Занятия синхронным плаванием детей 5–6 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 11.06.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Мурачева, М. В. Занятия синхронным плаванием детей 5–6 лет / М. В. Мурачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 378-381. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82294/ (дата обращения: 24.01.2022).



В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) большое значение придаётся физическому развитию детей. Одними из наиболее эффективных считаются занятия в бассейне, в том числе синхронное плавание. Подобные занятия способствуют разностороннему развитию детей, включая укрепление нервной системы, развивают опорно-двигательный аппарат, формируют мышечный каркас, развивают навыки работы в коллективе и налаживают личные отношения между детьми дошкольного возраста. Именно по этой причине оздоровительное направление считается при занятиях ребёнка в бассейне. Автор приведённой ниже статьи ставит своей целью рассмотрение занятий синхронным плаванием детей в возрасте 5–6 лет в качестве одного из наиболее эффективных способов оздоровления ребёнка в ДОУ. Такие занятия рассматриваются как система обучения плаванию под музыку с выполнением статичных фигур.

Ключевые слова: синхронное плавание, элементы синхронного плавания, дошкольники, физическое воспитание, методика обучения.

In preschool educational institutions (DOW), great importance is attached to the physical development of children. One of the most effective classes is considered to be in the pool, including synchronized swimming. Such classes contribute to the versatile development of children, including strengthening the nervous system, develop the musculoskeletal system, form a muscular framework, develop teamwork skills and establish personal relationships between preschool children. It is for this reason that the wellness direction is considered when the child is engaged in the pool. The author of the article below aims to consider synchronized swimming classes for children aged 5–6 years as one of the most effective ways to improve the health of a child in preschool. Such classes are considered as a system of learning to swim to music with the performance of static figures.

Keywords: synchronized swimming, elements of synchronized swimming, preschool children, physical education, teaching methods.

Плавание считается одним из наиболее распространённых способов физического воспитания, которые приняты в образовательных учреждениях различного уровня — дошкольного, школьного, специального и высшего. Для них созданы специальные программы обучения, рассчитанные на те или иные возрастные группы. Занятия плаванием благотворно влияют на физическое развитие детей, подростков и молодых людей [4].

Потребность в движении является главным для детей дошкольного возраста, этим объясняется актуальность темы, которая рассматривает процесс совершенствования развития двигательно-опорного аппарата ребёнка при занятиях в бассейне. Одним из наиболее эффективным способом при этом считается синхронное плавание, которое не только укрепляет организм ребёнка, но и развивает чувство коллективизма, музыкальный вкус т творческое начало.

Для детей дошкольного и раннего школьного возраста характерна неусидчивость и быстрая возбудимость, что в современной педагогике объясняется синдромом гиперактивности. А вода в бассейне имеет температуру ниже температуры тела, поэтому оказывает успокаивающее действие. Этому способствует даже обычный душ. Плавание даже в течение короткого времени способно снять напряжение организма, успокоить ребёнка и обеспечить условия для крепкого сна.

Плавание отличается от простого купания или принятия душа. Это целый комплекс упражнений, который направлен на развитие различных групп мышц и дыхательной системы. Во время вдоха происходит значительное напряжение грудных мышц, которые начинают работать на преодоление внешнего давления воды. Но дети младшего возраста не вполне понимают, каким образом осуществляется плавание, поэтому обучение должно происходить только под контролем опытных педагогов.

Плавание для детей довольно сложное занятие, к которому до сих пор не существует грамотно разработанных практических пособий и методической литературы. Наиболее эффективными многими специалистами считается разработка методики использования для детей танцев на воде, или синхронного плавания.

Такой вид водного спорта сочетает в себе элементы плавания, спортивных танцев с музыкальным сопровождением, который наиболее всего подходит для девочек.

Это представляет для них огромное эстетическое и эмоциональное удовлетворение. Следует учитывать так же, что это сопровождается ритмической музыкой, использованием красивых купальных костюмов и даже специальной косметики, что является для девочек очень привлекательными.

Элементы синхронного плавания способствуют не только физическому развитию организма ребёнка, но и развитию его личностных качеств, среди которых можно отметить дисциплинированность, коллективизм, способность к принятию самостоятельных решений [1]. При этом необходимо учитывать, что для занятий таким сложным видом спорта, в отличие от других спортивных дисциплин, должен присутствовать серьёзный адаптационный период. Однако при этом, в отличие от других возрастов, необходимо личностное взаимодействие между воспитанником и воспитателем. И это касается не только ментального взаимодействия, но и специфических особенностей этих спортивных занятий. Прежде всего это учёт того, что спортивные занятия происходят в водной среде, которая нехарактерна для существования человека. Синхронное плавание так же предполагает музыкальное сопровождение, согласно которому у ребёнка развивается чувство ритма и музыкальной гармонии. Далее, исполнение тех или иных элементов синхронного плавания требует учёта со стороны ребёнка синхронных командных действий, что развивает в нём чувство коллективизма и принадлежности к команде, ведь только в этом случае может быть достигнут позитивный результат.

Важным моментом при этом считается запоминание материала занятий, которое подразделяется на механическое и логическое. Механическое запоминание считается более простым, поскольку состоит из многократного выполнения одних и тех же упражнений. Логическая память считается более сложной и включает в себя осознание исполнение различных элементов синхронного плавания и их связь друг с другом.

Обучение приёмами плавания для детей должно происходить постепенно, учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка. Для начала надо обучить простым правилам, которые просто позволят стабильно держаться на воде. Затем плавательные движения должны усложняться, при этом ребёнок, привыкая к плаванию в бассейне, приобретает способность выдерживать большие нагрузки. При этом надо понимать, что со стороны педагога важным моментом является формирование позитивного отношения ребёнку к выполняемым занятиям [7].

Опытные преподаватели понимают, что начало обучения основам синхронному плаванию должно происходить вне бассейна. Организм ребёнка должен привыкнуть к будущим нагрузкам, для этого наиболее подходят гимнастические упражнения и хореография. Гимнастика развивает гибкость организма и укрепляет мышечную структуру. Хореография позволяет хорошо воспринимать музыкальный ритм и выполнять необходимые движения синхронно с другими детьми. При этом необходимо постепенно повышать нагрузки, начиная с занятий хотя бы через день. Наиболее удачным вариантом при этом считаются занятия четыре раза в неделю.

В период начального обучения плаванию обычно используются два основных способа — кролем на спине и кролем на груди.

В процессе такого обучения у детей постепенно автоматически формируется навык принятия в бассейне горизонтального положения на груди или на спине. Параллельно с этим формируется способность правильного дыхания в условиях водного пространства, которая в дальнейшем должна сочетаться с усложнением плавательных движений. Далее начинается усвоение гребковых движений, которые позволяют правильно ощущать опору на воду.

Каждый преподаватель, начинающий занятия по обучению синхронному плаванию, должен учитывать индивидуальные способности каждого ребёнка, от чего зависит использование тех или иных способов и методов обучения, а также нагрузок.

Обучение основным элементам синхронного плавания так же должно происходить постепенно. Во-первых, это метод перехода от более простых элементов к более сложным. Во-вторых, изначально обучение должно начинаться вне бассейна, затем в бассейне на небольшой глубине (чтобы почувствовать воду) и только потом — на необходимой глубине к привыканию безопорного положения. Обучение основам синхронного плавания ставит перед собой три основные задачи — воспитательные, образовательные и оздоровительные.

К основным задачам, которые относятся к начальному уровню обучения, можно отнести следующие [2]:

– Создание позитивного отношения ребёнка к спорту;

– Увлечение плаваниям и занятиям на воде;

– Укрепление организма детей в результате получаемых спортивных нагрузок;

– Улучшение физических способностей, необходимых для занятий плаванием.

Синхронному плаванию рекомендуется обучение детей, уже обладающих некоторыми навыками по нахождению в водной среде.

Главным приёмом при начале обучения синхронному плаванию считается многократное повторение упражнений. При этом необходимо учитывать, что частые повторы одного и того же движения способны приводить к быстрому утомлению ребёнка. По этой причине необходимо разнообразить приёмы плавания, используя при этом различную музыку и спортивный инвентарь.

Параллельно с этим необходимо постоянное повышение нагрузок и длительности их воздействий, поскольку организм ребёнка к ним привыкает. Многократные повторения упражнений при их варьировании позволяет не только повысить физическую подготовку детей, но и формирует психологическую стабильность.

Так же нужно учитывать, что комплекс упражнений по синхронному плаванию состоит из отдельных элементов, поэтому сначала отработать их до автоматизма и только потом переходить к более сложным занятиям [6].

Большое значение при занятиях синхронным плаванием имеет способность детей к регулированию и задержке дыхания, поскольку значительная часть элементов происходит под водой. Это так же развивает двигательные движения и мелкую моторику, что считается очень важным для детского развития.

Занятия синхронным плаванием так же развивает и другие важные навыки, которые пригодятся ребёнку при дальнейшем школьным обучением. Здесь можно отметить несколько моментов: развитие общения со сверстниками, способность к освоению новых знаний, трудолюбие, способность выдерживать значительные физические нагрузки. А так же и другие знания и навыки, которые дети получают на коллективных занятиях синхронным плаванием. Всё это пригодится ребёнку после окончания дошкольного образовательного учреждения и поступления в среднюю общеобразовательную школу.

Плоский поддерживающий гребок ребёнку можно освоить просто научившись горизонтально держаться на воде лицом вверх. Это несложно, особенно если начинать обучение в мелком бассейне, в котором дети в любой момент могут встать на дно. Освоив этот простой приём, в дальнейшем ребёнок будет готов к освоению и более сложных элементов синхронного плавания, среди которых можно назвать продвигающие гребки, с помощью которых можно приступить к плаванию на груди и на спине. Это может создать основу для дальнейших занятий на профессиональном уровне в подростковом возрасте.

В отличие от природных водоёмов, в бассейне отсутствует течение, поэтому в нём лучше отрабатывать эффективность гребков, поскольку сопротивление воды минимальное. При этом важно научиться синхронному движению и руками, и ногами.

Обучение основам синхронному плаванию на начальном этапе подразделяется на два этапа, каждый из которых включает половину года. В первое полугодие изучаются основные приёмы держаться на воде и элементарные способы плавания. Только после этого можно перейти к более серьёзным упражнениям, к которым относятся основные гребки стандартного, плоского и обратного вида. Далее начинается собственно обучение синхронному плаванию, в которое входит горизонтальное плавание на груди и на спине, затем такие приёмы как плотная и обычная группировка, плавание на боку, работа в группах в согнутом состоянии, с коленом прижатом к груди и другие элементарные приёмы.

Для того, чтобы обучение синхронному плавания происходило более успешно, можно освоить приёмы, характерные для кроля на спине, среди них наиболее эффективными считаются гребок стандартный, обратный, а также смешанный, или «пропеллер».

Можно выделить несколько основных этапов по подготовке плавательных композиций [5]:

Первым из них является общее знакомство с таким видом спорта, как синхронное плавание. Для этого этапа важным моментом считается прислушивание к музыке, звучащей без изменения ритма. При этом для начала группа обучающихся должна быть небольшой — достаточно двух-четырёх человек. Чтобы облегчить обучение, первоначально занятия должны проходить параллельно с музыкой под счёт преподавателя. В этом случае детям проще воспринимать музыку и синхронизировать это восприятие с движениями, которые предлагаются к разучиванию инструкторами.

Для начала используются наиболее простые построения в виде круга или шеренги. При этом изучаются самые элементарные элементы синхронного плавания, при котором периодически должны происходить остановки при занятиях в мелком бассейне, чтобы дети могли встать на ноги. При этом желательно выбирать музыку хорошо известную детям.

Вторым этапом, когда дети уже привыкли к групповым занятия и изучили элементарные элементы синхронного плавания, следует создание индивидуальных программ с использование оригинальной музыки. При этом можно увеличить группы обучающихся до 4–6 человек. На этом этапе можно выбирать музыку с изменяемым ритмом и несколькими мелодиями. При этом важное значение имеет обучение не только правильному дыханию, но и приёмам выдоха в воду. На этом этапе так же могут вводится дополнительные спортивные предметы — мячи, обручи.

При этом необходимо соблюдать некоторые обязательные рекомендации:

  1. Спортивные способы плавания должны начинаться одновременно с обучением основных элементов и гребков.
  2. При нале групповых занятий необходимо пройти обучение опорным гребкам.
  3. Составление плоскостных связок после освоения основных позиций усиливает эмоциональное восприятие занятий.
  4. Формулировка основных заданий должна дополняться вспомогательными средствами кроме музыкального фона — командами, счётом, хлопками.

При проведении занятий с детьми по синхронному плаванию инструкторам необходимо соблюдать несколько основных правил. Надо постоянно разнообразить содержание занятий. Учитывать возрастные особенности. Разделять задания на начальную, основную и заключительную часть. При этом начальная часть должна составлять не более 15 % времени занятий, основная часть должна составлять примерно 70 % времени, заключительная часть — до 15 % времени. В это время преподаватели должны следить за физическим состоянием детей — они не должны переутомляться и правильно выполнять все упражнения.

Если подводить итоги, то можно сказать, что изучение элементов синхронного плавания способствует всестороннему развитию ребёнка. После освоения основных элементов дети без особых проблем могут продолжить обучение индивидуальному спортивному плаванию на профессиональном уровне. Конечно, не всем детям это необходимо, но общефизическое развитие при этом не помешает.

Литература:

  1. Водные виды спорта: учебник для студентов высших учебных заведений / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич и др. — М.: Академия, 2017. — 320 с.
  2. 3вягинцева Т. М. Биомеханические основы техники гребковых движений в синхронном плавании: учебник / Т.М. 3вягинцева. — Краснодар, 2016. — 63 с.
  3. Максимова М. Н. Методика первоначального обучения синхронному плаванию / М. Н. Максимова //Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК. — М., 1989. — 43 с.
  4. Многолетняя спортивная тренировка в синхронном плавании: учеб. пособие / М. Н. Максимова, А. Р. Воронцов, Г. В. Максимова, В. Н. Максимов, М. С. Боголюбская. — М.: РГУФК, 2016. — 58 с.
  5. Осокина Т. И. Обучение детей плаванию в детских садах: учебник/ Т. И. Осокина, Т. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. — М.: Просвещение, 2015. — 159 с.
  6. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / А. А. Кашкин, О. И. Попов, В. В. Смирнов. — М.: Советский спорт, 2008. — 216 с.
  7. Протченко Т. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие/ Ю. А. Семенов, Т. А. Протченко. — М.: АРС, 2018. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): синхронное плавание, занятие, ребенок, обучение, плавание, элемент, бассейн, вод, движение, водная среда.


Ключевые слова

физическое воспитание, методика обучения, дошкольники, синхронное плавание, элементы синхронного плавания
Задать вопрос