В соответствии с ч.2 ст.9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [2] (далее — УИК РФ) общественно полезный труд является одним из основных средств исправления осужденных.
Статья 103 УИК в качестве обязанности закрепляет обязанность осужденного к лишению свободы трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. В свою очередь администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду не только с учетом их возраста, трудоспособности, состояния здоровья, но и с учетом пола. В данном случае отличия женщин от мужчин обусловлены не только физиологией (полом), но и связаны с выполнением характерных социальных функций и ролей.
Сравнительно-правовой анализ уголовно-исполнительного законодательства в разные исторические периоды существования и развития России позволяет зафиксировать существование в нем гендерно-ориентированных норм. Историческое формирование и применение гендерно-ориентированных норм определялись в основном не фактом принадлежности к женскому полу, а положением беременных женщин, наличием у них малолетних детей и необходимостью обеспечения их жизни и здоровья. В соответствии с законодательством начала XX в. тюремная администрация должна была способствовать тому, чтобы женщины, имеющие младенцев, были задействованы на работах, которые не препятствовали бы им осуществлять надлежащий уход за своими детьми. Женщинам, находящимся в местах заключения и при этом кормящих грудью, следовало облегчить работы для того, чтобы не нанести вред непосредственно матери и ребенку.
В свою очередь в советский период исправительно-трудовое законодательство изменилось в части расширения преимуществ, представляемых осужденным женщинам, находящимся в состоянии беременности и (или) имеющих малолетних детей. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1924 г.) закреплял преимущества только для заключенных женщин, начиная с пятого месяца беременности. Такие женщины не подлежали направлению на работы вне места заключения без их личного согласия. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (1970 г.) закрепил обязанность каждого осужденного трудиться, но женщинам с беременностью свыше четырех месяцев и женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительном учреждении, разрешалось трудиться по желанию. Осужденные женщины, дети которых находились в домах ребенка, имели право на получения пособия по уходу за ребенком.
В настоящее время в действующем уголовно-исполнительном законодательстве недостаточно урегулированы условия труда осужденных женщин и однозначно не установлены гарантии трудовых прав и свобод для осужденных женщин. Согласно статистическим данным [4], опубликованным Федеральной службой исполнения наказаний по состоянию на 1 мая 2021 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 478 182 чел. (-4 650 чел. к 01.01.2021). В учреждениях содержится 39 227 женщин (-158 чел.), в том числе 29 604 — в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, воспитательных колониях и 9 623 — в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 355 детей.
С каждым годом число осужденных к лишению свободы женщин уменьшается. Это объясняется тем, что в отношении осужденных женщин чаще исполняются альтернативные виды наказаний, не связанные с лишением свободы, например, такие как исполнение наказаний в виде исправительных или принудительных работ, а также применяются условное осуждение и осуждение с отсрочкой отбывания наказания. К сожалению, на данном этапе наличие статуса у осужденной женщины в виде ее материнства фактически не создает никаких преимуществ для женщины и ее детей, остающихся в изоляции от матери на время отбывания ею наказания.
Государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан Российской Федерации закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — ТК РФ). В свою очередь особенности регулирования труда отдельных категорий граждан, которые ограничивают применение общих норм трудового права, устанавливаются как ТК РФ, так и иными федеральными законами. Особенности регулирования труда осужденных установлены УИК РФ без предоставления трудовых льгот осужденным женщинам.
Прежде всего обязанность трудиться определена для всех осужденных. Однако, приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. N 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» [3] закрепляет правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые определяют перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных независимо от пола.
Работающие осужденные независимо от пола имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 12 рабочих дней. Однако данный срок может быть увеличен до 18 рабочих дней для осужденных, которые перевыполняют нормы выработки или образцово выполняют поставленные задания на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда. Женщины не могут рассчитывать на увеличение продолжительности отпуска по данному основанию, что вызвано существующим ограничением на использование труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями туда. Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается в общий трудовой стаж.
Уголовно-исполнительным законодательством установлены исключительные гарантии трудовых прав для осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждения, но лишь в части установления минимального процента начисленной заработной платы, зачисляемой на лицевой счет и привлечения к работам без оплаты труда беременных женщин. Другие же особенности касаются материального (бытового) обеспечения осужденных женщин в целом, так и беременных, кормящих и имеющих детей в домах ребенка женщин.
Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительных колониях, также разрешены краткосрочные выезды с целью устройства детей у родственников или в детском доме. Дополнительно осужденным женщинам, имеющим вне исправительной колонии несовершеннолетнего ребенка-инвалида или ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием вне исправительного учреждения. Однако, стоит отметить, что такие выезды не являются привилегией лишь для женщин, потому что такое право предоставляется и осужденным мужчинам, являющимся единственным родителем.
Иные исключительные льготы и гарантии для перечисленных категорий женщин уголовно-исполнительным законодательством не установлены. Предполагается, что таким категориям осужденных женщин предоставляются те трудовые права и гарантии, которые распространяются трудовым законодательством на свободных женщин. Однако в состоянии лишения свободы вряд ли возможно говорить о равенстве возможностей в осуществлении трудовых прав осужденных и свободных женщин.
Согласно постановлению Правительства РФ от 15.10.2001 N 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» осужденным материям, отбывающим наказание в колониях-поселениях, фактически осуществляющим уход за ребенком, выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Таким образом, данной категории женщин представляется отпуск по уходу за ребенком, который, в свою очередь, засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. Во время отпуска по уходу за ребенком женщина может работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия.
Осужденные женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет и отбывающие наказание в исправительных колониях, в свою очередь содержатся в колониях, на территории которых организованы дома ребенка. Целью создания домов ребенка является круглосуточное содержание, воспитание, оказание медицинской и социальной помощи, педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей. Следовательно, одной из главных функций дома ребенка является обеспечение воспитания ребенка и уход за ними, который не может обеспечить осужденная мать в силу ряда ограничений. УИК РФ не содержит четкой обязанности трудиться для осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка при исправительных учреждениях в возрасте до трех дет.
С другой стороны, ч.1 ст.100 УИК РФ, допускает общение осужденных женщин с детьми, помещенными в дома ребенка при исправительных учреждениях без ограничения в свободное от работы время. Отсюда следует, что данная категория женщин все-таки обязана трудиться и не имеет права на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Некоторые привилегии представляются осужденным матерям, имеющим детей возрасте до одного года. Практика показывается, что администрация женской исправительной колонии старается предоставить как можно больше возможностей для совместного общения матери с малолетними детьми с целью активного участия в их воспитании. Администрация организует труд осужденных женщин, имеющих малолетних детей в доме ребенка, по уходу за детьми в должности няни, однако после прохождения соответствующего обучения в образовательном учреждении при исправительном учреждении, тем самым не только сближая мать и дитя, но и исполняя законодательно установленную обязанность по привлечению осужденных к труду. Однако большая часть осужденных женщин привлекается к труду в центре трудовой адаптации осужденных и имеет возможность общаться с детьми только в свободное от работы время.
Подводя итоги, хочется отметить, что правовое регулирование труда женщин, в особенности осужденных, нуждается в усовершенствовании в области расширения дополнительных льгот, прав и гарантий. Прежде всего, мне полагается целесообразным, привлекать к труду осужденных женщин, совместно проживающих с детьми в домах ребенка, лишь по их желанию до достижения детьми возраста трех лет. В свою очередь, осужденным женщинам, имеющим вне исправительного учреждения ребенка-инвалида или ребенка в возрасте до 14 лет, стоит увеличить продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска с обязательным выездом за пределы исправительного учреждения для совместного проживания с ребенком.
Литература:
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. — 07.01.2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 3.
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (УИК РФ) от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 26.05.2021) // РГ РФ № 9 от 16.01.1997 г.
- Приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. N 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/71577278/ (дата обращения: 04.06.2021).
- Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. — Текст: электронный // Федеральная служба исполнения наказаний: [сайт]. — URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/ (дата обращения: 04.06.2021).
- Характеристика лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых URL: http://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka %20lic %20sodergahixsya %20v %20I