
  3. Один из зерносушильных комплексов требует модернизации.
  4. Дефицит квалифицированных кадров
  5. Плохо развит маркетинг. Отсутствие рекламы.

O (opportunities) — Возможности

T (treats) — Угрозы

  1. Привлечение средств бюджетов всех уровней в рамках действующих программ развития АПК.
  2. Повышение квалификации кадров в специализированных аграрных учебных заведениях на территории Амурской области и за ее пределами.
  3. Снижение арендной платы за использование сельскохозяйственных угодий путем приобретения их в собственность.
  4. Повышение конкурентоспособности за счет расширения ассортимента продукции.
  5. Страхование урожая.
  1. Погодные и климатические катаклизмы.
  2. Влияние государства на рынок сельскохозяйственной продукции (повышение экспортных пошлин или вовсе ограничение экспорта, госрегулирование цен).
  3. Ценовой диспаритет
  4. Ограничение транзита грузов через границу (отсутствие необходимых комплектующих и т. д.)
  5. Наращивание производства семян конкурентами

Проанализировав результаты SWOT-анализа ООО «Амурская зерновая компания» можно сделать следующие выводы:

  1. Необходимо продолжать обновлять материально-техническую базу и внедрять новые технологии, в том числе используя средства бюджетов всех уровней. Это поможет сохранить производство при снижении цены на производимую продукцию.
  2. Повысить конкурентоспособность и сохранить долю на рынке поможет планомерная работа над качеством и ассортиментом продукции.
  3. Также, нужно расширять базу по приемке, хранению и отгрузке продукции рядом с железной дорогой и модернизировать зерносушильный комплекс. Для данных целей также рекомендуется привлекать средства из всех уровней.
  4. Необходимо приобретать в собственность арендованные земли, это поможет снизить себестоимость продукции.
  5. Для снижения рисков невозврата денежных средств дебиторами рекомендуется работать по предоплате с покупателями или оплате по факту поставки с поставщиками.
  1. Для снижения дефицита квалифицированных кадров необходимо повышать квалификацию уже имеющихся сотрудников и привлекать молодых специалистов, обеспечивая дальнейшее обучение. Для этого в регионе имеются специализированные учебные заведения.
  2. Существует потребность в организации отдела маркетинга, который будет заниматься продвижением продукции предприятия.
  3. Избежать негативного влияния природных и климатических условий поможет страхование проблемных участков посевов.

Заключение

Изучив содержание и методику одного из популярнейших методов стратегического анализа — SWOT-анализа можно выделить ряд его достоинств:

 универсальность данного метода позволяет с легкостью применять его и для анализа сельскохозяйственных производителей;

 простота проведения и эффективность. Такой анализ может провести любой предприниматель или группа сотрудников без помощи профессионалов;

 позволяет оценить внутренний потенциал компании, ресурсы предприятия, определить возможные проблемы и разработать мероприятия по их нивелированию;

 помогает выявить угрозы, которые являются наиболее критичными в существующем положении, принять меры для эффективной защиты.

ООО «Амурская зерновая компания» стабильно развивающиеся и успешное предприятие, которое является одним из лучших в регионе.

Несмотря на небольшие используемые площади предприятие получает высокие урожаи. Все благодаря интенсификации технологий производства сельскохозяйственных культур, постоянного обновления материально-технической базы и внедрения новых технологий.

Но существует ряд факторов, которые замедляют успешное развитие организации:

  1. На предприятии функционирует линия по производству качественных семян, но существует необходимость развитии сбыта и продвижении продукции на рынке.
  2. ООО «Амурская зерновая компания», как и большинство сельскохозяйственных производителей области испытывает дефицит кадров. Для снижения дефицита необходимо повышать квалификацию уже имеющихся сотрудников и привлекать молодых специалистов, обеспечивая дальнейшее обучение. Для этого в регионе имеются специализированные учебные заведения.
  3. Большое количество используемых сельскохозяйственных угодий арендованные.
  4. Еще одной острой проблемой является отсутствие долгосрочных программ развития производства и предприятия в целом.

Литература:

  1. Нехланова А. М., Туманова М. Б. Стратегический менеджмент в АПК/ А. М. Нехланова, М. Б. Туманова. — Москва: КолосС, 2012. — 312 с. — ISBN 978–5-9532–0757–7.
  2. Васильева А. А. SWOT-анализ как инструмент стратегического планирования сельскохозяйственной организации/ А. А. Васильева// Системное управление. — 2015. — № 4. — С.40.
  3. Горлов А. В., Реймер В. В., Горлова Е. Е. Стратегический анализ развития аграрного сектора региональной экономики (на примере Амурской области)// Международный сельскохозяйственный журнал. — 2019. — № 4. — С. 43–47.
Основные термины (генерируются автоматически): SWOT, внешняя среда, Возможность, предприятие, сторона, стратегический анализ, Амурская область, материально-техническая база, внутренняя среда, дальнейшее обучение.


Похожие статьи

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

SWOT-анализ как таковой рассматривается в классических учебниках и монографиях по стратегическому менеджменту и ситуационному анализу, он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и...

Стратегический анализ внутренней среды организации

 В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе...

SWOT-анализ – выявление и решение возможных проблем...

Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей

Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

SWOT-анализ Тюменского государственного университета

Существует множество методов стратегического анализа, одним из самых универсальных является SWOT-анализ.

Проводить SWOT анализ необходимо как минимум 1 раз в год в период разработки стратегии

Возможности — положительные факторы внешней среды...

Исследование внутренней и внешней среды ОАО...

SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. [2] Проведем SWOT-анализ...

внутренней среды организации. Анализ внешней среды...

SWOT-анализ системы оценивания результатов обучения (контроля учебных достижений) студентов ИК по

Итак, анализ внутренней среды образовательного процесса, сопоставление характеристик контролирующих измерений кафедры с характеристиками других структур вуза...

SWOT-анализ города Белгорода | Статья в журнале...

 SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении перспектив развития объекта изучения на основе его сильных и слабых сторон, факторов риска и возможностей. Белгород — город на юге европейской территории России...

Проведение SWOT-анализа в учреждении дополнительного...

SWOT-анализ проводился в ходе проектной сессии в МАУ ДО «ВГ ДДТ» с помощью «мозгового штурма»

При проведении SWOT-анализа в МАУ ДО «ВГ ДДТ» участники проектной сессии смогли

Слабые стороны. 3.Реализуются индивидуальные и групповые программы обучения.

Применение методов стратегического планирования...

Ключевые слова:стратегическое планирование, SWOT-анализ, социальная сфера.

SWOT-анализ предполагает изучение влияния внутренних и внешних факторов.

- структура эффективна в условиях стабильной внешней среды, однако в быстро меняющихся условиях...

Похожие статьи

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

SWOT-анализ как таковой рассматривается в классических учебниках и монографиях по стратегическому менеджменту и ситуационному анализу, он позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и...

Стратегический анализ внутренней среды организации

 В статье рассматривается анализ внутренней среды организации с помощью метода SNW как способ влияния на формирование стратегии, а также формулируются рекомендации по повышению эффективности управления процессами выбора внешних ресурсов на основе...

SWOT-анализ – выявление и решение возможных проблем...

Стратегическое планирование – это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей

Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а

SWOT-анализ развития института экономики в техническом...

SWOT-анализ Тюменского государственного университета

Существует множество методов стратегического анализа, одним из самых универсальных является SWOT-анализ.

Проводить SWOT анализ необходимо как минимум 1 раз в год в период разработки стратегии

Возможности — положительные факторы внешней среды...

Исследование внутренней и внешней среды ОАО...

SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы. [2] Проведем SWOT-анализ...

внутренней среды организации. Анализ внешней среды...

SWOT-анализ системы оценивания результатов обучения (контроля учебных достижений) студентов ИК по

Итак, анализ внутренней среды образовательного процесса, сопоставление характеристик контролирующих измерений кафедры с характеристиками других структур вуза...

SWOT-анализ города Белгорода | Статья в журнале...

 SWOT-анализ — это метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении перспектив развития объекта изучения на основе его сильных и слабых сторон, факторов риска и возможностей. Белгород — город на юге европейской территории России...

Проведение SWOT-анализа в учреждении дополнительного...

SWOT-анализ проводился в ходе проектной сессии в МАУ ДО «ВГ ДДТ» с помощью «мозгового штурма»

При проведении SWOT-анализа в МАУ ДО «ВГ ДДТ» участники проектной сессии смогли

Слабые стороны. 3.Реализуются индивидуальные и групповые программы обучения.

Применение методов стратегического планирования...

Ключевые слова:стратегическое планирование, SWOT-анализ, социальная сфера.

SWOT-анализ предполагает изучение влияния внутренних и внешних факторов.

- структура эффективна в условиях стабильной внешней среды, однако в быстро меняющихся условиях...

Задать вопрос