Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №23 (365) июнь 2021 г.

Дата публикации: 06.06.2021

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Гливяс, М. Ю. Особенности организационно-методического содержания предмета «физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны РФ / М. Ю. Гливяс, Г. В. Гливяс, С. С. Китов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 23 (365). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/365/82098/ (дата обращения: 25.04.2024).



В данной статье рассматриваются организационно-методические особенности обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации с учетом дальнейшего поступления в военно-учебные заведения высшего и среднего образования.

Говорится о построении организационно-методической модели построения учебного процесса по «Физической культуре» особенностях организации, планирования и проведения учебных занятий.

Эффективности применения форм и средств физической культуры, наиболее подходящих методов и методических приемов, используемых на занятиях по «Физической культуре» в соответствии с особенностями обучения в общеобразовательных организациях МО РФ и возрастных изменений обучающихся.

Ключевые слова : физическая культура, физическая подготовка, военно-учебные заведения, модель, организационно-методическое содержание.

Введение

Приступая к разработке структуры и содержания процесса обучения по предмету «Физическая культура», необходимо, прежде всего, уточнить его основные функции, знания которых будет способствовать эффективной реализации на практике.

Понятие «функциональная модель организационно-методического содержания» определяется нами, как описательный аналог, который отражает наиболее важные характеристики функционального значения содержания, как особой формы процесса обучения предмету, по физической культуре обучающихся СПКУ, с учетом поступления в военно-учебные заведения.

Содержание модели позволяет судить о том, что проектируемое содержание направлено, главным образом, на организационно-методическое совершенствование процесса обучения предмету «Физическая культура», с акцентом на повышение уровня физической подготовленности обучающихся СПКУ для поступления в военно-учебные заведения.

В своей совокупности функции организационно-методического содержания позволит судить о его научной и практической целостности, как специфической формы процесса обучения предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях.

Основные положения

Модель организационно-методического содержания процесса обучения предмету «Физическая культура» имеет цель повышения уровня физической подготовленности кадет СПКУ, с учетом поступления в военно-учебные заведения.

Этапы подготовки в процессе обучения заключаются в:

подборе средств, методов, методических приемов развития физических качеств необходимых обучающимся для повышения уровня физической подготовленности, развития физических качеств что в дальнейшем позволит им успешно сдать вступительный экзамен по физической подготовке в военно-учебном заведении;

определение содержания физической подготовки (необходимо знакомить обучающихся с особенностями поступления в военно-учебные заведения, порядок начисления баллов за выполненные нормативы и учитывать это при проведении учебных занятий в старших классах).

Методика включает в себя:

содержание занятий для повышения эффективности физической подготовки обучающихся в ходе процесса обучения (включение в организационно-методическое содержание специальных упражнений на развитие быстроты, силы, выносливости (общая, специальная), ловкости, скоростно-силовых способностей, упражнений с отягощением, с собственным весом, подвижные игры, прыжковые упражнения, упражнений с координационной лестницей, изометрическое напряжение мышц в статике, с использованием кругового, целостного метода, стандартного упражнения, стандартно-непрерывного упражнения, переменного упражнения, переменно-интервального упражнения, игрового метода, соревновательного, способствующие повышению уровня физической подготовленности обучающихся, включение в процесс обучения предмету «Физическая культура», методических приемов: изменение количества повторений одного и того же упражнения; увеличение или уменьшение амплитуды движений; изменение суммарного количества упражнений; изменение скорости выполнения одного и того же упражнения; варьирование величины внешних отягощений; изменение исходных положений; изменение длины дистанции; проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке).

Задачами организационно-методического содержания являются:

  1. повышение уровня двигательных умений и навыков;
  2. повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;
  3. вооружением кадет специальными знаниями по ФК (знания в области физической культуры и спорта, знания в области физической подготовки, знания в области организации физической подготовки в военно-учебных заведениях).

Организационно-методическое содержание занятий по физической культуре обеспечивает:

реализацию цели, связанной с физическим развитием обучающихся СПКУ;

реализацию цели, связанной с формированием специальных двигательных умений и навыков, в ходе занятий физической культурой и спортом;

реализацию цели, связанной с развитием профессионально важных физических качеств (военно-прикладных двигательных навыков) у обучающихся и подготовки их предстоящему обучению в военно-учебных заведениях.

Деятельность обучающихся СПКУ в ходе проведения занятий по предмету «Физическая культура»:

выполнение упражнений, направленных на повышение уровня физической подготовленности;

освоение специальных двигательных умений и навыков, способов подхода к выполнению контрольных нормативов;

практическое применение знаний, умений и навыков по совершенствованию физических качеств, необходимых для поступления в военно-учебные заведения;

диагностика собственного функционального состояния организма и развития физических качеств (ЧСС, артериальное давление, функциональные пробы, контроль динамики улучшения или ухудшения результатов при выполнении контрольных нормативов).

Ожидаемые результаты от внедрения организационно-методического содержания в образовательный процесс:

повышение максимальных функциональных возможностей организма и его ведущих систем;

повышение эффективности деятельности организма в целом и его органов, систем при выполнении тренируемой мышечной деятельности необходимых для подготовки к поступлению в военно-учебные заведения;

возможность сдачи контрольным нормативов, согласно требованиям военно-учебных заведений, при сдаче вступительных испытаний;

вооружение специальными знаниями и умениями в процессе обучения предмету «Физическая культура» связанных с процессом обучения в общеобразовательных организациях МО РФ, поступления и обучения в военно-учебных заведениях.

Заключение

Из анализа функциональной модели важно подчеркнуть составляющие, которые имеют важное значение для развития логики настоящего исследования:

  1. Разработка организационно-методического содержания — сложный процесс, который необходимо осуществлять по специально разработанной методике;
  2. Выявление функций организационно-методического содержания в сочетании с материалами предварительного исследования объекта являются основой для разработки структуры и содержания процесса обучения по предмету «Физическая культура» в общеобразовательных организациях МО РФ.

Литература:

  1. Могилинец, С. Н. Развитие общей и силовой выносливости у обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации: автореферат дис. … кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Могилинец Сергей Николаевич: Воен.ин-т физ.культуры. — Санкт-Петербург, 2019. — 25 с.
  2. Обвинцев, А. А. Физическая подготовка граждан Российской Федерации к военной службе в системе допризывного обучения и воспитания / А. А. Обвинцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. — 2012. – № 4. — С. 54–60.
  3. Образовательная программа среднего общего образования по федеральному компоненту государственного образовательного стандарта ФГКОУ «Ставропольское Президентское кадетское училище» на 2019–2020 учебный год — С. 45.
  4. Озеров, В. П. Формирование психомоторных способностей человека: монография / В. П. Озеров // — Ставрополь: Сервисшкола, 2011. — 280 с.
  5. Полянский, В. П. Профессиональная направленность физического воспитания в общеобразовательных организациях МО РФ: организационно-педагогические условия и результаты педагогического эксперимента / В. П. Полянский, Д. В. Виноград // Вестник военного образования. — 2017. — № 3. С. 75–79.
  6. Пономарев, Н. И. Феномен игры и спорта / Н. И. Пономарев // Теория и практика физической культуры. — 1972. — № 8. — С. 16–17.
  7. Равенко, Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности учащихся 10–11 классов / Е. М. Равенко // Теория и практика физической культуры. — 2018. — № 2. — С. 33.
  8. Романов, В.А. Особенности личностно-профессионального определения кадет-старшеклассников / В. А. Романов, О. С. Романова // Вестник военного образования. — 2018. — № 6 (15). — С. 111–115.
Основные термины (генерируются автоматически): организационно-методическое содержание, повышение уровня, физическая культура, физическая подготовка, заведение, общеобразовательная организация МО РФ, предмет, процесс обучения, реализация цели, физическая подготовленность.


Ключевые слова

модель, физическая культура, физическая подготовка, военно-учебные заведения, организационно-методическое содержание

Похожие статьи

Особенности физической подготовки воспитанников...

Физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и

3. Средства, методы иформы физической подготовки воспитанников общеобразовательных организаций МО РФ.

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных...

Для повышения уровня теоретического и физического развития военнослужащих могут применяться и другие методы, но при работе с курсантами

Организационно-методические особенности подготовки... Рубрика: Физическая культура и спорт.

Программно-методическое обеспечение физической культуры...

Рахматов, А. И. Программно-методическое обеспечение физической культуры студентов высших учебных заведений / А. И. Рахматов.

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности...

Организация физической подготовки в условиях пандемии...

При организации и проведении урока «физическая культура» в условиях дистанционного обучения, необходимо максимально использовать урок физической культуры с образовательно-познавательной направленностью. В связи с пандемией организацию и...

Влияние занятий физической культурой на процесс адаптации...

В статье рассматривается влияние физической культуры на процесс адаптации воспитанников на начальном этапе обучения в

Помимо основных форм физической культуры, проводимых ежедневно в училище (утренняя физическая зарядка, учебные занятия и спортивная работа)...

Организация обучения приемам самостоятельной физической...

физическая культура, физическая подготовка, курсант, физическая подготовленность, учебный процесс, повышение уровня, метод тренировки

Попутная физическая тренировка направлена на повышение уровня физической подготовленности, совершенствование...

Содержание и направленность занятий по физической культуре...

 В статье рассматривается организация занятий по физической культуре в кадетских корпусах в соответствии с требованиями рабочей программы и Федерального государственного стандарта, и требованиями, стоящими перед кадетами во время поступления в вузы МО РФ.

Преподавание предмета «Физическая культура»

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего

Долгое время в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры учебный предмет «Теория и методика...

Теория и методология обучения физической культуре...

Теория и методология обучения предмету «Физическая культура» выполняет функции интеграции теоретических знаний и практических навыков, приобретенных учащимися при изучении разных учебных предметов, т. е. осуществляется межпредметная связь.

Похожие статьи

Особенности физической подготовки воспитанников...

Физическая культура — это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и

3. Средства, методы иформы физической подготовки воспитанников общеобразовательных организаций МО РФ.

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных...

Для повышения уровня теоретического и физического развития военнослужащих могут применяться и другие методы, но при работе с курсантами

Организационно-методические особенности подготовки... Рубрика: Физическая культура и спорт.

Программно-методическое обеспечение физической культуры...

Рахматов, А. И. Программно-методическое обеспечение физической культуры студентов высших учебных заведений / А. И. Рахматов.

Физическая культура – это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности...

Организация физической подготовки в условиях пандемии...

При организации и проведении урока «физическая культура» в условиях дистанционного обучения, необходимо максимально использовать урок физической культуры с образовательно-познавательной направленностью. В связи с пандемией организацию и...

Влияние занятий физической культурой на процесс адаптации...

В статье рассматривается влияние физической культуры на процесс адаптации воспитанников на начальном этапе обучения в

Помимо основных форм физической культуры, проводимых ежедневно в училище (утренняя физическая зарядка, учебные занятия и спортивная работа)...

Организация обучения приемам самостоятельной физической...

физическая культура, физическая подготовка, курсант, физическая подготовленность, учебный процесс, повышение уровня, метод тренировки

Попутная физическая тренировка направлена на повышение уровня физической подготовленности, совершенствование...

Содержание и направленность занятий по физической культуре...

 В статье рассматривается организация занятий по физической культуре в кадетских корпусах в соответствии с требованиями рабочей программы и Федерального государственного стандарта, и требованиями, стоящими перед кадетами во время поступления в вузы МО РФ.

Преподавание предмета «Физическая культура»

Теория и методика преподавания предмета «Физическая культура» — сравнительно новая учебная дисциплина в системе высшего

Долгое время в системе профессиональной подготовки учителя физической культуры учебный предмет «Теория и методика...

Теория и методология обучения физической культуре...

Теория и методология обучения предмету «Физическая культура» выполняет функции интеграции теоретических знаний и практических навыков, приобретенных учащимися при изучении разных учебных предметов, т. е. осуществляется межпредметная связь.

Задать вопрос