Социально-психологические проявления интернет-зависимости и ее сущность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 06.06.2021

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Тарасова, М. Г. Социально-психологические проявления интернет-зависимости и ее сущность / М. Г. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 482-484. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82129/ (дата обращения: 23.01.2022).



С развитием современной науки и техники Интернет стал неотъемлемой частью жизни общества. Современный человек не может обходиться без необходимой ему информации, почерпнуть которую возможно в Интернете, благодаря чему Сеть становится значимым местом для общения, работы или поиска нужной информации. Человечество функционирует как единый организм. Очевидно, Интернет приобретает огромное значение в современном мире и приносит большую пользу человечеству: как источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, как незаменимый помощник в работе и бизнесе, как средство проведения и планирования досуга, как место для знакомств и способ поддержания связи. Интернет облегчает выбор и покупку необходимых товаров и услуг, а также позволяет сэкономить на их приобретении.

Интернет-зависимость — это расстройство, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и заключающееся в навязчивом стремлении войти в Интернет и неспособности человека вовремя выйти из сети.

Анализ работ на тему интернет-зависимости выявил, что продолжительное и неконтролируемое нахождении в Сети приводят к изменениям в состоянии сознания и к снижению умственной деятельности, что отражается на способности обучаться и глубоко мыслить.

Современные знания о интернет-зависимости позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой зависимого поведения.

Подробный анализ результатов исследований показывает, что причины зависимости от интернета можно разделить на внешние и внутренние.

Внешние причины:

— дезадаптация в реальной жизни

— травматическая ситуация, стресс, спровоцировавшие избегание реального мира и людей.

— социальная изоляция — вынужденная или специально созданная

— особенности интернет-среды:

— престижность Интернета,

— доступность Интернета,

— возможность поиска необходимой информации

— возможность общения со знакомыми, находящимися на расстоянии,

— возможность быстрого поиска новых социальных контактов (друзей, любимых, знакомых, людей).

Общение в Интернете во многом состоит из игры воображения, позволяющей сделать из своего собеседника идеального собеседника.

Интернет-пространство дает возможность создания собственного образа, вызвав тем самым желаемую и желательную реакцию окружающих и получение их признания. Особенность Интернет-пространства заключается в том, что человек имеет возможность переноса из реального мира в виртуальный, где может удовлетворять свои потребности в общении, информации, удовольствии. Сетевое пространство предоставляет свободу действий, высказываний, возможность общения на любые темы, свободное управление информацией. Интернет стал хорошим помощником для ухода от проблем в реальной жизни.

Внутренние причины

— Расстройства психики:

— Агорафобия — страх открытого пространства.

— Ксенофобия — страх чужих.

— Дисморфобия — человек постоянно переживает по поводу собственной внешности.

— Страх общения с другими людьми.

— Комплекс неполноценности.

— Депрессии.

— Акцентуации и патологии, толкающие человека на удовлетворение противозаконных фантазий: садизм, мазохизм, педофилия.

Для зависимой личности любой формы зависимости характерен ряд психологических характеристик таких как стремление к уходу от реальности, рассогласованность психологической устойчивости в кризисных ситуациях и ситуациях обыденных отношений, стремление обманывать окружающих, скрытый комплекс неполноценности, внешне проявляемый превосходством, инфантильность, подражательность, неспособность адекватно планировать и прогнозировать будущее, ригидность, любопытство, эгоцентризм, нетерпеливость и сниженный фон настроения. [Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. — СПб.: Речь, 2007. — 190 с.]

Исследования, проведенные в Венгрии свидетельствуют о наличии у интернет-зависимых лиц признаков расстройства контроля побуждений. Так, 82 % опрошенных сообщили о выраженной тяге находиться on-line, 92 % считали, что без интернета мир — пустое и скучное пространство, у 77 % возникали фантазии по поводу использования Интернета, 43 % сообщили о депрессивном настроении и чувстве вины, возникавших после длительного пребывания в Сети, 71 % сообщили о появлении агрессии при невозможности нахождения в сети Интернет.

Будучи индивидуалистами, интернет-зависимые лица легко адаптируются к длительным периодам относительной изоляции и способны довольствоваться лишь опосредованными контактами с другими людьми. Для интернет-зависимых лиц характерно ощущение одиночества, которое они стараются снизить, проводя время за общением в чатах.

Проанализировав многочисленные исследования, посвящённые изучению влияния интернет-зависимости на развитие личности, можно выделить возможные риски, которые несет в себе данная зависимость:

— Злоупотребление интернетом негативно сказывается на физическом здоровье личности. Многочасовое сидение в интернете приводит к нарушению зрения, нарушению режима сна и отдыха, изменениям в структуре мозга и в его функционировании. Существует риск сердечно-сосудистых заболеваний и патологии опорно- двигательного аппарата.

— Интернет-зависимость приводит к множеству социальных проблем, таких как девальвация дружеских отношений, ухудшению социальной адаптации, утрачиванию социальных навыков, изоляции и др.

— Под воздействием интернета формируются когнитивные и психологические проблемы. Современные исследования последних десятилетий указывают на то, что психические процессы, как мышление, память, восприятие, внимание, способность к речевому общению, эмоционально-волевые процессы под влиянием интернета претерпевают качественные и количественные изменения. Наличие постоянного доступа к информации в интернете, может стимулировать человека как можно меньше использовать свою собственную память, разрушать способность к запоминанию информации, способствует снижению концентрации внимания. Отмечая изменения когнитивных процессов под воздействием использования интернета выделяется феномен клипового мышления. Клиповое мышление строится по принципу построения музыкальных клипов, где видеоряд — это набор не связанных событий, фактов и образов. При таком мышлении человек воспринимает мир фрагментарно и особенностью этого мышления является чрезвычайно большая скорость потребления информации и предпочтение не текстовой, а образной информации. В эмоциональной сфере у интернет-зависимой личности проявляются депрессивные состояния, эмоциональная нестабильность, тревожность; в волевой сфере — снижение контроля над действиями и временем; в ценностной сфере — подмена реальных ценностей виртуальными; в мотивационной сфере — снижение мотивации к достижениям, противоречивость мотивов.

Таким образом, феномен интернет-зависимости представляет собой комплексное социальное явление, развитие которого обусловлено рядом факторов ситуационного и личностного характера. Поскольку с каждым годом понижается возраст приобщения к Интернету, а молодежь составляет больший сегмент интернет-аудитории, проблема интернет-зависимого поведения может стать в дальнейшем одной из причин низкой социальной адаптации, слабой интегрированности в социальные отношения наиболее трудоспособной части населения.

Литература:

  1. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / А. Е. Войскунский // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). — Москва, 2000. — С. 251–253.
  2. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 2005. — № 5. — С. 90100.
  3. Войскунский, А. Е. Феномен зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Гуманитарные исследования в Интернете. — 2000. — № 9. — С. 5068.
  4. Егоров, А. Ю. Нехимические аддикции / А. Ю. Егоров. — СПб.: Речь, 2007.С. 192.
  5. Королева, Н. Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей / Н. Н. Королева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2004. — Т. 4, № 9. — С. 168–179.
  6. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 1991. — Т. 1. — С. 8–15.
  7. Короленко, Ц. П. Интернет-зависимость в русскоязычном секторе Интернета / Ц. П. Короленко, В. А. Лоскутова // Сибирский научный медицинский журнал. — 2004. — № 3. — С. 45–51.
  8. Малыгин, В. Л. Био-психо-социальная модель интернет-зависимого поведения у подростков. Предикторы и принципы терапии / В. Л. Малыгин [и др.] // Неврологический вестник. Журнал им. В. М. Бехтерева. — 2017. — Т. 49. — № 1. — С. 88–90.
  9. Orzack, M. H. Computer addiction: What is it? [Electronic resource] / M. H. Orzack // Psychiatric Times. — 1998. — Vol. 15, N 8. — URL: http://www.psychiatrictimes.com/p980852.html
Основные термины (генерируются автоматически): Интернет, возможность общения, общение, проблема, реальная жизнь, реальный мир, сеть, социальная адаптация.


Задать вопрос