Политика и практика языкового образования: перспективы и вызовы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 10.06.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Аксакал, М. У. Политика и практика языкового образования: перспективы и вызовы / М. У. Аксакал. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82104/ (дата обращения: 24.04.2024).



Настоящая статья направлена на изучение языковой политики в Казахстане и практики его применения, что на сегодняшний день является одним из острых вопросов внутренней и внешней политики нашей страны. Основная цель статьи — определить вектор развития языковой политики в нашей стране, ее влияние на процессы политического развития и подрастающую молодежь. В настоящей статье проведен анализ положений законодательства и доктрины. Языковая политика каждой отдельной страны во всем мире воспринимается как часть национальной безопасности, что приводит к особому отношению к языку, так как с каждым днем в мире увеличивается количество исчезающих языков. Это и стало основой для написания настоящей статьи.

Ключевые слова: государственный язык, казахский язык, языковой капитал, Государственная программа по реализации языковой политика в Республике Казахстан, Закон О языках в Республике Казахстан, закон, нормативно-правовая база.

This article focuses on the studying the language policy in Kazakhstan and the practice of its application, which today is one of the acute issues of the domestic and foreign policy of our country. The main goal of the article is to determine the vector of development of language policy in our country, its impact on the processes of political development and the growing youth. This article analyzes the provisions of legislation and doctrine. All over the world, the language policy of each individual country is perceived as part of national security, which leads to a special attitude towards the language, since endangered languages are increasing every day in the world. This became the basis for writing this article.

Keywords: state language, Kazakh language, language bank, State program for the implementation of language policy in the Republic of Kazakhstan, Law on languages in the Republic of Kazakhstan, law, regulatory framework.

Введение

Как известно, в нашем мире именно информация является основой большинства процессов — не только политических, но и бытовых, где превалирующим языком является тот язык, на котором совершаются технологические прорывы. Наш мир и общество все больше сближаются путем коммуникации, языковая политика уже является вопросом национальной безопасности страны в целом, так как развитие нации напрямую зависит от развития ее языка.

В декабре 2019 года Постановлением Правительства РК была утверждена Государственная программа по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020–2025 годы (далее по тексту — Программа), где в качестве цели было указано ведение гармоничной политики, направленной на модернизацию казахского языка на основе латинографического алфавита. Также в качестве своей цели Программа преследует развитие языкового капитала. По мнению автора, одним из основополагающих механизмов реализации Программы, а впоследствии и одной из главных задач должно являться усовершенствование казахского языка в области информатизации и коммуникации [1].

В целом Программа насчитывает три основные задачи, это модернизация казахского языка на основе латинографического алфавита, усиление значимости государственного языка как языка межэтнического общения и развитие языкового «капитала» граждан РК.

Однако, по нашему мнению, понятие «языкового капитала» и «лингвистического капитала» так и осталось не раскрытым либо его понимание требует расширения в рамках настоящей Программы.

Основной раздел

Если проанализировать существующую нормативно-правовую базу в рамках языковой политики и вопроса языка в Казахстане в целом, то не трудно обнаружить, что данная сфера является одним из самых не зарегулированных общественных отношений в целом. Тот же закон О языках в Республике Казахстан от 11 июля 1997 года N 151 (далее по тексту — Закон), насчитывает всего лишь 27 статей и глоссарий из восьми понятий, что также подтверждает данную гипотезу автора статьи [2].

На основе данного факта вполне закономерным является то, что обществе возникает немало вопросов касательно статуса государственного и русского языка, политики «трёхъязычия», которая также активно продвигалась со стороны государственных органов, в частности Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее по тексту — МОН РК) в периоде 2016–2020 годов [3].

Если более детально остановиться на Программе, которая на сегодняшний день является одним из самых основных политикообразующих документов, то возникает немало дискуссионных вопросов.

Согласно положениям Программы, развитие «языкового капитала» граждан позволит влиться в международную информационную среду путем более глубокого изучения иностранных языков. Для этого предлагается развить успешную практику Назарбаев интеллектуальных школ (далее по тексту — НИШ). Однако стоит заметить, что зачастую в НИШ поступают одарённые дети с развитым интеллектом и критическим мышлением, что нельзя сказать об основной массе среднестатистических казахстанских школьников. На сколько та модель обучения, которая была успешна для одаренных детей, будет также успешна для детей со средним уровнем развития интеллекта. Стоит заметить, что в разделе 3 Программы говорится о языковом, в частности, о лингвистическом капитале страны. Однако разработчик не дает четкой разницы между языковым и лингвистическим капиталом, лишь обобщая, что «одним из ключевых компонентов лингвистического капитала является знание иностранных языков как средств делового и международного общения». Одним из целевых индикаторов Программы является то, что в 2020 году доля казахстанцев, владеющих казахским языком, составит 90,5 %, но глубина владения и использования также остается под вопросом.

Согласно данным ЮНЕСКО, во всем мире сейчас имеется более шести тысяч языков, однако каждый месяц в мире «умирает» по два языка, что говорит об особой важности данного вопроса. По происшествии века на территории земли может остаться от пятисот до трех тысяч языков [4].

В мире, где между собой конкурируют даже языки общения, государственный язык может не выиграть «гонку на выживание». Так как существует множество факторов, которые влияют на это. Одним из самых главных гласит о том, что научные открытия, исследования и достижения необходимо вести на государственном языке. На казахском языке в Казахстане в основном печатается художественная литература. Малую часть составляет доля научной литературы. Лишь в 2019 году в нашей стране на уровне государства была признана проблема отсутствия научного фонда на казахском языке и неоднородность научной терминологии на казахском языке. Языком делопроизводства на уровне государства и частных отношений остается русский язык. Со стороны казахстанской интеллигенции также имеется неоднозначное мнение о своевременности использования латинской графики. Фактически внутри самого Казахстана государственный язык вступил в негласную конкуренцию не только с русским языком, но уже и с английским, не смотря на административную поддержку со стороны государственного регулятора.

Однако обнадеживающим фактором является тот факт, что рамках Программы признается проблема использования государственного языка на уровне в соответствии с нормативно-правовой базой. В качестве примера перечисляются страны СНГ как Азербайджан, Узбекистан, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Армения и Грузия, где законодательно закреплен статус только государственного языка и признается необходимость совершенствования действующего законодательства.

Также признается тот факт, что в Казахстане лишь 8–9 процентов от всего населения страны являются «элитарными» носителями языка, что в свою очередь означает личность, которая владеет языком во всех его стилях одинаково как в письменной, так и в устной речи. Программа официально признала крайне низкий показатель, написанных научных диссертаций, исследований и статей на казахском языке. В качестве решения данной проблемы предлагается увеличить объем и качество информации о науке на казахском языке. Однако инструментарий реализации данной задачи также остается инкогнито.

В рамках административного управления в Программе четко прописывается факт того, что результаты социологических исследований показали уровень употребления казахского языка как 7,9 % в административных и государственных органах, и 27,4 % из общего количества респондентов употребляют казахский язык.

В судопроизводстве лишь 8 процентов населения используют казахский язык, что в свою очередь подтверждает тезис о том, что уровень ведения документации на казахском языке также является проблематичным.

В сфере информационных технологий существует аналогичная проблема. Согласно данной Программе, казахский язык стал одним из основных языков мировых онлайн-платформ посредством его внедрения в переводческие сервисы «Google Translate» и «Yandex Переводчик». Количество текстов в казахоязычном сегменте в системе Wikipedia превысило 200000 статей. Программные продукты компании Microsoft MS Office, Windows переведены на казахский язык. По данным «Интернет Ассоциации Казахстана» в настоящее время количество сайтов на казахском языке в Казнете составляет около 12 % от общего количества казахстанских сайтов.

Заключение

В заключении нужно сказать, что основным фактором развития языковой политики является непосредственное применение данного языка. В нашей стране рычаги стимулирования знания государственного языка также остаются на очень низком уровне в связи с политизированностью данного вопроса и несовершенством законодательства в этой сфере. Всемирная пандемия, которая началась в марте 2020 года в разы увеличила тренд глобализации, что привело к более массовому изучению английского языка среди населения Казахстана, что в свою очередь также отставило значимость государственного языка на второй план. Более того, ситуация с увеличением количества школ, колледжей и ВУЗов, преподающих на государственном языке в ряде специальностей, повлияло на увеличение доли образовательных грантов на 1-го студента, обучающегося в русском отделении, что также создало обратный тренд перехода в отделения с русским языком обучения. На основании вышесказанного автор предлагает внести значительные корректировки в нормативно-правовые акты Республики Казахстан, позволяющие стимулировать глубокое изучение государственного языка.

Литература:

  1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1045, Об утверждении Государственной программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020–2025 годы. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900001045 — Дата доступа: 09.04.2021
  2. Закон Республики Казахстан О языках в Республике Казахстан от 11 июля 1997 года N 151. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z970000151 — Дата доступа: 09.04.2021
  3. Статья в информационном портале nur.kz от 12 апреля 2021 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.nur.kz/family/children/1618075-trekhyazychie-kak-propusk-v-bolshoy-mir/ — Дата доступа: 09.04.2021
  4. Статья информационного портала rg.ru от 13 октября 2013 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rg.ru/2013/10/13/yazik-site.html — Дата доступа: 09.04.2021
Основные термины (генерируются автоматически): казахский язык, государственный язык, Казахстан, языковая политика, язык, Программа, русский язык, глубокое изучение, Государственная программа, лингвистический капитал.


Ключевые слова

нормативно-правовая база, закон, государственный язык, казахский язык, языковой капитал, Государственная программа по реализации языковой политика в Республике Казахстан, Закон О языках в Республике Казахстан

Похожие статьи

Разработка приложения для обучения казахскому языку...

Государственный язык республики Казахстан формировался на протяжение долгого периода в несколько веков, это был язык тюркских племён, связанных родственными связями, которые кочевали на территории современного Казахстана в период раскола Золотой Орды. А в 30-х...

Методики обучения казахскому языку | Статья в журнале...

Успешная карьера без отличного знания русского языка была раньше немыслима. В такой моноязыковой ситуации в Казахстане выросло несколько поколений. У русскоязычного населения не было необходимости изучать второй язык, а преподавание иностранных языков...

Правовые аспекты и нынешнее положение полиязычия в системе...

В то время как английский язык, являясь языком глобализации, помогает Казахстана укрепить свое положение на мировой арене. Развитие государственного, казахского, языка, сохранение и развитие русского, изучение английского и других языков, осуществление политики...

русский язык, ребенок, школа, методика преподавания...

изучение языков идет параллельно, языки не пересекаются, опорой является родной язык

К примеру, можем сказать, в русской группе изучаем казахский язык как государственный, а так же рассказываем народные сказки, рассказываем о батырах как...

Знание языков как основа межкультурной коммуникации

Принятие Государственной программы функционирования и развития языков в Республике Казахстана на 2011–2020 гг. свидетельствует о том, что в нашей стране, где проживают представители более 100 этносов, языковая политика находится в сфере одного из...

Русские в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

На государственном уровне русский язык признается языком межнационального общения, но вместе с тем, на бытовом уровне существует масса примеров, которые вносят в жизнь русскоязычного населения страны разочарование в декларируемых постулатах. С 2005 года в...

Англо-Казахский параллелный корпус для статистического...

Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык. Казахский язык является родным языком примерно для 9,9–11 миллионов человек. По данным переписи населения Казахстана 2009 года около 9 982 276 казахов назвали своим родным языком...

Филологический факультет Карагандинского государственного...

Доля студентов, обучающихся на государственном языке, составляет 580 человек. Сегодня филологический факультет один из ведущих в регионе. В его состав входит 6 кафедр: кафедра казахского языкознания, кафедра казахской литературы, кафедра практического курса...

Языковая политика стран Центральной Азии в аспекте влияния...

Официальный язык — узбекский, а русский язык является языком общения. Столица Ташкент — новый европейский город, крупнейший

Эта языковая политика в определенной степени способствовала распространению русской культуры в Центральной Азии и усилила...

Похожие статьи

Разработка приложения для обучения казахскому языку...

Государственный язык республики Казахстан формировался на протяжение долгого периода в несколько веков, это был язык тюркских племён, связанных родственными связями, которые кочевали на территории современного Казахстана в период раскола Золотой Орды. А в 30-х...

Методики обучения казахскому языку | Статья в журнале...

Успешная карьера без отличного знания русского языка была раньше немыслима. В такой моноязыковой ситуации в Казахстане выросло несколько поколений. У русскоязычного населения не было необходимости изучать второй язык, а преподавание иностранных языков...

Правовые аспекты и нынешнее положение полиязычия в системе...

В то время как английский язык, являясь языком глобализации, помогает Казахстана укрепить свое положение на мировой арене. Развитие государственного, казахского, языка, сохранение и развитие русского, изучение английского и других языков, осуществление политики...

русский язык, ребенок, школа, методика преподавания...

изучение языков идет параллельно, языки не пересекаются, опорой является родной язык

К примеру, можем сказать, в русской группе изучаем казахский язык как государственный, а так же рассказываем народные сказки, рассказываем о батырах как...

Знание языков как основа межкультурной коммуникации

Принятие Государственной программы функционирования и развития языков в Республике Казахстана на 2011–2020 гг. свидетельствует о том, что в нашей стране, где проживают представители более 100 этносов, языковая политика находится в сфере одного из...

Русские в Казахстане | Статья в журнале «Молодой ученый»

На государственном уровне русский язык признается языком межнационального общения, но вместе с тем, на бытовом уровне существует масса примеров, которые вносят в жизнь русскоязычного населения страны разочарование в декларируемых постулатах. С 2005 года в...

Англо-Казахский параллелный корпус для статистического...

Государственным языком Республики Казахстан является казахский язык. Казахский язык является родным языком примерно для 9,9–11 миллионов человек. По данным переписи населения Казахстана 2009 года около 9 982 276 казахов назвали своим родным языком...

Филологический факультет Карагандинского государственного...

Доля студентов, обучающихся на государственном языке, составляет 580 человек. Сегодня филологический факультет один из ведущих в регионе. В его состав входит 6 кафедр: кафедра казахского языкознания, кафедра казахской литературы, кафедра практического курса...

Языковая политика стран Центральной Азии в аспекте влияния...

Официальный язык — узбекский, а русский язык является языком общения. Столица Ташкент — новый европейский город, крупнейший

Эта языковая политика в определенной степени способствовала распространению русской культуры в Центральной Азии и усилила...

Задать вопрос