Виртуальная экскурсия как феномен музейной работы на примере Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 09.06.2021

Статья просмотрена: 351 раз

Библиографическое описание:

Сосновская, А. Ю. Виртуальная экскурсия как феномен музейной работы на примере Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова / А. Ю. Сосновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 385-387. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82117/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассматриваются аспекты, оказавшие влияние на развитие такого феномена как «виртуальная экскурсия». А так же становление данного феномена на Дальнем Востоке России, в Хабаровске на примере краеведческого музея.

Ключевые слова: экскурсия, виртуальная экскурсия, пандемия, технологии, инновации, развитие, Хабаровск.

В последние годы всё большую популярность набирает такое явление как виртуальные экскурсии. Актуальность обусловлена в первую очередь, сложными процессами трансформации социальной реальности, переживаемыми нами в начале ХХI века. Эти изменения связаны с активным проникновением новых информационных технологий в нашу обыденность, которые, в свою очередь, оказывают влияние на изменение всех социальных отношений и социальных процессов в принципе.

И, конечно же, если говорить о изменениях XXI века, нельзя не заметить такую важную деталь как период пандемии и самоизоляции. Это событие стало другим фактором, актуализировавшим виртуальные экскурсии, стала пандемия и последовавший за этим период самоизоляции. Перед музеями стояла четкая практическая задача — не потерять своего зрителя в условиях невозможности традиционного очного контакта со зрителем-посетителем. Собственно, именно по этой причине, практически каждый музей начинает создавать или усиленно развивать свои виртуальные туры и экскурсии.

Из истории возникновения экскурсий мы знаем, что экскурсия, именно как особая форма и вид, способствующие развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся, возникают еще в конце XVIII-начале XIX веков. Первые экскурсии внедрялись в образовательный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. На протяжении XIX века экскурсии медленно, но настойчиво становятся неотъемлемой частью учебного процесса в школе. Интересно то, что экскурсии начинают развиваться в школе, а лишь чуть позже начинают свое становление в музее. В толковом словаре Д. Н. Ушакова дано следующее определение понятию экскурсии, что «Экскурсия — это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью» [1].

С развитием современного общества к понятию экскурсии добавляется слово «виртуальные». Термин «виртуальный» появляется в русском словаре благодаря английскому слову «virtual», которое означает «похожий», «неотличимый». «Виртуальная экскурсия — это организационная форма обучения и проведения досуга, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов (музеи, парки, улицы городов, пр.) с целью самостоятельного изучения материала и интересующих деталей и фактов» [2].

Первые виртуальные музеи появились в 1995 году. Но здесь следует отметить, что это не те виртуальные музеи, к которым мы привыкли на данный момент. В то время информационные сайты назывались виртуальными музеями, которые предоставляли информацию о самом музее, часах работы, особенностях и местонахождении самого музея.

В настоящее время «виртуальная экскурсия» считается одним из самых лучших, по эффективности и убедительности, способов предоставления информации. Всё потому, что именно она создает у зрителя полную иллюзию присутствия. Виртуальная экскурсия позволяет увидеть виртуальное пространство вокруг себя с тех сторон, с которых в реальности это физически невозможно, что позволяет рассмотреть детали окружающего мира в самых мельчайших подробностях.

Анализируя такое понятие как «виртуальная экскурсия», невольно приходит мысль о «симуляции», феномене современной культуры, обозначенном и исследуемом философом и культурологом Жаном Бодрийяром. Суть «симуляции» состоит в перенесении реальности в особое пространство, в котором ее можно изменять и дополнять.

В стороне от таких явных изменений в музейном деле не остался и город Хабаровск, отличающийся своей активной жизненной и творческой позицией. Не смотря на свою отдаленность от центральной части России, г. Хабаровск не отстает от отечественных и мировых тенденций. Если говорить о музеях г. Хабаровска, то, следует отметить, что все они — ХКМ им. Гродекова, ДВХМ, Музей истории города Хабаровска и др., очень активно работали в режиме самоизоляции активно создавая интересный контент для социальных сетей, а так же загружая на свои официальные сайты и YouTube- каналы виртуальные экскурсии.

Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова не остается в стороне. Прямо со своего официального сайта музей предлагает зрителю посетить экспозиции и послушать лекции, не выходя из дома — этот проект так и называется «Визит из дома». С сайта Хабаровского краевого музея имени Н. И. Гродекова, в народе именованного просто Гродековским музеем, мы можем перейти на из официальный YouTube-канал. На этом канале мы можем увидеть самые разнообразные виртуальные экскурсии. Здесь мы находится и краткий обзор всех залов музея, и познакомиться с Музеем Амура. Одним из интереснейших проектов является «История одного предмета», который можно увидеть так же на официальном YouTube-канале. Но не все, что есть на канале является стопроцентной работой сотрудников музея. Именно такой работой является интересная экскурсия, которую создавали из материалов конкурса «Пернатый кроссворд» проводимого на странице Гродековского музея в Instagram. Здесь юные зрители-посетители рассказывают о том, какие птицы обитают на территории Хабаровского края, какие имеют привычки и интересные факты о них.

Многие их виртуальные экскурсии представлены именно в Instagram. Очень интересным был цикл «Страницы-свидетели. Читаем о прошлом Хабаровска». Здесь две прекрасные дамы, одетые в самые модные платья начала XX века, читают фрагменты из книги А. М. Бодиско «Из жизни Хабаровска». Конечно, такую подачу материала сложно назвать полноценной экскурсией, но вполне можно назвать изысканной лекцией с погружением в эпоху.

Отличной задумкой является виртуализация многих новых и временных выставок. Ведь не каждый житель города Хабаровск может успеть на ту или иную выставку. Гродековский музей представляет возможность прогуляться по выставке любому желающему в любой точке мира и в любое время.

Так же в своем Instagram Гродековский музей часто показывает, как он готовится к открытию новой выставки. Это всегда очень тяжелый и интересный процесс, который до последнего времени был скрыт от глаз посетителей, но теперь каждый желающий может увидеть, каким трудом создается то, чем так восхищаются посетители.

ХКМ им. Н. И. Гродекова подготовил мультимедийный онлайн-рассказ об особенностях жизни в Приамурье в годы Первой мировой войны. Проект реализован при поддержке фонда «История Отечества». Война стала детонатором крупных революций, в результате которых прекратили свое существование Российская, Австро-Венгерская, Германская и Османская империи. Приамурский край в те годы был глубоким тылом, самой отдаленной от Восточного (Русского) фронта территорией Российской империи, — рассказали в музее.

Проект «Приамурье и Первая мировая война» — несколько коротких (до 10–15 минут) роликов на сайте видео-холдинга YouTube. На фоне экспозиций посвященных данной эпохе экскурсовод рассказывает о том, что происходило в Приамурье, Восточной Сибири и Дальнем востоке в годы Первой мировой войны и какую роль сыграли эти территории в ходе войны. Кто бы что не говорил, но именно эти обширные территории, которые как раз к этому времени начали капитально осваиваться, послужили таким, своего рода, резервом, из которого очень даже активно использовать людские, финансовые и материальные ресурсы на западном театре военных действий.

Мы уже поняли, что Гродековский музей в большей степени освещает свою жизнь в Instagram. Так же поступает и его филиал — музей Археологии. Хоть археологический музей является частью большого краеведческого музея, у него есть своя увлекательная история, дружный коллектив и множество интересных проектов.

Музей археологии, и так достаточно интерактивный — «Лабиринты подземья» и амурские сказки от хранителей времени привлекают как детей, так и взрослых. Однако именно во время пандемии музей раскрыл свои реальные возможности. В период пандемии, так же в Instagram, выходили виртуальные путешествия по действующим локациям.

Так в марте мы все с удовольствием слушали Хехцирские сказки и путешествовали по ним вместе с экскурсоводом Денисом и зайцами.

Помимо Хехцирских сказок, хранители времени не перестали читать своим зрителям амурские сказки, пусть и немного в другом формате. Так же для детей и их родителей устраивалась «Зарядка древних охотников».

Так как музей археологии — очень интерактивный музей, то и виртуальные экскурсии у них были достаточно интерактивные —- мастер классы, сказки, зарядки, но и о лекциях и учебных фильмах они не забывали.

Таким образом, можно сказать, что Хабаровск, несмотря на свою отдаленность от центральной части России, не отстает в развитии музейного дела. Так же, как и в центре, в Хабаровске музеи не стоят на месте, они совершенствуются, адаптируются к быстрому течению жизни и стараются не отставать от него.

Самое важное, что в погоне за актуальностью, интерактивностью и интересностью музеи города Хабаровск сохраняют свою самобытность, уникальность и историю.

Литература:

  1. Дзюба Д. Н. Виртуальный музей в контексте цифровой культуры: дисс.... канд. культурологии: 24.00.01 // https://www.dissercat.com/content/virtualnyi-muzei-v-kontekste-tsifrovoi-kultury
  2. Черкесова, В. А. Что такое виртуальная экскурсия? [Электронный ресурс] / В. А. Черкесова // Личный сайт. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/virtualnyeekskursiisvenerockoj/cto-takoe-virtualnaaekskursia
Основные термины (генерируются автоматически): Хабаровск, Гродековский музей, экскурсия, музей, виртуальная экскурсия, мировая война, музей археологии, краеведческий музей, самый музей, Хабаровский краевой музей.


Похожие статьи

Сторителлинг и его применение в туризме

Работа посвящена такой современной технологии маркетинга туристских дестинаций как сторителлинг. В статье раскрывается значение сторителлинга, области его применения, проводит анализ использования сторителлинговых технологий в сфере туризма. Приводит...

Историческое моделирование-реконструкция набережной и прилегающих территорий города Хабаровска в начале XX века

Статья посвящена созданию комплекса учебного материала для исследования истории родных мест через историческую реконструкцию облика набережной г. Хабаровска и прилегающих территорий в 1890–1910 годах в форме диорамы.

Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области)

Настоящая статья посвящена вопросам исследования историко-культурного наследия молодого города. Используя проблемно-тематический подход, автор рассматривает способы интеграции городских учреждений культуры для проектирования и реализации познавательн...

Представление результатов научных исследований как направление культурно-просветительской деятельности в образовании (на примере научного общества обучающихся)

В статье выделены различные направления деятельности студенческого научного общества как органа студенческого самоуправления в вузе. В качестве примера описана организация интеллектуальной игры «Мой Сухомлинский».

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии

В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.

Историческое краеведение в изучении города Калуги

В статье рассмотрено значение исторического краеведения при изучении города Калуги как социально-культурного объекта. Кратко прослежена история становления краеведения как научной дисциплины, выделены его особенности, дана характеристика деятельности...

Похожие статьи

Сторителлинг и его применение в туризме

Работа посвящена такой современной технологии маркетинга туристских дестинаций как сторителлинг. В статье раскрывается значение сторителлинга, области его применения, проводит анализ использования сторителлинговых технологий в сфере туризма. Приводит...

Историческое моделирование-реконструкция набережной и прилегающих территорий города Хабаровска в начале XX века

Статья посвящена созданию комплекса учебного материала для исследования истории родных мест через историческую реконструкцию облика набережной г. Хабаровска и прилегающих территорий в 1890–1910 годах в форме диорамы.

Опыт изучения историко-культурного наследия региона (на примере города Циолковский Амурской области)

Настоящая статья посвящена вопросам исследования историко-культурного наследия молодого города. Используя проблемно-тематический подход, автор рассматривает способы интеграции городских учреждений культуры для проектирования и реализации познавательн...

Представление результатов научных исследований как направление культурно-просветительской деятельности в образовании (на примере научного общества обучающихся)

В статье выделены различные направления деятельности студенческого научного общества как органа студенческого самоуправления в вузе. В качестве примера описана организация интеллектуальной игры «Мой Сухомлинский».

Использование технологии виртуального музея на уроке по мировой художественной культуре

В статье рассмотрены сущность и особенности виртуального музея как технологии обучения школьников информационного общества, а также возможности его использования при конструировании урока мировой художественной культуры в современном педагогическом п...

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Становление и развитие провинциального краеведения Калужской губернии

В статье автор показывает основной категорийный аппарат, касающийся провинциального краеведения Калужской губернии, а также определяет основные этапы становления процесса развития провинциального краеведения вышеназванного региона.

Историческое краеведение в изучении города Калуги

В статье рассмотрено значение исторического краеведения при изучении города Калуги как социально-культурного объекта. Кратко прослежена история становления краеведения как научной дисциплины, выделены его особенности, дана характеристика деятельности...

Задать вопрос