Представления о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста: понятие, содержание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 09.06.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Лысых, О. Ю. Представления о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста: понятие, содержание / О. Ю. Лысых, Е. М. Ходеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 334-338. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82202/ (дата обращения: 25.01.2022).



В настоящее время существуют различные экологические проблемы в дошкольном образовании. Одной из важных является формирование экологически развитой личности. Изучением данного вопроса в своих трудах рассматривали Г. С. Батищев [2], Л. С. Игнаткина [6], Н. Н. Кондратьева [7], С. Н. Николаева [10], Н. А. Рыжова [11], В. А. Ясвин [16] и др..

Старший дошкольный возраст является важным периодом в личностном развитии ребенка, именно в этом возрасте формируются умственные и нравственные качества, закладывается фундамент представлений.

Представления о полезных ископаемых по своему содержанию являются экологическими. Поэтому в нашей статье вначале мы остановимся на определении сущности и содержании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе И. В. Цветкова рассматривает формирование представлений о взаимодействии человека и природы в рамках экологического образования дошкольников. Содержание данных представлений раскрывает через последовательность природа — человек — взаимодействие [15].

Экологические представления С. Н. Николаева рассматривает как обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом [9].

Анализ научной литературы показал, что экологические представления определяются как представления о взаимосвязях в системе человек — природа и в самой природе; представления, отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости.

Содержание экологических представлений дошкольников отражает сведения о взаимосвязях человека с окружающей средой, зависимости его жизни и здоровья от внешних факторов.

В исследованиях Л. М. Маневцовой [7], раскрывается содержание экологических представлений с позиции экоцентрической парадигмы (модели), исходя из основных понятий современного естествознания, отражающих особенности: растений, как живых существ из идеи единства организма и среды; роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды (С. Н. Николаева [9]; представление о человеке как биосоциальном существе (Л. Г. Нисканен).

Содержание экологических представлений дошкольников раскрываются через основные понятия и разделы биологии: аутэкологию, демэкологию (изучает взаимосвязь популяций разных видов растений и животных с занимаемым ареалом), синэкологии (взаимосвязь сообществ живых организмов со средой совместного проживания).

Самым подходящим для понятия детей является, по мнению С. Н. Николаева [9], раздел аутэкология. Дошкольники окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице, домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно.

Аутэкология раскрывает механизм взаимосвязи живого существа со средой обитания, отвечает на вопрос, как происходит это взаимосвязь. Внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности растений и животных доступны восприятию дошкольника, поэтому и в целом знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятно.

Внешние проявления функционирования (у животных это поведение) также доступны наглядно — образному мышлению ребёнка и интересны ему. Маленького ребёнка могут привлечь динамичность поведения животного: быстрая смена образов легко сосредотачивает на себе его еще неустойчивое внимание и восприятие, дает «пищу» для размышлений [9].

Главное понятие синэкологии — это сообщество живых существ и его среда обитания, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно — следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами.

Имеется три уровня экосистем: микроэкосистемы (трухлявый пень); мезоэкосистемы (лес, пруд, луг); макроэкосистемы (океан, континент).

Можно выделить специальное экологическое понятие «взаимодействие человека с природой», с помощью которого легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, на экосистемы в целом или на их отдельные звенья.

Формироваться и усложнятся экологические представления могут на протяжении всего дошкольного периода.

Во многих педагогических исследованиях показана способность дошкольников к усвоению связей, зависимостей, существующих в природе. Была доказана доступность детям старшего дошкольного возраста знаний о зависимости роста и развития растений от наличия внешних факторов среды (П. Г. Саморукова, А. Ф. Захаревич, Л. Е. Образцова, Н. К. Постникова, Г. А. Ковальчук, И. А. Хайдурова и др.) [13].

Н. Н. Кондратьева изучала и доказала возможность освоения старшими дошкольниками знаний о животных и растениях как живых организмах [8].

В. П. Арсентьева посвятила свою работу усвоению дошкольниками первоначальных представлений о биоценозе [1].

Все рассмотренные работы ученых доказывают:

— возможности осмысленного освоения детьми сложного взаимодействия между растениями, животными и природной средой, что влияет на развитие мышления ребенка;

— уровень развития старших дошкольников дает возможность формировать у них представления о целостности природы, о зависимости человека, от живой и неживой природы, о его сходстве и отличии от других живых организмов и охране природы.

Для определения содержания экологических представлений дошкольников мы проведем анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования (далее ООП) «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [4] и «Детство» под. редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой [3].

Исследуемый объект — образовательная область «Познавательное развитие» и ее программный раздел «Ознакомление с миром природы» автором которого является О. А. Соломенникова. Авторы программы рассматривают экологическое образование как формирование у дошкольников знаний и представлений об окружающем мире, который включает в себя природу и общество; понимание их взаимосвязи и взаимозависимости, а также формирование правильных форм взаимодействия с окружающей средой и эмоционально-положительного отношения к природе.

Программа предусматривает усвоение природоведческих знаний о живой природе: животных и растениях, об особенностях и условиях их жизни, также о млекопитающихся, земноводных и пресмыкающихся. В программе ставятся задачи учить обобщать и систематизировать представления о временах года, устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, а также подвести детей к пониманию зависимости жизни человека на Земле от окружающей среды. В программе формируются представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот, об использовании человеком воды, песка, глины; подводит к пониманию природы, о том, что человек — часть природы, он обязан беречь, охранять и защищать ее. Программа не дает представление понятиям «полезные ископаемые», такими объектами неживой природы, как полезные ископаемые, не рассматривает вопросы зависимости человека от неживой природы, его деятельности и особенности природоохранной деятельности.

Следующая анализируема программа — «Детство».

Также как и в программе «От рождения до школы», предусмотрена образовательная область «Познавательное развитие», в которой уделяется особое внимание на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Определен круг познавательных, речевых, практических умений, позволяющий дошкольнику получить первоначальные знания о природных объектах.

В программе предусматривается формирование большого количества обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.). В экспериментальной деятельности предусматривается знакомство с камнями, формируется умение выявлять особенности поверхности камней (гладкие, шероховатые), а также классифицировать камни по форме, размеру, цвету. Путем поисково-исследовательской деятельности детей знакомят со свойствами глины, камня и песка.

Таким образом, анализ примерных основных образовательных программ дошкольного образования, точнее их содержательного блока имеющих экологическую составляющую «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [4] и «Детство» под. редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой [3] показал, что в содержании преобладают знания биоэкологи: о живом организме, о связях «организм-среда, экосистема», а также заложены возможности формирования представлений о полезных ископаемых. Поэтому нам необходимо обратить особое внимание не только на содержание, но и на усвоение экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста, путем расширения, углубления системы знаний об объектах неживой природы, а именно полезных ископаемых.

Нас интересует вопрос знакомства детей с природными ресурсами родного края. Белгородская область является самой богатой в России по количеству полезных ископаемых, а Горняцкий край славится богатыми месторождениями. Формирование чувства ответственности у дошкольника должно строиться прежде всего, на информации об окружающих, доступных и знакомых для него объектах. Только в этом случае информация будет личностно значимой и трансформируемой в деятельность ребенка. При рассмотрении вопросов охраны природы акцент следует делать на формирование у детей навыков поведения, необходимых для сохранения всех объектов природы, эмоционального, бережного отношения к объектам именно ближайшего окружения. Живя в краю богатом полезными ископаемыми, у детей старшего дошкольного возраста нет знаний об объектах неживой природы родного края. Природоохранные знания тесно взаимосвязаны с формированием представлений о неживой природе, которые трансформируются в поведенческие установки и отношение к природе. Поэтому важно пополнять знания детей об окружающих нас минералах и камнях.

В толковом словаре С. И. Ожегова «ископаемый» характеризуется как добываемый из недр земли; существовавший в древнейшие геологичесике эпохи и находимый в отложениях земной коры, ископаемые животные, ископаемые растения, остатки ископаемых [14].

Чтобы определить понятие «полезные ископаемые» нужно рассмотреть связь между этими двумя словами. Если ископаемые, значит, раскопать их из-под земли, трудиться, добывать, выкапывать. Но все эти усилия человек будет прилагать, если это ему нужно для какой-то пользы. Можно сделать вывод, что бесполезных ископаемых не существует.

Что же такое ископаемые, ли окаменевшие остатки? Ископаемы, или окаменелости, — это отвердевшие остатки или отпечатки растений или животных, которые жили очень давно.

Возраст одних ископаемых составляет тысячи лет, возраст других несколько миллионов лет. Большинство растений и животных после смерти сгнили, не оставив следа. Но некоторые до того, как началось гниение, были погребены под слоем почвы, камнями, льдом или другими тяжелыми веществами.

Под давлением этих слоев остатки животных и растений за тысячи лет окаменели. Таким образом, можно сделать вывод, что полезные ископаемые — это останки животных и растений, которые сохранились в недрах Земли [12].

Самой тонкой и наружной оболочкой Земли является земная кора. На ее поверхности живут люди и добывают полезные ископаемые. Земная кора состоит из горных пород, а горные породы — из минералов [5]. Полезными ископаемыми по определению считаются минералы и горные породы, добываемые для дальнейшего использования в сфере материального производства. Минералы — природные вещества с разным составом, свойствами и внешними признаками. Цвет, твердость, блеск, прозрачность, плотность — это признаки по которым различают минералы. Минералы образуют горные породы. Горные породы — это природные тела, состоящие из одного или нескольких минералов. Кристаллы минералов в горной породе могут быть разного размера, соединяются между собой разной прочностью. Поэтому одни породы твердые и монолитные, другие — пористые и легкие, третьи — рыхлые и сыпучие. Состав минералов в горной породе и прочность их соединения зависит от условий, в которых образовалась порода.

Таким образом, полезные ископаемые можно классифицировать по происхождению (условиям образования) на три группы: магматические, осадочные и метаморфические.

Магматические полезные ископаемые обязаны своим происхождением вышедшей на поверхность земли вулканической магме, которая, остывая, кристаллизовалась в виде гранитов, базальтов и других горных пород, пронизанных жилами металлов.

Осадочные полезные ископаемые появляются, как результат разрушения и наслоения различных пород, а также остатков живых организмов. К числу осадочных полезных ископаемых относят уголь и нефть.

Метаморфические полезные ископаемые, как об этом говорит их название, возникают в породах, которые потерпели в глубине земли изменения в результате воздействия на них высокой температуры и давления. Так, например, из пористого известняка получился плотный и прочный мрамор.

Существуют различные классификации полезных ископаемых. Например, по агрегатному состоянию полезные ископаемые можно подразделить на твердые (руда), жидкие (нефть) и газообразные (природный газ).

Полезные ископаемые классифицируются также по их применению. Так, например, выделяют горючие, рудные (металлические) и нерудные (неметаллические) полезные ископаемые. Самоцветные и драгоценные камни — это тоже очень полезные ископаемые. И самое дорогое полезное ископаемое, которое мы, правда, таковым не считаем, вода. Каждое полезное ископаемое имеет свои существенные особенности, а потому добывается, обогащается и используется по-своему. Поэтому добыча каждого полезного ископаемого является довольно крупной и самостоятельной научно-практической отраслью горного дела.

Используют полезные ископаемые в строительстве, в пищу, как удобрение, как топливо, выплавляют чугун, сталь, цинк, медь и многое другое. Область применения полезных ископаемых различна.

Таким образом, мы рассмотрели и определили понятие «полезные ископаемые» и их содержание, различные классификации по определению, по происхождению, по агрегатному состоянию, по области применения.

При формировании представлений о полезных ископаемых у старших дошкольников необходимо:

1. Раскрыть понятие «полезные ископаемые».

2. Познакомить с историей образования ископаемых.

3. Познакомить детей с полезными ископаемыми (внешним видом, свойствами, применением), их классификациями (по определению, по агрегатному состоянию, по происхождению, по месту нахождения).

4. Систематизировать знания детей о полезных ископаемых.

5. Показать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрыть суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту. Все это возможно при ознакомлении детей с родным краем. Его природными богатствами.

Формирование представлений о полезных ископаемых у старших дошкольников должны учитывать экологические принципы как общие так и специфические, такие как принцип гуманности, научности, позитивного прогнозирования, непрерывности, системности с учетом регионального компонента. Представления о полезных ископаемых должны характеризоваться обобщенностью, образностью, наглядностью, а также интегративностью. Предлагаемый ребенку материал, должен вызывать у него любопытство, познавательный интерес. Исследования ученых подтверждают, что в результате ознакомления старшего дошкольника с полезными ископаемыми будут активно развиваться психические процессы: увеличивается пассивный и активный словарь, вследствие чего интенсивнее развивается речь, память, мышление.

Таким образом, представления о полезных ископаемых являются экологическими. Экологическими следует считать те, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости и определяются как представления о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе.

В ООП экологические представления старших дошкольников основаны на идеях биоэкологи; раскрываются представления о полезных ископаемых (почве, камнях, глине, песке, воде). Учитывая принцип регионализма, содержание представлений о полезных ископаемых у детей старшего дошкольного возраста будет расширяться представлениями о меле и железной руде.

Литература:

  1. Арсентьева В. П. Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1998. — 17с.
  2. Батищев Г. С. Корни и плоды: Размышление об истоках и условии человеческой плодотворности// Наше наследие. 1991. № 5 (23) С.1–4.
  3. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г.,Солнцева О. В. и др. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. — 280 с.
  4. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная образовательная программа дошкольного образования — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 368 с.
  5. География. Землеведение. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. — 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2008. — 221 с.
  6. Игнаткина Л. С. Ознакомление дошкольников с ростом и развитием животных: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — М., 1989. — 18 с..
  7. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М., ТерентьеваЕ. Ф. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. — С-Пб.: Детство-пресс, 2013. — 319 с.
  8. Кондратьева Н. Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста: Автореферат. дис. … канд. пед. наук. — Л., 1986. — 16 с..
  9. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издат. центр «Академия». — 2002. — 336 с.
  10. Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников. — М., 1998. –
  11. Рыжкова, Н. А. Экологическое образование детей в детском саду: Кн. для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов пед.ун-тов и колледжей / Науч. ред. Г. А. Ягодин. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.- 77 с.
  12. Светлова И. Мой первый атлас. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2003. — 72 с.
  13. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте:
  14. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1985.
  15. Цветкова И. В. Экология для начальной школы игры и проекты // Академия Развития. — Ярославль. — 1997. –С.85–89.
  16. Ясвин В. А. «Зеленая психология» в школе. Развивающие игры в экологическом контексте // Школьный психолог. 2009.№ 18. С. 18.
Основные термины (генерируются автоматически): ископаемое, представление, неживая природа, старший дошкольный возраст, животное, Николаев, окружающая среда, природа, формирование представлений, агрегатное состояние.


Задать вопрос