В статье рассмотрены наиболее перспективные и значимые инфраструктурные проекты стран Северной Европы. Приведены примеры проектов, направленных как на экономическое развитие, так и на создание комфортной городской среды. Объяснены необходимые термины и особенности североевропейских инфраструктурных проектов.
Ключевые слова: инфраструктурные проекты, инфраструктура, Северная Европа, Тоннель Стад, Powerhouse, международное метро, реновация.
The article considers the most promising and significant infrastructure projects in the Nordic countries. Examples of projects aimed at both economic development and the creation of a comfortable urban environment are given. Explains the necessary terms and features of the Northern European infrastructure projects.
Keywords: infrastructure projects, infrastructure, North Europe, Stad Ship Tunnel, Powerhouse, international metro, renovation.
Реализация инфраструктурного проекта в современном мире означает разработку и использование индустриальных и/или социальных объектов (сооружений), необходимых для обеспечения деятельности государства и экономики. Инфраструктурные проекты являются важным звеном во внешних и внутренних экономических отношениях стран. Наибольшее развитие, на данный момент, такие проекты получили в странах Северной Европы (в соответствии с классификацией ООН, к странам Северной Европы относятся: Ирландия, Великобритания, Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Финляндия, а теперь и Литва, Латвия и Эстония [15]). Это связано с необходимостью больших инвестиций в такие проекты, определенной государственной политики и приоритетами развития.
Тоннель для судов на полуострове Стад — один из наиболее перспективных инфраструктурных проектов. Stad Ship Tunnel — это планируемый канал и туннель длиной 1700 метров в обход полуострова Стад в муниципалитете Стад в графстве Вестланд, Норвегия. Полуостров — один из самых открытых участков побережья, без каких-либо внешних островов, защищающих его от непогоды. Этот участок традиционно считался одним из самых опасных вдоль побережья Норвегии, имея самую высокую скорость ветра в стране на протяжении 90–110 дней в году [14].
Stad Ship Tunnel станет первым в мире корабельным туннелем. Он может принимать суда водоизмещением более 16 000 брутто-тонн. Приоритетным будет служебное движение, особенно суда, курсирующие по скоростным маршрутам, но яхты и другие суда также могут использовать туннель. Ограничение скорости в туннеле, скорее всего, будет составлять восемь узлов для катамаранов и / или судов, курсирующих по скоростным маршрутам, при этом прохождение через туннель займет около десяти минут.
Для морских перевозок на короткие расстояния Stad Ship Tunnel обеспечит регулярные поставки, меньшее количество задержек и более короткое время в пути. Это означает, что продукты будут максимально свежими. Городское море является критическим пунктом пересечения небольших контейнеровозов и рыболовных судов (включая буксирные суда и суда снабжения), и высокоскоростные суда также смогут ежедневно использовать туннель. Небольшие рыболовные суда в настоящее время избегают пересечения Стад в плохую погоду из-за возможных задержек, которые могут привести к ухудшению качества их улова. Результатом этих задержек является уменьшение количества мест для получения улова, что впоследствии приведет к потере дохода. Рыбоводные компании также потеряли прибыль, поскольку задержки затрагивают всю производственную цепочку. Крупнейшая в мире рыбоводная компания Mowi владеет одним из наиболее больших в мире заводов по переработке лосося, который расположен в Эггесбонес, к северу от Стада. Однако большинство рыбных хозяйств Mowi расположено к югу от Стада. Признавая преимущества для своей компании, Mowi твердо поддержала строительство Stad Ship Tunnel. У животноводческой компании Rostein есть суда, наполненные живой рыбой, которые пересекают Стад около трех раз в день. По данным Rostein, примерно 20 % их буксировочных судов задерживаются из-за неблагоприятных погодных условий. Поэтому корабельный туннель Stad, несомненно, принесет пользу Rostein. Stad Sea также представляет собой проблему для судов снабжения в связи с транспортировкой чистой рыбы, рыбных кормов и оборудования, которое необходимо пересечь Stad для доставки различным местным предприятиям [12].
Первый этап реализации проекта придется на 2021 год. По предварительным расчетам, на проект из государственного бюджета Норвегии планируется выделить 8,8 млн долларов. В то время как общие инвестиции в проект оцениваются в 330 млн долларов. Предположительно, срок строительства составит 3–4 года. Как отметил руководитель проекта Stad Ship Tunnel Терье Андреассе, по плану, первый в мире тоннель для судов будет открыт в 2025–2026 году [9].
Stad Ship Tunnel обеспечит более тесное сообщение между Западной Норвегией и побережьем, что будет способствовать развитию торговли, рынка труда, новых жилищных проектов Норвегии. Благодаря данному проекту удастся не только обеспечить экологичность (снижение расхода топлива и выбросов CO2 на 60 %) [11], безопасность и сократить время простоя судов в суровых погодных условиях, но и увеличить возможное количество судов в сутки (с 20 до 100). Также, ожидается, что туннель станет главной туристической достопримечательностью, что еще больше укрепит местную экономику [1].
Другой норвежский проект, но уже связанный с энергетикой — новое здание Powerhouse. Четвертое ресурсоэффективное здание, как и три предыдущих, произведет за время эксплуатации, составляющее более 60 лет, больше энергии, чем потратит, включая периоды строительства и демонтажа и даже процесс производства стройматериалов [5].
Первый комплекс серии Powerhouse появился еще в 2014, а каждый последующий объект создавался с повышением уровня энергоэффективности. Здание в Порсгрунне потребляет на 70 % меньше аналогичного среднестатистического офисного сооружения.
На специально скошенной, для увеличения площади, кровле и на юго-восточном фасаде размещены солнечные батареи, которые производят 256 000 киловатт/час в год. Для сравнения, столько потребляют 20 средних норвежских домохозяйств. Powerhouse Telemark нужен меньший объем электричества, поэтому излишек будет продаваться местной энергосети.
Деревянные ламели защищают здание от перегрева, охлаждение и отопление помещений обеспечивает тепловой насос со скважинами. Остекленные проемы в кровле обеспечивают три верхних этажа солнечным светом, естественному освещению и экономии электричества также способствуют светлые тона и поверхности в интерьере. Материалы в интерьере выбраны долговечные, в том числе — вторично переработанные. Так, ковровое покрытие — это бывшие рыболовные сети, промышленный паркет произведен из древесных отходов.
Функционально здание также «устойчиво»: все детали, перегородки, кухонное и санитарное оборудование, фурнитура стандартизированы, одни и те же модели используются по всему зданию. Офисы, особенно два этажа коворкинга, легко приспособить под любую нужную арендатору площадь, и ему не придется переезжать, если он решит расширить или сократить штат своей компании. К инфраструктуре относятся barception — помесь бара и стойки администратора, столовая для сотрудников, переговорные в «пентхаузе» и терраса на кровле с видом на фьорд.
Другой высокорентабельный проект — международное метро между Данией и Швецией. Это первый в мире проект по созданию международного метро. Метро планируют открыть к концу 2035 года. Эксперты оценивают проект в 4 млрд. евро [7].
План строительства линии метро был представлен правительством Копенгагена и Мальме с целью объединения двух городов через пролив Эресунн. Так как в последние годы между двумя странами увеличились объемы пассажирских и грузовых перевозок, требуется значительное расширение транспортной инфраструктуры.
Проект поспособствует увеличению числа рабочих мест, международных сделок и сокращению времени, требуемое на перемещения. Строительство метро сократит время в пути между двумя городами с 40 до 23 минут и позволит увеличить пассажиропоток. По плану, поезда метро могут отправляться каждые 90 секунд и позволить 2,3 миллионам людей добраться до любой точки в другом городе в течение часа.
На данный момент для автомобильного и железнодорожного сообщения между странами используется Эресуннский мост. Однако, возникла потребность в расширении транспортной инфраструктуры, в связи со значительным увеличением числа перевозок. Важной задачей при этом является осуществление программы улучшения качества воздуха, предполагающее уменьшение выбросов легковых автомобилей на 37,5 %, а грузовых — на 30 % к 2030 году [8].
Стоит отметить, что к 2030 году в климатическом плане Дании стоит задача сократить количество выбросов углекислого газа на 70 % относительно уровня 1990-го. Для осуществления цели страна выделяет большое количество средств на развитие зеленых технологий, используемых для модернизации промышленных предприятий, а также сортировке и переработке мусора. Так, в Дании частью государственной программы по борьбе с изменениями климата станет создание двух островов с ветряными электростанциями. Первый остров — искусственный, а второй — существующий остров Борнхольм на Балтике. На островах будут располагаться ветрогенераторы, вырабатывающие в сумме четыре гигаватта (вдвое больше текущего показателя). Такого количества энергии будет достаточно как для датских домохозяйств, так и для экспорта в Европу. Позже, производство электроэнергии в стране возможно будет увеличить на 12ГВт, если острова будут использоваться максимально [13]. «Зеленый водород» будет также использоваться в судоходстве, авиации, промышленности и тяжелом транспорте.
Проект планируют завершить к 2030 году с бюджетом около 37 млрд евро. Правительство Дании рассчитывает на большую часть финансирования строительства островов от частных инвесторов. Как отметил министр по вопросам климата, энергетики и строительства Дании Дан Йоргенсен, возведение островов станет крупнейшим инфраструктурным проектом в истории страны [3].
В соответствии с Законом о климате Дании, страна обязалась к 2030 году добиться амбициозного сокращения выбросов парниковых газов на 70 % в 1990 году и к 2050 году добиться нейтрализации выбросов CO2 [2].
К инфраструктурным проектам также можно отнести объекты городской среды, такие как жилье и места общественного пользования.
Многие жилищные проекты в странах Северной Европы основываются на программе реновации. В числе особенностей процесса реновации в североевропейских странах необходимо отметить сохранение и модернизацию существующего жилищного фонда, по возможности без сноса и с минимальным объемом нового строительства. Помимо этого, важной частью считается активное вовлечение в обсуждение жильцов, прозрачность принимаемых решений, популяризация проекта для снижения социальной напряженности.
В целом, как показал анализ реализации программ реновации жилья, в настоящее время в странах Северной Европы сложился ряд устойчивых тенденций. Одним из направлений реновации жилища является «интеллектуальная реконструкция» существующих жилых районов с целью превращения их в «умные города/районы».
По индексу Cities in Motion 2020 [10] выведен список самых «умных» городов (индекс включает в себя анализ развития транспорта, технологий и состояния окружающей среды). В десятку вошли такие города Северной Европы как: Копенгаген, Рейкьявик и Лондон.
Другими направлениями являются повышение энергоэффективности застройки и повышение экологических качеств жилой среды. Третьим направлением является создание социальной устойчивости и сохранение социально-культурных ценностей жителей района. Вместе с тем стоит отметить, что к реновации жилья власти, строители и проектировщики часто подходят комплексно, т. е. сочетая цели организации «умного района» совместно с усилением энергоэффективности застройки и экологизации среды или достижением социальной устойчивости [6].
Объекты общественного пользования в североевропейских странах также получают большое развитие в последние года.
Так, онкологический центр Мэгги открылся в Университетской больнице Сент-Джеймс (Великобритания), крупнейший в Европе из служащих базой для медицинских вузов госпиталей. Архитекторы преследовали идею дополнить безликие и холодные больничные коридоры продуманно спроектированным «гуманным», почти домашним пространством, где бы пациенты онкологических отделений и их близкие могли бы получить практические советы, психологическую помощь, отдохнуть и выпить чаю, почитать и заняться йогой [3].
Такие центры, как правило, — отдельно стоящие постройки, не без труда размещенные на плотно застроенных больничных кампусах, там, где есть крупные онкологические отделения.
В случае Лидса здание Центра Мэгги вписали в маленький участок газона, вокруг которого поворачивает основной проезд больницы, по которому следуют «скорые». Чтобы не мешать движению, постройку сделали сборной, поэтому строительство надземной части заняло только восемь недель. На бетонной плите основания с подпорной стенкой смонтировали сооружение из клееного елового бруса; его компоненты были произведены в Швейцарии, древесина — эко-сертифицирована. Посетители могут поучаствовать в уходе за садом. Ландшафтным дизайном занималось бюро Balston Agius; высажено 23 000 луковиц и 17 000 растений. Вечнозеленые виды послужат для «утепления» зимой.
Заключительным рассматриваемым проектом является автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija. Архитектор Гинтарас Бальчитис и его коллеги предложили для города Вилкавишкис с 11 000 жителями недалеко от польской границы принципиально новое для транспортного объекта решение. Новый автовокзал больше напоминает парковый павильон, чем утилитарное инфраструктурное сооружение. Он белого цвета, с «размытыми» границами, впускающими внутрь окружение: широко использованы стекло и сетка [4].
Ощущение открытости и свободно перетекающего пространства в первую очередь создает кровля на стройных опорах: она гораздо больше собственно здания, перекрывая 3300 м2 площади, и в ней сделаны округлые проемы для росших на месте строительства деревьев: так их удалось сохранить.
Привлекательное современное здание пригодно, кроме прямой функции и роли благоустроенного общественного пространства, для проведения концертов и дегустаций фермерских продуктов, устройства летнего кафе и многих других видов использования. Такая многозадачность должна сделать автовокзал центром притяжения для сервисных, торговых и прочих предприятий. Это улучшит качество жизни в городе и притормозит миграцию жителей из Вилкавишкиса в большие города Литвы и за границу.
Таким образом, инфраструктура имеет важное значение для развития экономики и государств. При разработке инфраструктурного проекта важно учитывать, как можно больше факторов и непредвиденных обстоятельств, кризисов. Важно также создавать проекты, которые будут удовлетворять потребности граждан. Можно заметить, что основными тенденциями развития инфраструктурных проектов является экологичность, рациональное потребление и снижение расходов.
Так, в статье приведена основная информация по наиболее перспективным инфраструктурным проектам стран Северной Европы. Проведен анализ основных тенденций развития инфраструктуры североевропейских стран. Дальнейшей перспективой исследования является более детальное изучение европейских инфраструктурных проектов.
Литература:
- Костюченко А. // Скандинавские странности: 5 инфраструктурных проектов, которые изменят облик Северной Европы // — [Электронный ресурс]: https://cfts.org.ua/articles/skandinavskie_strannosti_5_infrastrukturnykh_proektov_kotorye_izmenyat_oblik_severnoy_evropy_1471
- Никифорова А. // Дания построит первый в мире энергетический остров. Как он будет работать? // — [Электронный ресурс]: https://hightech-fm.turbopages.org/hightech.fm/s/2021/02/10/first-energy-island
- Птичникова Г. А. // Успешные практики реновации жилой среды в городах Северной Европы в XXI веке // — [Электронный ресурс]: https://archi.ru/elpub/92124/uspeshnye-praktiki-renovacii-zhiloi-sredy-v-gorodakh-severnoi-evropy-v-xxi-veke
- Фролова Н. // Вокзал без границ // — [Электронный ресурс]: https://archi.ru/world/92408/vokzal-bez-granic
- Фролова Н. // Традиции энергетики // — [Электронный ресурс]: https://archi.ru/world/88662/tradicii-energetiki
- Фролова Н. // Успешные практики реновации жилой среды в городах Северной Европы в XXI веке // — [Электронный ресурс]: https://archi.ru/world/86897/luzhaika-vzletaet
- Шундалов В. // Дания построит два гигантских острова для добычи электроэнергии // — [Электронный ресурс]: https://sb-by.turbopages.org/sb.by/s/articles/daniya-postroit-dva-gigantskikh-ostrova-dlya-dobychi-elektroenergii.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
- Living In Travels // Из Дании в Швецию запустят линию метро // — [Электронный ресурс]: https://livingintravels.com/news/iz-danii-v-shveciyu-zapustyat-liniyu-metro/
- Sea News // Первый морской тоннель для судов получил разрешение на строительство // — [Электронный ресурс]: https://seanews.ru/en/2021/03/10/ru-pervyj-morskoj-tonnel-dlja-sudov-poluchil-razreshenie-na-stroitelstvo/
- IESE Business School, University of Navarra // IESE Cities in Motion Index 2020г. // — [Электронный ресурс]: https://media.iese.edu/research/pdfs/ST-0542-E.pdf
- Leif Vartdal, Leif Aarseth // Drivstoff- og tidsforbruk ved passering av Stad og gjennom tunnel, Rolls Royce Marine (Kongsberg Maritime), 15 ноября 2018 г. — [Электронный ресурс]: https://skipstunnel.no/wp-content/uploads/2018/11/Rolls-Royce-rapport.-Drivstoff-og-tidsforbruk-ved-passering-av-Stad-og-gjennom-tunnel..pdf
- Maloy Vekst // Stad Ship Tunnel // — [Электронный ресурс]: https://skipstunnel.no/wp-content/uploads/2020/01/stad-ships-tunnel-brochure-in-English.pdf
- Rachel England // Denmark's ambitious wind power plans include giant 'energy islands' // — [Электронный ресурс]: https://www.engadget.com/denmarks-ambitious-wind-power-plans-include-giant-energy-islands-120528164.html?ref=vc.ru
- Ship Technology // Stad Ship Tunnel // — [Электронный ресурс]: https://www.ship-technology.com/projects/stad-ship-tunnel/
- Statistics Division United Nations // Methodology. Standard country or area codes for statistical use (M49) // — [Электронный ресурс]: https://unstats.un.org/unsd/methodology/m49/