Пути решения проблем трудовой социализации воспитанников интернатного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 октября, печатный экземпляр отправим 6 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 09.06.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова, И. М. Пути решения проблем трудовой социализации воспитанников интернатного учреждения / И. М. Гаврилова, З. А. Лабазанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 175-177. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82172/ (дата обращения: 21.09.2021).



В статье авторы пытаются проанализировать пути решения проблем трудовой социализации воспитанников интернатного учреждения.

Ключевые слова: постинтернатное сопровождение, выпускники, адаптация.

К глубокому сожалению следует отметить, что в подавляющем большинстве выпускники интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться, проявлять и реализовывать себя в повседневной «взрослой» жизни. Этим обусловлена необходимость превентивной информационной работы в сфере готового принять их социума, организация структур, приспособленных для активного социального партнерства обозначенной категории выпускников с органами государственной и духовной власти, общественными организациями, благотворительными фондами и представителями волонтерского движения [1].

В виду сложившегося положения в данной сфере, жизненно необходимо внедрение в жизнь российских интернатных учреждений социальной практики по созданию условий, обеспечивающих адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в общество воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов на начальном этапе их самостоятельной жизни.

Внедрение социальной практики предполагается осуществить за 18 месяцев (последний год обучения в школе-интернате — 11 месяцев, и постинтернатное сопровождение — 7 месяцев [2].

Реализация данной практики осуществляется с применением таких общих методов как социальная диагностика — изучение социальных мотивов и причин поведения личности и группы; поиск социальных детерминант мотиваций и поведения [3].

С учетом обозначенных диагностик разрабатываются программы и графики мероприятий, характер которых определяет метод социальной адаптации, имеющий своей целью процесс социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посредством успешного освоения социальных ролей в системе общественных отношений, в мероприятиях ребенок-сирота выступает одновременно как объект и субъект социальных отношений [4].

Еще один основополагающий метод организации работы с целевой группой — консультирование. В рамках мероприятий Проекта применяется и функциональное консультирование. Это метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью («Учебная квартира», «Школа жизненного опыта», и др.).

Также применяется и профессиональное консультирование. Его выполняет специальная профессиональная служба. Услуги оказываются участникам проекта специально обученными и получившими соответствующую квалификацию специалистами, помогающими выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать выполнению принятых решений и полученных рекомендаций (Клуб «Я и моя будущая семья», Работа кабинета юриста, Профилактика правонарушений, Кабинет психолога и др.).

В ходе экспериментальной апробации описанной здесь социальной практики планируется включение в её состав новых структурных звеньев, дальнейшая разработка соответствующих методик, расширение круга реципиентов, для которых использование предложенной программы видится наиболее актуальным.

Представляется, что при условии участия в предложенных здесь социально-адаптационных мероприятиях выпускники интернатных учреждений будут смотреть в будущее существенно увереннее, и для них будет открываться значительно больше возможностей для позитивной самореализации.

Помимо того, на индивидуальные консультации в центре участники целевой группы приезжают самостоятельно, т. к. их возраст и время проведения консультаций позволяют это делать. Основные мероприятия осуществляются во внеучебное время по будням, в выходные дни и каникулярные периоды по согласованию с администрацией учебного заведения, которое, как показывает практика, заинтересовано в эффективности программы адаптации.

В мероприятиях постоянно принимают участие студенты-волонтеры. Они, с одной стороны, близки старшим воспитанникам по возрасту, говорят с этими детьми на «одном языке».

С другой стороны, эти молодые люди сделали свой выбор (гражданский, профессиональный, нравственный), став студентами-волонтерами, аккумулировав определенный социальный опыт, опыт общения, достаточно оформленные жизненные цели и ориентиры [5].

Специфической задачей для студентов-волонтеров становится не только помощь в проведении мероприятий, возможность реализации деятельного подхода в овладении профессиональными навыками. Но и на своем личном примере сформировать у воспитанников интернатного учреждения положительный образ современного молодого человека с активной жизненной позицией, стать для них другом-наставником, с которым можно посоветоваться, к кому можно прийти в гости и стать «членом его команды» [6].

Инновационный характер всего комплекса мероприятий для целевой группы заключается еще и в том, что он позволяет выпускникам интернатных учреждений расширить круг «положительных знакомств», приобрести дополнительный позитивный опыт общения с представителями разных сфер жизнедеятельности, увидеть жизнь не только в привычных для них формах, но и в рамках измененной среды постоянного пребывания.

Типовые ситуации (обстоятельства), при которых применение описываемой технологии, методики дает положительный эффект для целевых групп — подготовка воспитанников интернатных учреждений к выпуску.

Планомерная и продуманная работа по представленным направлениям будет способствовать повышению социальной компетентности воспитанников интернатных учреждений. Помимо этого — снижению рисков, связанных в будущем с проблемами организации их взаимодействия с различными службами и структурами по окончании образовательного учреждения в интересах самостоятельного обеспечения себя и своей будущей семьи, решения других социальных вопросов.

Ожидается, что при этом более эффективно будет происходить становление их индивидуальности, воспитание активного и творческого отношения к жизни. Более интенсивно будет идти и формирование у каждого воспитанника опыта наработки собственных достижений в развитии различных способностей.

Выпускники интернатных учреждений станут в этом случае приверженцами здорового образа жизни. Существенно возрастёт вероятность усвоения ими норм правопорядка, в чём будет также косвенно проявляться результат профилактики и предотвращения возможных правонарушений; развитие чувства патриотизма, интереса к отечественной истории и культуре, любви к родному краю.

Это позволит повысить эффективность работы и оптимизировать использование государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми, феномена социального сиротства, будет способствовать улучшению общего социального климата и повышению качества жизни каждого российского гражданина.

Итак, во втором параграфе второй главы рассмотрены пути решения проблем трудовой социализации воспитанников интернатного учреждения. Выяснено, что данная работа должна планомерно вестись работниками сотрудничающих учреждений в обстановке полного взаимопонимания и взаимовыручки для достижения максимально возможного позитивного результата.

Литература:

  1. Черненок Т. Д., Ильин В. Н., Латышев О. Ю. Экспериментальная работа в школе-интернате № 1 г. Воронежа в 2007–2008 учебном году // Образовательные технологии ХХI века. ОТ'09. Материалы девятой городской научно-практической конференции / Под ред. Гудилиной С. И., Тихомировой К. М., Рудаковой Д. Т. — М. 2009. — С.46.
  2. Черняк М. А., Латышев О. Ю. Моделирование информационного пространства интернатного учреждения // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. — Барнаул, 2006. — С. 252.
  3. Латышев О. Ю. Роль информационно-образовательной среды школы-интерната в мотивации к учению // Сборник материалов научно-практической конференции молодых ученых «Совместная работа аспиранта и учителя по формированию мотивации учения у школьников». — М.,2005. — С.82.
  4. Ковтонюк В. А., Левина Л. Б., Латышев О. Ю. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. — Барнаул, 2006. — С.230.
  5. Латышев О. Ю. Перспективы совершенствования ценностной картины мира выпускников интернатных учреждений. Ялта: РВВ КГУ, 2013. — С.109.
  6. Латышев О. Ю., Байер Е. А. Медиабезопасность как условие формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе туристско-краеведческой деятельности // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312). Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 319.
Основные термины (генерируются автоматически): интернатное учреждение, социальная практика, учреждение, целевая группа, выпускник, постинтернатное сопровождение, путь решения проблем, трудовая социализация воспитанников.


Задать вопрос