Современные тенденции развития аудиторских услуг в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 11.06.2021

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Архипова, Т. О. Современные тенденции развития аудиторских услуг в России / Т. О. Архипова, А. А. Зверев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 212-215. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82317/ (дата обращения: 23.01.2022).



В данной статье анализируется рынок аудиторских услуг в Российской Федерации. Проанализирована динамика количества и доходов аудиторских организаций. Представлены и проанализированы статистические данные о доходах и объемах оказанных аудиторских услуг компаниями в зависимости от масштабов их деятельности.

Ключевые слова : аудит, аудиторская деятельность в России, аудиторские услуги, рынок аудиторских услуг.

Аудит — это внешний финансовый контроль, выполняемый независимыми специалистами (аудиторами), не работающими в данной организации. Целью аудита является оценка достоверности финансовой отчетности и законности совершенных операций, помощь в выявлении допущенных ошибок и их исправлении.

На российском рынке наблюдается тенденция к росту спроса аудиторских услуг в силу увеличения интеграции российских компаний в мировую экономику. Вместе с тем повышаются и требования к уровню и качеству аудиторских услуг. Стандартизация и унификация аудиторской деятельности считается одним из доминирующим направлением развития аудита в мире. Современный рынок аудиторско-консультационных услуг в России характеризуется следующими моментами:

– рост объемов аудиторско-консалтинговой деятельности и количества занятых в ней;

– возникновение новых видов и рынков консультационных услуг;

– имеющееся разнообразие организационных форм в вопросах консультирования;

– постоянное расширение количества и видов клиентских организаций;

– повышение качества аудита и консалтинга.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом навыков, умений и практик, которые сложились в мировой практике. Доля компаний, расположенных в Москве, в совокупной выручке составляет 82 %. Москва и Санкт-Петербург сегодня являются центрами русского консалтинга, и изменений пока не предвидится, по крайней мере, в ближайшем будущем. В международной практике аудит обеспечивает примерно 38–45 % дохода крупнейших аудиторско-консультационных фирм. [1]

На российском рынке аудиторских услуг наблюдается сокращение количества аудиторских организаций (см. табл. 1)

Таблица 1

Количество аудиторских организаций и аудиторов в Российской Федерации

На 01.01.2018

На 01.01.2019

На 01.01.2020

На 31.12.2020

Имеют право на осуществление аудиторской деятельности-всего, тыс.

4,8

4,7

4,5

4,2

В том числе

Аудиторские организации

4,2

4,1

3,9

3,6

Из них

Организации, в штате которых имеется аудитор с единым аттестатом

2,0

2,0

1,9

1,8

Индивидуальные аудиторы

0,6

0,6

0,6

0,6

[Источник : основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2020 году. Министерство финансов РФ]

Как видно из таблицы, за 3 года (2018–2021 гг.) количество аудиторских организаций сократилось на 14 % (600 организаций прекратили свою работу), количество индивидуальных аудиторов осталось неизменным.

Однако несмотря на сокращение аудиторских фирм, доходы компаний с каждым годом увеличиваются. (см. рис.1)

Динамика доходов аудиторских организаций за 2018–2020 гг., млрд. руб. [Источник: основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2020 году. Министерство финансов РФ]

Рис. 1. Динамика доходов аудиторских организаций за 2018–2020 гг., млрд. руб. [ Источник : основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2020 году. Министерство финансов РФ]

Так, прирост доходов аудиторский компаний за последние 3 года составил 1,4 млрд. руб.

Объем доходов компаний без учета крупнейших аудиторских организаций снизился на 0,2 млрд. руб., что снизило долю аудиторских компаний на рынке на 2 % с 51 % в 2018 году до 49 % в 2020 году.

Далее рассмотрим распределение доходов аудиторских компаний в зависимости от выручки (см. табл.2)

Таблица 2

Распределение доходов аудиторских услуг между малыми, средними и крупными компаниями

Выручка аудиторской организации, млн. руб

Доля в общем количестве аудиторских организаций, %

201 9

20 20

Менее 1,5

33,8

31,4

1,5–3,0

21,6

21,7

3,0–9,0

29,2

30,3

9,0–70,0

14,2

15,3

70,0–1500

1,1

1,2

Более 1500

0,1

0,1

[Источник: составлено автором на основе данных Министерства финансов РФ]

Таким образом, организации с выручкой до 1,5 млн. руб. составляют наибольшую долю в общем количестве аудиторских компаний — 31,4 %, следом за ним идут компании с выручкой от 3 до 9 млн. руб — 30,3 %. Наименьшую долю занимают компании с выручкой более 1500 млн. руб, которые занимают всего 0,1 % в общем количестве аудиторских компаний.

Таким образом, в РФ преобладающее количество аудиторских компаний являются малыми компаниями с выручкой от 1 до 9 млн. руб.

Однако несмотря на наименьшую доля крупнейших аудиторских компаний в общем количестве всех аудиторских фирм, они получили доходы в объеме 50,9 % от объема рынка аудиторских услуг в России. (см. рис. 2)

Доля оказанных услуг аудиторских организаций в общем объеме аудиторских услуг в зависимости от выручки [Источник: составлено автором по данным Министерства финансов РФ]

Рис. 2. Доля оказанных услуг аудиторских организаций в общем объеме аудиторских услуг в зависимости от выручки [Источник: составлено автором по данным Министерства финансов РФ]

Аудиторские компании с выручкой от 9 до 70 млн. занимают 17,9 % рынка, с выручкой от 70 до 1500 млн. руб. — 14,9 % рынка. Так как крупнейшими аудиторскими организациями в РФ являются компании «Большой четверки», это подтверждает наличие монополизации рынка аудиторских услуг компаниями Big4. [2]

В 2022 году, при проведении аудита за 2021 год, следует ожидать снижение доли оснований для обязательного аудита, так как финансовые показатели для проведения обязательного аудита были повышены и составили 800 млн. по выручке (в 2020 г.- 400 млн. руб.), и 400 млн. руб. по сумме активов (в 2020 г.- 60 млн. руб.) [3]

Таким образом, на российском рынке последние 3 года количество аудиторских организаций снижается, однако выручка аудиторских компаний с каждым годом увеличивается. Это говорит о том, что на рынке происходит консолидация, и малые аудиторские неконкурентоспособные компании вытесняются с рынка в силу ужесточения конкуренции.

Анализ аудиторских компаний по масштабам деятельности показал, что значительную долю рынка занимают малые компании с выручкой до 9 млн. руб., однако крупные компании с выручкой более 1500 млн.руб., занимающие всего 0,1 % российского аудиторского рынка, занимают 53,6 % доли рынка аудиторских услуг.

Литература:

  1. Ливенская Г. Н. Особенности развития международного рынка аудиторско-консалтинговых услуг//Международный бухгалтерский учет. — 2018. -Т.21, № 10.
  2. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2020 году. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=133388-osnovnye_pokazateli_rynka_auditorskikh_uslug_v_rossiiskoi_federatsii_v_2020_g.
  3. Федеральный закон «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 29.12.2020 N 476-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372633/
Основные термины (генерируются автоматически): компания, услуга, выручка, Российская Федерация, Россия, аудиторская деятельность, Министерство финансов РФ, российский рынок, рынок, основной показатель рынка.


Ключевые слова

аудит, рынок аудиторских услуг, аудиторская деятельность в России, аудиторские услуги
Задать вопрос